В финал вышли David Chipperfield Architects (Великобритания/Германия), MVRDV (Нидерланды), Studio 44 (Россия, Петербург) и WORKac (США). В июне проекты этих архитектурных мастерских будут выставлены напротив Новой Голландии – в здании бывших Крюковых казарм, куда переезжает Центральный Военно-Морской музей. Победитель конкурса будет определен за «закрытыми дверями» после публичного обсуждения проектов.
Очередного инвестора для острова Новая Голландия власти Петербурга выбрали в прошлом году на конкурсе. Прежде Смольный пытался передать остров под редевелопмент несколько раз. Сначала это была французская компания, которая вынуждена была отказаться от своих намерений в связи с финансовыми трудностями (это было еще до последнего кризиса). Потом в 2006 году в тендере победило ООО «СТ «Новая Голландия» Шалвы Чигиринского. По его заказу архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающего театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Однако впоследствии г-н Чигиринский вышел из проекта, также из-за финансовых проблем.
Очередным инвестором проекта стало ООО «Новая Голландия девелопмент», аффилированная с Millhouse Capital Романа Абрамовича. Компания обязалась инвестировать в проект не менее 12 млрд рублей, а также выплатить 300 млн рублей городу за право заключения инвестконтракта. Реализация проекта рассчитана на семь лет.
Организаторами нового международного архитектурного конкурса стали лондонский The Architecture Foundation и фонд Iris Дарьи Жуковой. Изначально в состязании участвовали девять претендентов: это российские архитекторы Юрий Аввакумов и Александр Бродский, петербургское архбюро «Студия-44» Никиты Явейна, дизайнерская студия WorkAC (США), Office for Metropolitan Architecture и MVRDV (Нидерланды), Lacaton & Vassal (Франция), Dixon Jones (Великобритания) и David Chipperfield Architects (Великобритания/Германия).
Сама идея развития Новой Голландии за это время трансформировалась. В нынешнем проекте нет современного Дворца фестивалей. Город не требует сооружать там подземный паркинг. «Чем меньше будет вмешательство в исторический облик острова, тем лучше. Основная цель – оживить это пространство, приспособив его в основном для культурной и досуговой функции. Мы хотим, чтобы в Петербурге появилась новая общественная площадка, подобная Дворцовой площади, куда стоит приехать вечером, где можно проводить значимые городские мероприятия, концерты под открытым небом и прочее», – комментировал ранее председатель городского Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов.