Прошедший год был отмечен значительным количеством событий в «зеленом» строительстве в России. Не менее активно развивалось и законодательство в этой сфере как на федеральном, так и на региональном уровнях. Можно без преувеличения сказать, что 2009–2010 годы стали поистине прорывом для российского нормотворчества в этой сфере.
Законодательство РФ в сфере зеленого» строительства
Можно отметить последние ключевые шаги по реформированию российского законодательства в направлении развития «зеленого» строительства. Так, был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон об энергоэффективности) и позже внесены изменения в отдельные законодательные акты.
Законом об энергоэффективности и принятыми в его развитие подзаконными актами предусмотрены следующие меры по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений:
согласно статье 11 Закона об энергоэффективности все здания, строения и сооружения (за исключением объектов культурного наследия, культа, временных построек, объектов ИЖС, дачных и садовых домов, строений и сооружений вспомогательного использования; отдельно стоящих зданий площадью менее 50 кв. м и иных объектов, определенных Правительством РФ) должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, устанавливаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минрегионом). Однако на сегодняшний день такие требования Минрегионом не установлены. Ожидается, что они будут приняты в трехмесячный срок с даты утверждения Правительством РФ правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, то есть до конца апреля 2011 года;
установление обязанности застройщиков, а также собственников зданий, строений, сооружений и собственников помещений в многоквартирных домах по их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов;
дополнение состава разделов проектной документации объектов капитального строительства положениями по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности и оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета;
государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
установление административной ответственности за несоблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Среди прочего введенная в Кодекс РФ об административных правонарушениях статья 9.16 предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа в размере до 600 тыс. рублей за несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности и их оснащенности приборами учета.
В целом Закон об энергоэффективности носит скорее рамочный характер и требует принятия большого количества нормативно-правовых актов в его развитие. Вместе с тем, насколько нам известно, установленные Законом конкретные требования в сфере стимулирования энергосбережения и энергоэффективности, по мнению девелоперов, не вызывают каких-либо сложностей в их реализации в том числе потому, что нормы Закона являются близкими к аналогичным нормам европейского законодательства.
«Зеленые» стандарты по-русски
2010 год был отмечен не только сертификацией первых зданий в России по международным «зеленым» стандартам LEED и BREEAM, но и созданием первой российской системы добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты». Критерии системы сгруппированы по 13 разделам, содержащим требования к объектам недвижимости, выполнение которых позволяет пройти процедуру добровольной экологической сертификации. Объекты недвижимости оцениваются среди прочего по следующим критериям: предотвращение загрязнения, наличие инфраструктуры, сохранение или восстановление среды обитания, уменьшение светового загрязнения, регулирование ливневых стоков и рациональное водопользование, энергосбережение, вторичное использование отходов.
Система сертификации «Зеленые стандарты» была разработана на основе иностранного опыта – большая часть критериев аналогична требованиям существующих западных стандартов, стандарта LEED (США) и стандарта GBI (США и Канада). Из-за этого рассматриваемая система содержит требования и критерии, пока не полностью адаптированные к российской реальности: например, такие квалификационные критерии, как использование для строительства материалов, добываемых, перерабатываемых и производимых в данном регионе; использование энергии солнца и ветра и т. д. Это является дополнительным фактором, сдерживающим массовую сертификацию зданий в соответствии с «зелеными» стандартами, наряду с дополнительными временными и финансовыми затратами инвесторов в этой связи.
По данным СМИ, сейчас также разрабатывается первый ГОСТ – национальный стандарт «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости», а также олимпийские экологические стандарты, которые будут использоваться в ходе строительства олимпийских объектов в Сочи. Очевидно, что для роста числа зданий и сооружений, сертифицированных по западным либо российским стандартам, необходима адаптация таких стандартов в соответствии с требованиями российской действительности.
Меры государственного тимулирования «зеленого» троительства
Действующее законодательство предусматривает следующие стимулирующие меры в сфере «зеленого» строительства:
возможность получения инвестиционного налогового кредита организацией, осуществляющей инвестиции в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и/или относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность (статья 67 Налогового кодекса РФ);
возможность применения к норме амортизации специального коэффициента (не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности (статья 259.3 Налогового кодекса РФ). Это позволяет инвесторам за счет снижения налоговой нагрузки в краткосрочной перспективе быстрее сформировать фонды для обновления ранее приобретенных основных производственных фондов;
возможность предоставления из федерального бюджета субсидий для компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (Постановление Правительства РФ № 850 от 20 октября 2010 года). Размер субсидий устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае.
Ожидается, что иные конкретные финансовые, налоговые или организационные меры государственной поддержки будут установлены в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, в настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект № 448864-5, предусматривающий освобождение от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности, в течение трех лет со дня их постановки на учет. На сегодняшний день ставки налога на имущество организаций устанавливаются субъектами РФ и не могут превышать 2,2% от среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества.
Западный опыт стимулирования «зеленого» строительства
В разработке национальных мер по созданию привлекательных условий для развития экологичного строительства может оказаться полезным западный опыт стимулирования инвесторов и девелоперов. В Европе и США широко используются меры налогового стимулирования (аналогично описанным выше), а также иные меры нефинансового характера. Например, следующие организационные направления поддержки «зеленых» проектов могут быть также использованы и в России:
ускоренная/упрощенная процедура согласования документации по проектированию и строительству «зеленых» зданий (например, сокращенные сроки выдачи разрешений на строительство, ввода объектов в эксплуатацию, проведения государственной экспертизы и т. д.);
возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства в упрощенном порядке или в больших пределах по сравнению с обычными «незелеными» зданиями (например, отклонение в части параметров высотности или этажности объекта капитального строительства) по аналогии с используемым в США так называемым density bonus – преимуществом по коэффициенту плотности застройки/использования площадей;
возможность получения прав пользования земельными участками на льготных условиях (например, без проведения торгов);
упрощенный порядок сертификации и подтверждения соответствия оборудования и материалов, используемых при строительстве «зеленых» объектов;
иные формы и направления поддержки, не требующие дополнительного расходования бюджетных средств.
Заключение
Активное развитие законодательства в сфере «зеленого» строительства в России в последние годы является, несомненно, положительной тенденцией. При этом действующее законодательство содержит пока ограниченный перечень мер стимулирования девелоперов в сфере строительства «зеленых» объектов. Надо отметить, что не потенциальный рост экологического правосознания российских девелоперов, а именно принятие адекватных мер финансовой и организационной поддержки девелоперов может стать стимулом для широкого распространения «зеленого» строительства в России.
не указано
Нормотворчество экостроительства в России
2009–2010 годы были отмечены активным развитием российского законодательства в сфере «зеленого» строительства. Несмотря на это, принятые в этой сфере ключевые нормативно-правовые акты носят рамочный характер и требуют дальнейшего развития в подзаконных актах.
14.03.2011
2549