На сегодняшний день рынок офисной недвижимости Москвы можно условно разделить на четыре большие группы: «Кремлевская» зона (в пределах Бульварного кольца), офисы в районе Садового кольца, «Москва-сити», а также иные децентрализованные объекты. «Каждый из этих субрынков развивается, исходя из собственных индивидуальных особенностей. Именно поэтому неверно пытаться рассматривать рынок в целом», – заявил Валентин Стобецкий, глава группы по работе с офисными помещениями компании Jones Lang LaSalle.
Павел Сальников, директор по развитию KR Properties, также принявший участие в дебатах, отметил, что в ближайшие два года основная масса проектов, которые будут выходить на рынок, реализуется на достраиваемых объектах. В то же время основным центром развития офисного девелопмента, по его словам, станет район «Москва-сити». Со своей стороны Анна Двуреченская, ведущий консультант отдела офисной недвижимости Cushman & Wakefield, подчеркнула, что, несмотря на высокие показатели спроса, вакантность в офисном сегменте все еще высока, поскольку чистое поглощение по факту стремится к нулю. «Арендаторы, принимая решение о переезде, обычно занимают сопоставимые по размерам площади», – объяснила она, добавив, что рынок офисной недвижимости Москвы еще не готов к децентрализации. В ближайшие два года индексация ставок аренды на офисные площади в деловых центрах Москвы, по оценкам экспертов Cushman & Wakefield, будет в пределах 3–5%.
«В целом арендаторы высококлассных офисных объектов не были склонны переезжать даже в кризис», – заметила в ходе дискуссии Марина Великорецкая, генеральный директор Colliers International FM. «Таким образом управляющим компаниям удалось сохранить на высоком уровне tenant mix в подобных объектах», – резюмировала эксперт. В продолжении круглого стола Ирина Прокопова, коммерческий директор «Гарс Телеком», заметила, что инфраструктурная обеспеченность делового центра играет определяющую роль при принятии решения современных арендаторов о расположении своего офиса. «Инфраструктура напрямую влияет на размер арендной ставки», – согласилась Марина Великорецкая. Между тем не только инфраструктурная начинка важна для арендатора. «Важна лояльность арендатора», – заявил Павел Сальников. «Крайне важно бороться за лояльность арендаторов с точки зрения привлечения новых арендаторов», – поддержала коллегу Марина Губанова, директор департамента управления активами Capital Group.
В рамках дискуссии эксперты обсудили также вопросы эксплуатации офисных объектов, придя к выводу, что, как ни странно, вместо того, чтобы стремиться к наибольшему удешевлению эксплуатационных расходов для арендаторов, повысив при этом качество предлагаемых услуг, собственники бизнес-центров часто воспринимают эксплуатационные сборы в качестве еще одного источника доходов для себя.
не указано
Угадать желания арендаторов
В конце октября эксперты рынка коммерческой недвижимости собрались в рамках открытых дебатов «Чего хотят арендаторы?», организованных IM Events с тем, чтобы обсудить основные предпочтения современных арендаторов, а также подискутировать на тему того, к чему следует готовиться сегодня владельцам бизнес-центров.
25.12.2011

1645



