1. Property management – вид управления объектами коммерческой недвижимости, основная цель которого - повышение доходности объекта и управление его стоимостью. Основной целью любой управляющей компании в сфере Property management является управление процессами маркетинговой, финансовой и юридической деятельности по коммерческому использованию объекта недвижимости.
2. Специализирующихся исключительно в сфере property management управляющих компаний в России крайне мало.
3. Управляющие компании в сфере property management осуществляют комплексное обслуживание одновременно нескольких объектов в нескольких сегментах коммерческой недвижимости. Такие компании имеют непосредственную связь с рынком, управляя маркетингом и брокериджем объекта, соответственно представляют серьезную конкуренцию коммерческим службам собственника, управляющим одним объектом недвижимости.
4. Важно, что при передаче функций property management управляющей компании собственник передает также полномочия по решению вопросов ротации арендаторов внутри объекта – уменьшением или увеличением арендуемой площади, расторжением договоров аренды, заключением новых договоров аренды и.т.д.
5. Основной юридический документ по взаимодействию собственника объекта недвижимости и управляющей компании в сфере property management – агентский договор, который, как правило, включает приложения в виде определенных отчетов и плана дохода от аренды.
6. Property management включает брокеридж, что существенно сокращает размер затрат собственника на внешних консультантов, на рекламное и маркетинговое позиционирование объекта.
7. Property management включает юридическое сопровождение по заключенным и планируемым к заключению договорам аренды, управление дебиторской задолженностью и управление претензионной работой с арендаторами, что для собственника является существенным фактором по снижению рисков.
8. Управляющая компания в сфере Property Management, как правило, представляет собственнику анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта и план доходов от аренды на календарный год, с учетом плана сдачи в аренду свободных площадей.
9. Стоимость комиссионного вознаграждения управляющей компании за услуги по Property Management, включая полное финансовое, бухгалтерское сопровождение, заключение и ведение договоров аренды, претензионную работу и юридическое сопровождение, а также работу с арендаторами, маркетинг и брокеридж со всей вытекающей отчетностью начинается от 5% от суммы дохода от аренды, что во многих случаях для собственника объекта недвижимости значительно дешевле, чем содержание собственной коммерческой службы.
10. Управляющая компания в сфере property management может осуществлять дополнительные услуги, среди которых наиболее важная - аудит коммерческого использования объектов недвижимости, что для многих собственников представляет определенные трудности, т.к. выявить недостатки, злоупотребления на объекте, особенно, если это непрофильный актив, непросто, а в 90% случаев они есть.
Материал подготовлен ООО «БазЭл Недвижимость»