Экранизация всей страны
Триумфальное шествие по мультиплексам синих великанов с хвостами убедительно продемонстрировало, что кинопрокату не особенно страшен кризис. Кассовые сборы фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона в России – $114 086 273. Только за первый уик-энд проката в нашей стране сборы составили $21 млн. Это лучший показатель во всем мире после США и Канады.
«Реанимация» отечественного кинопроката началась в Москве в 1996 году, когда в Настасьинском переулке открылся первый современный кинотеатр «Кодак» с залом на 570 мест, оснащенный стереосистемой Dolby. За последующие 14 лет был совершен настоящий прорыв в области кинопроката. В российских городах появились сотни новых современных кинотеатров и мультиплексов с огромными экранами, отличным звуком, удобными креслами, кондиционерами и попкорном. По данным компании «Невафильм Research», общее число современных кинотеатров на 1 июня 2010 года составляет 815, залов – 2216. В том числе цифровых кинотеатров – 362, цифровых залов – 501, из них залов 3D – 496. Сегодня в Московском регионе насчитывается 111 современных кинотеатров, 478 залов; в том числе 66 цифровых кинотеатров, 113 цифровых залов (все – 3D). Сейчас в России работают 58 мультиплексов (кинотеатры с 8 и более залами), имеющих в общей сложности 533 киноэкрана. Из них 53 мультиплекса имеют 125 цифровых залов (тоже все 3D). Практически все открывшиеся кинотеатры являются составляющей частью торгово-развлекательных комплексов.
Растущее число мультиплексов под крышей ТРЦ – процесс закономерный. Поселившись в торгово-развлекательном комплексе, оператор кинотеатра получает весомые преимущества: кинотеатр освобождает себя от решения многих вопросов, связанных с административно-хозяйственной деятельностью, таких, например, как вывоз мусора, уборка прилегающей территории, организация охраны. Также расположение кинотеатра в торговом комплексе позволяет проводить совместные с ТРЦ рекламные кампании.
Арендные ставки для операторов кинотеатров в составе торговых центров оцениваются, по данным GVA Sawyer, в $115–150/кв. м в год (triple net).
Эксплуатационный сбор в рамках торгового центра, взимаемый с оператора кинотеатра, по данным Cushman & Wakefield, может составлять, в зависимости от площади, от $40 до 70/кв. м в год. Если говорить об общих операционных расходах кинотеатра, то они могут доходить до 75% от общей выручки кинотеатра.
Среди операторов по итогам 2009 года лидируют «КАРО Фильм», «Синема парк» и «Киномакс». На долю этих компаний приходится 21,6% от общего числа проданных билетов и 26,3% кассовых сборов. На сегодняшний день только сети «КАРО Фильм» принадлежат 32 кинотеатра, из них 19 кинотеатров в Москве и области, 8 в Санкт-Петербурге, 5 в регионах. Общее число зрительных залов составляет 163 (в общей сложности на 29?077 мест). «В 2009 году был открыт мультиплекс «КАРО Фильм» в ТЦ «Спектр», который находится в Москве рядом со станцией метро "Теплый Стан"», – рассказывает Игорь Ильчук, генеральный директор «КАРО Фильм». – Кинотеатр включает в себя восемь залов на 1280 зрительских мест. Один из них оснащен оборудованием для цифрового кинопоказа, которое позволяет зрителям просматривать фильмы в формате 3D. Также в начале марта 2009 года был открыт кинотеатр «КАРО Фильм» в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, в одном из крупнейших отелей города – гостинице «Москва». В кинотеатре один кинозал на 393 зрительских места».
Нужны ли России кинотеатры-гиганты?
Открытие нового мультиплекса – удовольствие не из дешевых. По данным компании «Астера», объем инвестиций в строительство только одного зала мультиплекса может составлять от $150 тыс. до $500 тыс. Поэтому экономический кризис не мог не сказаться на росте мультиплексов. С начала 2010 года в России было открыто 11 новых современных мультиплексов с 46 залами. Для сравнения: за три первых месяца 2009 года, по данным компании «Невафильм Research», был открыт 71 кинозал в 9 мультиплексах. Как видно, девелоперы ТРЦ сегодня стараются экономить на количестве кинозалов. Лишить торгово-развлекательный центр мультиплекса никто не решается, что вполне логично. «Мультиплекс является в ТРЦ «якорем», который генерирует поток посетителей и формирует лояльность к торговому объекту в целом, – напоминает Вячеслав Коркин, старший консультант компании «Магазин Магазинов в ассоциации с СB Richard Ellis». – Вместе с тем мультиплекс повышает посещаемость торговых галерей. Маловероятно, что, купив билет в кино, человек отправится в гипермаркет, однако посетить расположенный рядом с кинотеатром книжный магазин или бутик, торгующий фильмами и музыкой, он может. Также по дороге в мультиплекс он может увидеть в витрине магазина интересующую его вещь и вернуться в ТРЦ на следующий день». Интересное исследование провела в 2008 году ИК «Гортис». Оказывается, только 9% посетителей торгово-развлекательного комплекса отправляются сюда именно за покупками; 22% посетителей идут в ТРЦ только для того, чтобы развлечься; а 69% посетителей приходят, чтобы что-нибудь купить и заодно развлечься. Таким образом, две трети посетителей отправляются в ТРЦ, чтобы удовлетворить обе потребности, и могут не прийти, если отнять одну из них.
Насколько правильным решением является тенденция сокращения числа кинозалов в мультиплексах, покажет время. Как известно, в мировой практике принята классификация кинотеатров по числу залов: однозальные, мини-плексы (2–7 залов), мультиплексы (8–15 залов), мегаплексы (16 и выше). Формат мегаплекса в России представляет пока только мультиплекс «Титаник- » в составе ТК «ВэйПарк» на 71-м км МКАД, состоящий из 16 залов. Среди других крупных кинотеатров можно отметить Kinostar De Luxe (11 залов, 3100 мест), Kinostar Химки (12 залов, 3500 мест), «Формула Кино-1» рядом с «Ашан-Марфино» (12 залов, 2106 мест), «КАРО Фильм Октябрь» (11 кинозалов, премьерный зал на 1518 мест, общее количество мест более 3000).
Нужны ли России гигантские кинотеатры? «В США много мегаплексов, состоящих из 20–25 залов, – говорит Вячеслав Коркин. – Россия идет в этом направлении, однако когда количество кинозалов сравнится с американскими мультиплексами, пока непонятно. В США принято ходить в кино практически на каждую премьеру. Причем в кино с удовольствием ходят не только те, кому 15–17 лет, но и представители старшего поколения – те, кому 50–60. У нас пока такая традиция не сформировалась».
Где «кина не будет»?
Закрытие как кинотеатра в целом, так и отдельных кинозалов – явление редкое. Даже во время кризиса. Так как строительство мультиплекса обходится дорого, то необходимое количество залов тщательно просчитывается во время работы над проектом.
«Во время кризиса были случаи, когда начавшаяся реконструкция кинотеатров была приостановлена из-за нехватки средств», – отмечает Вячеслав Коркин.
Согласно данным компании «Невафильм Research», с января по март 2009 года был закрыт 31 кинозал в девяти кинотеатрах. Часть кинозалов через некоторое время возобновила работу под управлением других операторов.
«К сожалению, в 2009 году нам пришлось закрыть кинотеатр в Орехово-Зуево. Причиной стали изменения условий арендной платы, – говорит Игорь Ильчук, генеральный директор «КАРО Фильм». – Мировой финансовый кризис создал непростое положение в стране, и увеличение ставки аренды в валюте выглядело неадекватным экономической ситуации, в связи с чем в «КАРО Фильм» было принято решение о закрытии кинотеатра. Кроме того, кинотеатр в Орехово-Зуево не оправдал ожиданий и за год своего существования не вышел на плановые показатели доходности».
В первом квартале 2010 года было закрыто всего 4 кинотеатра (8 кинозалов), причем половина из них была закрыта на плановую модернизацию и летом этого года планирует возобновить работу.
«Во время кризиса стало меньше картин. Однако нельзя сказать, что люди стали реже ходить в кино. Например, фильм «Ледниковый период» показал рекордные сборы, – говорит Вячеслав Коркин. – То, что торгово-развлекательные центры во время кризиса шли на уступки киносетям, – это факт. Однако подробности типа снижения арендной ставки все стараются сохранить в тайне».
Как отметил Игорь Ильчук, кинорынок стойко перенес кризис, поход в кино по-прежнему остается наиболее доступным видом отдыха вне дома. На экраны выходят новые фильмы, зрители, как и раньше, заполняют залы. Немаловажно, что перед кризисом репертуар кинотеатров был уже весьма широк, – отечественные зрители начали выбирать фильмы по душе, а не просто шли в кино на то, «что дают». Поэтому количество проданных билетов и общий объем бокс-офиса в рублях только возросли.
Трудно переживали кризис однозальные кинотеатры. «Если говорить об однозальных кинотеатрах, то в нынешних условиях они переживают нелегкие времена, – считает Игорь Ильчук. – Сформировавшаяся на рынке экономически обоснованная модель, а также современные концепции кинопоказа наглядно продемонстрировали бесперспективность однозальных кинотеатров с точки зрения рентабельности, в связи с чем их остается все меньше. Поэтому с уверенностью можно сказать, что потенциал многозальных кинотеатров выше».
Мультиплексы предоставляют зрителям больше возможностей, чем обычные кинотеатры. Здесь не нужно долго ждать начала сеанса. «Аватар», например, начинался в мультиплексах каждые 20–30 минут. Поэтому судьба однозальных кинотеатров, скорее всего, предрешена. Через некоторое время они вымрут как класс, уступив место современным мультиплексам. Впрочем, возможно, несколько особей сохранят в качестве музейных экспонатов и для демонстрации «другого кино».
Переход на «цифру»
Одним из трендов 2010 года является переоборудование залов в уже существующих кинотеатрах под цифровую кинопроекцию.
Цифровое кино появилось в России в октябре 2006 года с открытием первой DCI в Санкт-Петербурге. В июле 2009-го в России насчитывался уже 161 цифровой экран, что составило 8% от общего числа, четверть из них была сосредоточена в Москве.
К концу мая 2010 года, согласно данным компании «Невафильм Research», к выходу в прокат «Шрэка навсегда» в России насчитывается около 490 цифровых кинозалов, 99% из которых оснащены системами 3D-показа. По данным на 27.05.2010, цифровые экраны действуют в почти 360 кинотеатрах, что составляет 44% рынка современных кинотеатров страны.
С начала 2010 года в России число цифровых кинозалов увеличилось на 60 (в 38 кинотеатрах). Таким образом, цифровая сеть растет в три с половиной раза быстрее, чем общее число киноплощадок.
Федеральные сети направляют все больше ресурсов на «цифровизацию» своих кинозалов. «Фильмов в формате 3D становится все больше, поэтому мы продолжаем активно оснащать наши кинотеатры соответствующим оборудованием, – говорит Игорь Ильчук. – В настоящее время в «КАРО Фильм» насчитывается 23 зала для цифрового показа. Ими оборудованы 19 кинотеатров сети».
Известно, что «Синема парк» имеет целевую программу по оснащению двух-трех кинозалов в каждом из своих мультиплексов под формат Digital-3D. Цифровые кинозалы есть во всех кинотеатрах Kinostar (по четыре на мультиплекс), в «Люксоре» (по 1,7 зала), в «Пяти звездах» (по два зала). В сетях «Киномакс» и «Кронверк Синема» цифровые кинозалы есть пока лишь в 30% и 50% кинотеатрах соответственно.
«Основными мотиваторами открытия цифровых кинозалов является прежде всего растущее число 3D-релизов, доступность в цифровом формате всех блокбастеров, а также распространение альтернативного контента для показа в цифровых кинотеатрах (опера, концерты, киноакции), – поясняет Ксения Леонтьева, ведущий аналитик «Невафильм Research». – Крупные киносети открывают по одному-двум кинозалам на кинотеатр для 3D-показов. Независимые операторы кинотеатров покупают цифровые проекторы для 3D-показов, а также чтобы получить доступ к фильмам "первого экрана"».
Среди основных причин, тормозящих внедрение цифровых технологий, аналитик называет отсутствие государственной поддержки и то, что не работает VPF-модель, нет компаний-посредников, занимающихся интеграцией цифрового кинооборудования.
не указано
Живее всех живых
«Скоро ничего не будет: ни театров, ни кино, ни книг, будет лишь одно сплошное телевидение», – восклицал когда-то с киноэкрана отрицательный герой оскароносного отечественного фильма. Честно говоря, мы ему и тогда не очень верили. Теперь же очевидно, что слухи о гибели «важнейшего из искусств» оказались явно преувеличены. Сегодня у телевидения большие проблемы, а чтобы попасть на премьеру блокбастера, нужно позаботиться заранее. Например, на «Аватар» билеты были распроданы на несколько дней вперед.
01.07.2010
2268