В частности согласно документу планируется ввести временный мораторий на предоставление земель и выдачу разрешений на строительство крупных торговых складских объектов в придорожной полосе автодорог, обеспечивающих движение в город и из города. Кроме того, власти предлагают вынести логистические центры и складские терминалы из Москвы.
Эксперты считают, что реализация этих планов вполне возможна.
Председатель совета директоров STS/RLS Logistics Кирилл Власов рассказывает, что в Европе всегда государственные органы занимались выделением земель под строительство логистическиих терминалов и обеспечивали подводки всех коммуникации, образовывали большие логистические парки, затем логистические операторы выкупали части земель парков и образовывался единый логистический центр. В России же, в связи с тем, что в России нет единого видения процесса распределения земель, складские терминалы соседствуют с коттеджными поселками. «Власти 5 лет назад уже планировали выстраивать сеть терминалов по бетонному кольцу. Если проект осуществится, то это существенно облегчит логистические процессы», - отмечает Кирилл Власов.
Андрей Дуранин, директор по развитию бизнеса логистической компании Relogix, полагает, что подобные меры ударят прежде всего по малому бизнесу. У крупных компаний склады и так находятся за пределами Москвы. А вот логистическими терминалами, которые в большом количестве существуют в столице, пользуются в основном небольшие компании. Причем если вне города находятся большей частью логистические комплексы класса А, то в пределах Москвы это терминалы класса С. Необходимость переехать «за город» сильно увеличит расходы компаний и в итоге приведет к росту цен на товары, рассуждает эксперт.
Среди запланированных правительством Москвы мер также перевод складских терминалов на ночной график работы и временное ограничение на въезд грузового автотранспорта в Московский регион с 07:00 до 22:00 в рабочие дни и круглосуточно в выходные и праздничные дни. А также установление особых условий работы торгово-складских и других объектов, то есть исключение подвоза или вывоза грузов в период пиковых нагрузок транспортной системы.
По словам Кирилла Власова, это создаст проблемы не только для малого бизнеса, но и для крупных торговых операторов. Въезд в Москву будет осуществляться исключительно мелкотанажным транспортом. У крупнооптовых магазинов появятся проблемы с увеличением сроков выгрузки, увеличением документооборота, увеличением логистичеких затрат. Что касается ночного графика работы, то крупнооптовые магазины работают круглосуточно, инфраструктура уже налажена. Ряду мелких магазинов и торговых центров придется создавать ночные смены для приемки товаров. Непонятна будет и роль нынешних продовольственных распределительных центров, которые сейчас консолидируют весь товар в Москве, а рано утром развозят по магазинам. Особую сложность вызовет доставка скоропортящегося товара - свежая рыба и морепродукты, плодоовощная и мясомолочная продукция, - подчеркивает эксперт.
При этом, не факт, что пробки уменьшатся, когда вместо одной крупнотоннажной машины в Москву поедет семь газелей, - добавляет Кирилл Власов.
По мнению Андрея Дуранина, данные нововведения могут даже привести к исчезновению некоторых видов бизнеса. К примеру, интернет-компаний, ведь доставка товара покупателям не может осуществляться ночью. «Кроме того, данные меры если и решат транспортные проблемы, то ненадолго», - резюмирует Андрей Дуранин.