Немногим девелоперам удалось реализовать планы строительства сетевых торговых центров, заявленных до кризиса.
Согласно рейтингу InfoLine Developer Russia Top-100, крупнейшими владельцами торговой недвижимости в России сейчас являются IKEA (общая площадь торгцентров в собственности — 2,112 млн кв. м), «Ташир» (1,19 млн кв. м), «Адамант» (799,8 тыс. кв. м), Crocus Group (712 тыс. кв. м) и ГК ТЭН (559 тыс. кв. м).
«Рынок торговой недвижимости быстрее, чем другие сегменты коммерческой недвижимости начал оживляться. Но пока открыты только те проекты, которые были начаты до кризиса 2008 года», - рассказал CRE Дмитрий Бурлов, исполнительный директор консалтинговой компании Магазин Магазин в ассоциации с CBRE. При этом на рынке стали появляться совсем новые крупные проекты как в Москве, так и в регионах, добавил эксперт, отметив, что сегодня ставки аренды объектов торговой недвижимости вернулись на докризисный уровень.
Если судить по арендопригодной торговой площади (GLA), то тройка лидеров та же, тогда как четвертое и пятое места занимают группа «Регионы» (GLA — 341,5 тыс. кв. м) и ENKA (287,9 тыс. кв. м). Выбиться в лидеры ГК «Регионы» сумела благодаря тому, что она приобрела недвижимость обанкротившейся сети «Алпи» (около 340 тыс. кв. м), создав на их базе сеть «Сибирский городок».
По данным InfoLine, GLA всех торговых центров России на конец 2011 года составила 25 млн кв. м. В 2011 году прирост предложения составит 990 тыс. кв. м. (в 2010 году — 1,27 млн кв. м). Десять крупнейших девелоперов владеют примерно 20% торговых площадей России (4,6 млн кв. м), а 100 — 45% (11,2 млн кв. м).
«Кризис серьезно повлиял на планы девелоперов торговой недвижимости, - говорит Ольга Павлик, руководитель отдела исследований и аналитики Praedium Oncor International. - Многие амбициозные проекты-гиганты были заморожены или отменены, другие – серьезно переработаны. Кризис стал хорошим уроком для непрофессиональных девелоперов, объекты с недостаточно продуманной концепцией испытывали серьезные затруднения в кризис». Наученные уроками кризиса, девелоперы объектов торговой недвижимости стали уделять значительно большее внимание изучению перспектив будущего проекта, разработке концепции и продвижению объекта, обращает внимание эксперт.
«По итогам III квартала 2011 года можно говорить об оживлении на рынке: было введено в эксплуатацию 6 торговых центров арендуемой площадью в 170 тыс. кв. м; проведено несколько крупных сделок по покупке действующих и строящихся ТЦ», - замечает Илья Шуравин, директор департамента торговой недвижимости, партнер S. A. Ricci.
В 2011 году в сегменте торговой недвижимости наметилось оживление со стороны девелоперов, соглашается Ольга Павлик. «Заявлено о начале реализации нескольких новых проектов и возобновлении замороженных в кризис, однако планы девелоперов более консервативны, чем в докризисный период», - рассказала CRE руководитель отдела исследований и аналитики Praedium Oncor International.
Ставки аренды в успешных ТЦ столицы (ТЦ Европейский, ТЦ, Калужский, ТЦ Атриум и т.д.), по данным S.A. Ricci, за III квартал 2011 года выросли на 10% - 20%. Вакантные площади в успешных ТЦ не превышают 1%.
Алексей Пастушин
Согласно рейтингу InfoLine Developer Russia Top-100, крупнейшими владельцами торговой недвижимости в России сейчас являются IKEA (общая площадь торгцентров в собственности — 2,112 млн кв. м), «Ташир» (1,19 млн кв. м), «Адамант» (799,8 тыс. кв. м), Crocus Group (712 тыс. кв. м) и ГК ТЭН (559 тыс. кв. м).
«Рынок торговой недвижимости быстрее, чем другие сегменты коммерческой недвижимости начал оживляться. Но пока открыты только те проекты, которые были начаты до кризиса 2008 года», - рассказал CRE Дмитрий Бурлов, исполнительный директор консалтинговой компании Магазин Магазин в ассоциации с CBRE. При этом на рынке стали появляться совсем новые крупные проекты как в Москве, так и в регионах, добавил эксперт, отметив, что сегодня ставки аренды объектов торговой недвижимости вернулись на докризисный уровень.
Если судить по арендопригодной торговой площади (GLA), то тройка лидеров та же, тогда как четвертое и пятое места занимают группа «Регионы» (GLA — 341,5 тыс. кв. м) и ENKA (287,9 тыс. кв. м). Выбиться в лидеры ГК «Регионы» сумела благодаря тому, что она приобрела недвижимость обанкротившейся сети «Алпи» (около 340 тыс. кв. м), создав на их базе сеть «Сибирский городок».
По данным InfoLine, GLA всех торговых центров России на конец 2011 года составила 25 млн кв. м. В 2011 году прирост предложения составит 990 тыс. кв. м. (в 2010 году — 1,27 млн кв. м). Десять крупнейших девелоперов владеют примерно 20% торговых площадей России (4,6 млн кв. м), а 100 — 45% (11,2 млн кв. м).
«Кризис серьезно повлиял на планы девелоперов торговой недвижимости, - говорит Ольга Павлик, руководитель отдела исследований и аналитики Praedium Oncor International. - Многие амбициозные проекты-гиганты были заморожены или отменены, другие – серьезно переработаны. Кризис стал хорошим уроком для непрофессиональных девелоперов, объекты с недостаточно продуманной концепцией испытывали серьезные затруднения в кризис». Наученные уроками кризиса, девелоперы объектов торговой недвижимости стали уделять значительно большее внимание изучению перспектив будущего проекта, разработке концепции и продвижению объекта, обращает внимание эксперт.
«По итогам III квартала 2011 года можно говорить об оживлении на рынке: было введено в эксплуатацию 6 торговых центров арендуемой площадью в 170 тыс. кв. м; проведено несколько крупных сделок по покупке действующих и строящихся ТЦ», - замечает Илья Шуравин, директор департамента торговой недвижимости, партнер S. A. Ricci.
В 2011 году в сегменте торговой недвижимости наметилось оживление со стороны девелоперов, соглашается Ольга Павлик. «Заявлено о начале реализации нескольких новых проектов и возобновлении замороженных в кризис, однако планы девелоперов более консервативны, чем в докризисный период», - рассказала CRE руководитель отдела исследований и аналитики Praedium Oncor International.
Ставки аренды в успешных ТЦ столицы (ТЦ Европейский, ТЦ, Калужский, ТЦ Атриум и т.д.), по данным S.A. Ricci, за III квартал 2011 года выросли на 10% - 20%. Вакантные площади в успешных ТЦ не превышают 1%.
Алексей Пастушин