«Мы приняли решение о выходе на рынок через покупку компании, а не путем строительства магазинов с нуля, и поскольку в ближайшей перспективе мы не видим четко обозначенных партнеров для приобретения, нет необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса», — заявил президент Walmart Даг Макмиллон, слова которого приводятся в пресс-релизе.
Крупнейшая в мире сеть Walmart создана в 1962 году в США. Основные форматы: дискаунтеры (5 тыс. кв. м), суперцентры (18 тыс. кв. м) и "магазины у дома" Walmart, центры мелкооптовой торговли Sam`s Club. Насчитывает 8692 магазина в 15 странах мира. Выручка в 2010 финансовом году — $405 млрд, чистая прибыль — $14,4 млрд. Капитализация — около $193 млрд.
Как сообщает газета «Коммерсант», на собрании акционеров Walmart в 2009 году CEO Walmart в России и Восточной Европе Стефан Фандерль пообещал, что российские магазины будут открыты уже в 2010 году. Однако за время существования российского офиса, с 2008 года, компания не открыла ни одного магазина. По данным газеты, дальше всего Walmart продвинулась в переговорах с главой ФК "Уралсиб" Николаем Цветковым, владевшим "Копейкой", но ее опередила российская X5 Retail Group (магазины "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.): в начале декабря было объявлено, что X5 приобретает "Копейку" за 51,5 млрд руб. Также американцы пытались купить "Ленту", но ее акционеры так и не пришли к согласию.
Между тем как заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, слова которого приводит «Интерфакс», у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ не было оснований отказывать американскому Walmart в приобретении российской торговой сети.
"По моим ощущениям, у нас никогда с Walmart проблем не было. В принципе, гипотетически говорить о том, что мы могли Walmart отказать, невозможно, потому что он здесь никак не представлен", - сказал Андрей Кашеваров.
В то же время компания не теряет своего интереса к российскому рынку. По словам Дага Макмиллона, Walmart продолжит рассматривать варианты прихода в Россию. Представитель Walmart Константин Дубинин заявил, что компания приветствует конкуренцию в российском рынке ритейла и в дальнейшем планирует вернуться в Россию. "В случае появления перспективного предложения по покупке сети, мы обязательно его рассмотрим", - сказал он.
По мнению директора департамента торговой недвижимости Colliers International Галины Малиборской, скорее всего компания оценила экспансию в Россию слишком дорогой, поскольку развиваться с нуля довольно сложно в виду высокой стоимости земли, сложного процесса согласований и разрешений, сильных позиций местных игроков. «Эту проблему можно было бы решить с помощью покупки уже существующей российской сети, но к сожалению, этого не произошло», - заявила она.
Эксперт отметила, что конкуренция на российском рынке будет обостряться с выходом любого нового оператора, как в сегменте продуктовых гипермаркетов, так и в любом другом. «С выходом каждого нового продуктового гипермаркета это будет становиться все сложнее и дороже», - считает Галина Малиборская.
Гендиректор «реал,- Гипермаркет» Антониу Баптишта заявил CRE, что, по его убеждению, российский розничный рынок и особенно сектор гипермаркетов в крупных городах имеет огромный потенциал и является одним из самых перспективных и быстро растущих. По его словам, здоровая конкуренция всегда идет только на пользу рынку.
«В России конкуренция достаточно сильная, но не потому, что соперников много и им на рынке тесно, а потому что все они или, по крайней мере, большинство из них – профессионалы в борьбе за покупателя. Тем не менее, все равно существует огромный спрос на качественный крупноформатный ритейл. В основном, потому, что многие российские игроки, региональные сети, например, способны обеспечить качественный ритейл на уровне минимаркета и супермаркета, но у них не хватает возможностей и производственных мощностей, чтобы закрывать крупные форматы», - отметил Антониу Баптишта.
По оценкам экспертов компании real,- в течение ближайших лет Москва будет способна вместить в себя до 30-ти новых гипермаркетов, а в регионах России и вовсе можно построить, как минимум, 100 гипермаркетов.
Напомним, в прошлом году международный ритейлер Carrefour также принял решение уйти с российского рынка. Он проиграл войну другому гиганту – компании Auchan, так ее толком и не начав. Тогда Carrefour не сумел договориться о покупке сети "Седьмого континента" или "Ленты".