Кристофер Ван Рит: «Самое сложное – это убедить потребителей в преимуществах складов класса А»

На момент выхода компании Giffels Management Russia на российский рынок в 2004 году ее основатели имели за плечами почти 60 лет опыта работы в Канаде. Инвестиционная компания, возникшая в результате сотрудничества предпринимателя Кристофера Ван Рита с инвестиционной компанией Grove International Partners и канадским девелопером Giffels, сегодня активно расширяет свой портфель индустриальной и складской недвижимости. CRE беседует с инициатором этого успешного альянса – основателем и президентом компании Giffels Management Russia Кристофером Ван Ритом.

1644
Автор: Екатерина Крылова

- Пожалуйста, расскажите несколько слов об истории вашей компании?
- Компания, которую я основал для инвестиций в недвижимость, называется Giffels Management Russia. У нас есть три группы акционеров: во-первых, это я и мои коллеги здесь, в России; частный акционерный фонд Grove International Partners, занимающийся инвестированием более 10 лет и в прошлом управляющий недвижимыми активами для Джорджа Сороса. Третьим партнером является канадский девелопер Giffels.

- Что привело вашу компанию на российский рынок?
- Идея создать компанию возникла из моей давней – с 1995 года – работы в России. Я инвестировал в российский действующий бизнес, такой как торговля, кинотеатры, развлечения и игорный бизнес. Когда я задумывался о трудностях компаний, в которые вкладывал средства, я видел две основные проблемы, первая из которых – персонал. Эта проблема актуальна для компаний по всему миру – очень сложно набрать профессиональную команду: вы услышите подобные жалобы и в Европе, и в Америке – везде есть трудности с поиском специалистов.
Следующая проблема, характерная именно для России, – это сама недвижимость. Здесь недостаточно качественных объектов для удовлетворения растущего потребительского сектора. К примеру, у розничного оператора Dixie, в котором я был частным акционером, более 300 магазинов, и при этом сеть имеет более 100 различных типов магазинов – по размеру, форме помещений, расположению товара и т. д. То есть нет определенного стандарта, плана магазина, что негативно влияет на эффективность – покупатель должен знать, что от магазина к магазину внутри сети он найдет продукты в привычных местах. А когда у вас такое разнообразие форм, каждое помещение требует специального управления. То же самое относится и к складским помещениям – наличие единого стандарта упрощает управление.

- Как получилось, что компания занялась девелопментом?
- Я заинтересовался возможностью инвестирования в недвижимость и быстро понял, что экономические показатели весьма оптимистичны: c ростом потребительского сектора спрос на современные качественные объекты недвижимости значительно растет, как и необходимость заменять устаревшие с точки зрения современных потребителей объекты. В результате я стал думать, как лучше подступиться к недвижимости, и пришел к выводу, что наиболее выгодной сегодня является девелоперская деятельность. Несмотря на активное инвестирование в Россию в течение значительного времени, я чувствовал недостаток знаний и опыта, необходимых для успешной девелоперской деятельности, поэтому я стал искать хорошего партнера.

- Пожалуйста, расскажите подробнее о вашем сотрудничестве с Giffels. Как канадская компания пришла в Россию?
- В Giffels работает более тысячи человек, и уникальность этой компании в том, что она предлагает полный спектр услуг в сфере девелопмента – это девелопер полного цикла: в Канаде на Giffels работают архитекторы, инженеры, консультанты, строители, также у компании есть собственный инвестиционный фонд, вкладывающий средства в объекты недвижимости. Особенно удаются компании складские и промышленные проекты – она ежегодно лидирует по количеству введенной в эксплуатацию индустриальной недвижимости, строя как для клиентов, так и для собственных нужд. Giffels имеет почти 60-летний опыт девелопмента, дающий перспективное видение меняющихся требований в сфере индустриального строительства. При этом в компании работают профессионалы, компетентные во всех аспектах организации производства и хранения, включая железные дороги, контейнерные терминалы или порты. Так что Giffels с ее западными опытом и знаниями оказалась для нас самым подходящим партнером.

- Когда вы начали работать вместе и какие проекты уже удалось реализовать?
- Наше партнерство началось в конце 2004 года, и до 2006 года мы вместе изучали рынок. В течение этого времени мы консультировали торговые компании по вопросам реинжиниринга процессов поставок продукции, а девелоперов – по вопросам поиска площадок для строительства и разработки концепции будущих проектов. После полутора лет предоставления этих услуг мы решили, что настала пора вкладывать деньги.
Первым вложением было приобретение 104 гектаров у компании Coalco на юге Москвы на пересечении трассы М-4 «Дон» с «бетонкой». Компания Coalco взяла на себя обеспечение участка газом и электричеством в объеме, необходимом для индустриального строительства. Такая модель работы в России – когда российская компания действует в качестве лэнд-девелопера, обеспечивая участок коммуникациями и регулируя правовые вопросы, а западная занимается девелопментом, отвечая за концепцию, строительство, финансирование и аренду, – оптимальна для обеих сторон, и в этом смысле компания Coalco оказалась прекрасным партнером. Сейчас на этом участке строится крупный логистический парк «Giffels Южные ворота», площадь которого составит почти 600 тыс. кв. м а требуемый объем инвестиций – более $500 млн.

- Расскажите, пожалуйста, как на сцене появилась Grove International Partners.
- Учитывая затраты на приобретение участка, возникла необходимость обеспечить проекту достаточную финансовую поддержку. Мы обратились к Grove International Partners, заключив с ними соглашение, в результате которого мы стали эксклюзивными партнерами по инвестированию в недвижимость по всей России.
Я бы хотел прояснить, что миссия нашего бизнеса заключается не просто в строительстве складов. Скорее мы видим свое предназначение в том, чтобы предоставить конечным пользователям – крупным логистическим, торговым и производственным компаниям – прозрачные и надежные решения, позволяющие им успешно развиваться. Сейчас мы реализуем свои проекты и рассматриваем приобретение готовых зданий, чтобы иметь возможность удовлетворять потребности наших клиентов на всей территории России с пользой для наших акционеров. Мы сложили вместе опыт и капитал наших компаний, чтобы удовлетворить очевидные нужды рынка.

- С какими проблемами пришлось столкнуться, работая в России?
- Основными проблемами для западных компаний остается непрозрачность рынка и трудности в применении западного опыта девелопмента в условиях российской действительности. Нам приходится прилагать значительные усилия для того, чтобы внедрить в России свои принципы работы, а также адаптировать свои технологии проектирования и строительства к российскому строительному законодательству, сделать их приемлемыми для местных властей.

- Эти проблемы актуальны даже при строительстве складов?
- Абсолютно актуальны. Технологии, которые мы применяем в Канаде, позволяют нам строить объекты, которые проживут дольше, а их строительство и управление обойдется дешевле, особенно с точки зрения энергопотребления – они позволяют нам снизить потребление энергии более чем на 50%. Однако использование большинства этих технологий в России пока не разрешено, и, чтобы они были здесь одобрены, нам предстоит большая работа с российскими властями.

- Речь идет в основном об инженерных технологиях?
- Да, таких как улучшенные отопительные системы или просто более эффективные способы строительства. К примеру, фундамент в России принято делать монолитным. Такой фундамент очень прочен, но его очень трудно сделать, да и стоимость высока. Наш способ, который мы используем в Канаде, менее затратный и гораздо более быстрый, а результат достигается такой же, как и при использовании российского метода. В Канаде такой же климат, как и в России, так что можно быть уверенным, что наши технологии подходят к климату с холодной снежной зимой и жарким летом.

- Как вы решаете вопрос поставки строительных материалов?
- Материалы – это еще одна проблема, поскольку схемы поставок строительных материалов в России пока не слишком развиты, а большинство надежных поставщиков, с которыми мы работаем в Канаде, здесь не представлены. Со сложностями приходится сталкиваться при получении любых стройматериалов – от цемента до внешних отделочных материалов. Но рынок становится все более интересным для иностранных игроков, российские девелоперы также расширяют свою деятельность, так что со временем проблема стройматериалов неизбежно будет решена.

- Есть ли различия между московским и региональными рынками – какие трудности приходится преодолевать в российской глубинке?
- Самое сложное – это убедить конечных пользователей в преимуществах складов класса А. В Москве это уже перестало быть проблемой – быстро развивающимся компаниям очевидны выгоды качественного хранения. А вот, к примеру, в Киеве, где мы реализуем проект в 70 тыс. кв. м, арендаторов пугает цена помещений класса А по сравнению с классами В и С. В ответ на их страхи мы математически показываем им, почему предпочтительнее заплатить больше за аренду, но зато снизить операционные издержки и повысить эффективность процессов: складское помещение класса А позволяет хранить больший объем продукции, при этом легко и с минимальными затратами перемещать продукцию как на склад, так и со склада. Мы объясняем своим клиентам, что лучше заплатить больше за аренду и сэкономить деньги и время на управлении товаропотоками, чем просто сокрушаться о высокой стоимости квадратного метра склада.

- А как насчет российских дорог? Часто ли они являются проблемой для вашей деятельности?
- Вопрос дорог встает каждый раз, когда мы рассматриваем приобретение или строительство нового объекта – мы всегда уделяем значительное время анализу транспортной доступности. Конечно, сейчас на рынке такой дефицит качественных складов, что даже «труднодоступные» объекты находят своих потребителей, однако мы предвидим, что через три-пять лет вопрос транспортной доступности будет очень важен. Водителям большого количества грузовых фур, едущим издалека, нужно быстро найти склад, в противном случае груз задержится, а это неприемлемо. Поэтому мы лучше переплатим за идеальное местоположение, чем будем искать компромисс в этом вопросе.
Чтобы подвести итог разговору, повторю, что самой крупной проблемой для западных компаний в России остается непрозрачность и непредсказуемость местного рынка. Западным игрокам приходится также учитывать российский менталитет, который во многом отличен от западного. Следующей проблемой является внедрение новых более эффективных технологий – российский рынок неохотно принимает такие новшества. И еще один аспект, который необходимо принимать во внимание если не в Москве, то на региональных рынках, – неосведомленность конечных пользователей о всех преимуществах высококлассных складских проектов. В заключение скажу, что все эти трудности преодолимы и не являются препятствием для работы на таком перспективном рынке, как Россия.




Поделиться

1775

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

подпишись НА эксклюзивные новости cre