Проблемы торговой недвижимости обсудили участники Русского завтрака на выставке МАПИК в Каннах, организованным компанией Импресс Медиа.
Сегодня в России рынок ритейла испытывает голод по квадратным метрам. Ритейлеры хотят развиваться, открывать новые магазины, но девелоперы не готовы удовлетворить их потребности. Строят мало. Однако, по словам Шарля Будэ, управляющего партнера JLL в России и СНГ, до конца 2013 года в России откроются около 110 торговых центров, построенных с нуля. «Две трети торговых центров будут открываться в регионах, - отметил он. – Мы видим явный тренд – значительный рост девелоперской активности в регионах». Нехватка качественных торговых площадей вынуждает ритейлеров идти в стрит-ритейл. «Да, мы хотели бы «сидеть» в ТЦ, но такой возможности в отдаленных регионах нет», - подтвердила проблему Микко Сёдерлунд, гендиректор IBI Invest (Mango). Ее поддержала Вера Ворожцова, руководитель отдела развития Kira Plastinina: «Нам просто не хватает места, причем, особенно остро стоит проблема в городах с населением менее 500 тыс человек». Там ТЦ, удовлетворяющих формату ритейлера просто нет. Так же как нет девелоперов за Уралом, добавила г-жа Сёдерлунд.
Еще более серьезные проблемы испытывают якорных арендаторы больших площадей. Это заставляет их заниматься развитием собственного девелопмента. «Девелоперы резко сократили выпуск ТЦ, а так как конкуренции сегодня нет, они резко поднимают ставки аренды, - заметил Максим Щеголев, директор по развитию О’КЕЙ. – Конечно, гипермаркеты формата DIY не станут прогибаться под существующие ставки». Девелоперы просто используют существующую ситуацию в свою пользу, уверен он.
Ставки могут снизиться, если строить больше ТЦ. Однако проблемы с финансированием сдерживают рост, и девелоперы не готовы сдавать свои позиции и держатся за существующие ставки аренды торговых площадей.
«Проблема не в нас, а в инвестиционной привлекательности России, объяснил Эльхан Керимли, управляющий директор Renaissance Development. – У нас очень высокие расходы и срок окупаемости 7-9 лет. А если мы решим продать свой ТЦ инвестору, то заработаем годовой арендный доход, нам это неинтересно». А если бы в России ТЦ продавались по 14-15-летним арендным сборам, не было бы необходимости повышать ставки, сказал он.
Сегодняшний Русский завтрак собрал рекордное количество участников – 270. 65% из них ритейлеры. Они надеются на то, что девелоперы проснуться, найдут деньги на строительство новых ТЦ и отправятся в регионы России, в снижая арендные ставки в качестве жеста доброй воли.
Сегодня в России рынок ритейла испытывает голод по квадратным метрам. Ритейлеры хотят развиваться, открывать новые магазины, но девелоперы не готовы удовлетворить их потребности. Строят мало. Однако, по словам Шарля Будэ, управляющего партнера JLL в России и СНГ, до конца 2013 года в России откроются около 110 торговых центров, построенных с нуля. «Две трети торговых центров будут открываться в регионах, - отметил он. – Мы видим явный тренд – значительный рост девелоперской активности в регионах». Нехватка качественных торговых площадей вынуждает ритейлеров идти в стрит-ритейл. «Да, мы хотели бы «сидеть» в ТЦ, но такой возможности в отдаленных регионах нет», - подтвердила проблему Микко Сёдерлунд, гендиректор IBI Invest (Mango). Ее поддержала Вера Ворожцова, руководитель отдела развития Kira Plastinina: «Нам просто не хватает места, причем, особенно остро стоит проблема в городах с населением менее 500 тыс человек». Там ТЦ, удовлетворяющих формату ритейлера просто нет. Так же как нет девелоперов за Уралом, добавила г-жа Сёдерлунд.
Еще более серьезные проблемы испытывают якорных арендаторы больших площадей. Это заставляет их заниматься развитием собственного девелопмента. «Девелоперы резко сократили выпуск ТЦ, а так как конкуренции сегодня нет, они резко поднимают ставки аренды, - заметил Максим Щеголев, директор по развитию О’КЕЙ. – Конечно, гипермаркеты формата DIY не станут прогибаться под существующие ставки». Девелоперы просто используют существующую ситуацию в свою пользу, уверен он.
Ставки могут снизиться, если строить больше ТЦ. Однако проблемы с финансированием сдерживают рост, и девелоперы не готовы сдавать свои позиции и держатся за существующие ставки аренды торговых площадей.
«Проблема не в нас, а в инвестиционной привлекательности России, объяснил Эльхан Керимли, управляющий директор Renaissance Development. – У нас очень высокие расходы и срок окупаемости 7-9 лет. А если мы решим продать свой ТЦ инвестору, то заработаем годовой арендный доход, нам это неинтересно». А если бы в России ТЦ продавались по 14-15-летним арендным сборам, не было бы необходимости повышать ставки, сказал он.
Сегодняшний Русский завтрак собрал рекордное количество участников – 270. 65% из них ритейлеры. Они надеются на то, что девелоперы проснуться, найдут деньги на строительство новых ТЦ и отправятся в регионы России, в снижая арендные ставки в качестве жеста доброй воли.
Рафаэль Хайбрахманов