Фитнес-экономика

Рынок фитнес-услуг активно развивался в Санкт-Петербурге последние лет десять, в результате чего в городе появилось 12 сетей и несколько сотен одиночных игроков. Казалось бы, все хорошо… Однако в 2011 году некоторые сетевые операторы столкнулись с серьезными финансовыми проблемами, в связи с чем участники рынка заговорили о кризисе в отрасли.
4403
Автор: Татьяна Елекоева

Действительно, в течение прошлого года несколько крупных игроков вынуждены были закрыть свои клубы. Так, в канун Нового года из-за задолженности перед владельцами делового комплекса на ул. Тельмана закрылся фитнес-центр New Age Fitnes, по той же причине лишился помещения на пр. Бакунина центр «Галактика», с фитнес-клубом «Матрица» судится КУГИ. Чуть раньше, но тоже в 2011 году, прекратили свое существование два клуба одного из ключевых игроков рынка – сети «Планета Фитнес». Был закрыт также фитнес-зал сети «ФизКульт» в торговом комплексе «Светлановский», а владелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман объявил о намерении избавиться от 30 %-й доли в Russian Fitness Group, управляющей спортивными клубами «ФизКульт» и World Class.

От комментариев по поводу случившегося сами операторы воздерживаются. Только в «Планете Фитнес» косвенно подтвердили факт существования определенных проблем: нежелание руководства отвечать на вопросы директор по продажам и маркетингу сети в Санкт-Петербурге Маргарита Кесарева объяснила тем, что в компании сейчас происходят глобальные изменения и любые высказывания могут навредить фирме.

В сложившейся ситуации помогли разобраться сторонние эксперты. Они рассказали, что рынок сейчас переживает не лучшие времена. Сказались последствия кризиса: рентабельность проектов упала, очень тяжело стало входить в бизнес. На этом фоне выдерживать конкуренцию для большинства участников рынка стало совсем не просто. Особенно если учесть, что после кризиса она сильно обострилась.


Устранение демпингом

В течение всего 2011 года на рынок выходили новые сети. Например, First Family Fitness в марте открыла свой первый клуб в бизнес-центре «Фернан Леже» на Кондратьевском пр., «ЕвроФитнес» появился на пр. Науки, тремя новыми клубами пополнилась сеть Sculptors. Продолжилось расширение крупнейшей петербургской сети SportLife. Ее клубы открылись в составе двух новых торгово-развлекательных комплексов холдинга «Адамант» – «Балканский» и «ЛиговЪ».

Но наибольший прирост за год показала сеть Fitness House. Некоторые участники рынка убеждены, что именно веерное открытие клубов этой сети, которая появилась в Петербурге в 2007 году, спровоцировало кризис в сфере фитнес-услуг, по крайней мере в среднем сегменте. «Я думаю, что компания Fitness House сделала свое дело, – поясняет руководитель отдела продаж фитнес-центра «Евроспорт» Елена Исаева. – Это очень сильный игрок, хотя поначалу его серьезно не воспринимали. Но с первых дней существования на рынке они начали нещадно демпинговать, и это не могло не отразиться на остальных операторах. Выжить другим клубам, которые расположены по соседству, особенно если они находятся с ними в одном сегменте, очень сложно».

Госпожа Исаева уверена, что в прошлом году «Планета Фитнес» потеряла два клуба именно потому, что ее деятельность напрямую перекликалась с Fitness House. Обе сети делают ставку на мидл-класс, стараются предоставить максимально широкий набор услуг и предпочитают арендовать залы большой площади. Однако глава компании «Evolution – спортивный консалтинг» Тимур Беставишвили отмечает, что не только у «Планеты Фитнес» схожая с Fitness House концепция. Практически все клубы в Санкт-Петербурге идентичны. Именно в этом и состоит корень проблемы. «У нас сейчас довольно много фитнес-заведений в мидл-сегменте (при всей условности сегментирования в России). Они отчаянно конкурируют между собой, деля клиентскую массу людей, которые и так занимаются в фитнес-клубах. Очевидно, что городу больше таких клубов не нужно, но несмотря на это одинаковые клубы, которые различаются только названиями, продолжают строиться. В результате большая часть фитнес-операторов в Петербурге годами балансирует на грани рентабельности», – констатирует он.

Еще одна особенность петербургского рынка, которая также не способствует его гармоничному развитию и увеличению доходности объектов, – это локальная насыщенность. По словам заместителя руководителя отдела стратегического консалтинга компании Knight Frank St. Petersburg Михаила Гущина, большая часть фитнес-центров сконцентрирована на севере города. При этом в южных районах и в центральной части Санкт-Петербурга спрос на фитнес существенно превышает предложение.

Однако спрос этот, похоже, чисто гипотетический. Фитнес-услугами по-прежнему пользуется мизерная часть горожан. По оценкам компании «Evolution – спортивный консалтинг», в Петербурге регулярно занимаются спортом не более 2,8 % населения, в то время как в Лондоне фитнес-клубы посещают 20 % жителей, в Барселоне – 35 %, а в Берлине – почти 60 %.

Основная причина – высокая стоимость клубной карты. В секторе премиум-класса стоимость занятий составляет от 50 тыс. до 120 тыс. рублей в год. Клубы средней ценовой категории предлагают годовые абонементы существенно дешевле – примерно за 15–30 тыс. рублей. Однако и такую сумму единовременно заплатить готов далеко не каждый, учитывая, что, по данным Петростата, средняя заработная плата в Санкт-Петербурге в 2011 году составила 29 642 рублей. (Для сравнения: средняя стоимость годовой карты в США составляет $ 300). Снижать стоимость (да и то в незначительной степени) могут только сетевые операторы или игроки, имеющие некий параллельный бизнес. «Сетям в этом смысле легче, – объясняет Елена Исаева. – Если в одном фитнес-центре не выполняется бюджет, он перекрывается другим клубом. А одиночные игроки обязательно должны держать стоимость абонементов на определенном уровне, ниже которого опускаться нельзя».

Необходимость соблюдать жесткую ценовую политику объясняется высокими арендными ставками, которые устанавливают арендодатели. «Наш клуб, например, находится в Невском районе, у метро “Елизаровская”. То есть практически в промышленной зоне. Несмотря на это аренда зала обходится нам в 450 тыс. рублей в месяц. А есть клубы, которые ежемесячно платят и 700–900 тыс. рублей», – рассказывает она. При этом речь идет о фитнес-залах для одиночных операторов площадью от 600 до 1,5 тыс. кв. м.

Сетевых игроков, по словам директора по развитию компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Людмилы Ревы, интересуют помещения от 1,5 тыс. до 5 тыс. «квадратов», поэтому они платят еще больше. «В среднем диапазон ставок на помещения под фитнес-центры в Санкт-Петербурге составляет от $ 180–400/кв. м в год», – уточняет заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International St. Petersburg Евгения Васильева.


Бизнес без клиентов

«Заметная прибыль начинается тогда, когда на один квадратный метр площади приходится примерно 1,5 человека, которые оплачивают основные услуги в течение года. Условно говоря, если у вас клуб площадью 1 тыс. кв. м, то вас ежегодно должны посещать не менее 1,5 тыс. клиентов, оплачивающих ежегодное членство», – рассказывает г-н Беставишвили. «Свыше 20 % рентабельности получают клубы с наполняемостью более одного человека на 1 кв. м», – подтверждает заместитель директора отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Андрей Косарев. Если следовать этой формуле, то кризис на рынке фитнес-услуг абсолютно объясним. Сегодня в фитнес-клубах города занимаются не более 160 тыс. человек, которым требуется около 106,6 тыс. кв. м площадей. Между тем, по разным оценкам, в городе в настоящий момент насчитывается от 370 до 400 клубов. Больше половины из них относят себя к категории премиуми мидл-класса и имеют залы от 1 тыс. до 5 тыс. кв. м. Простейший расчет показывает, что если даже брать минимальную площадь, которую занимает средний фитнес-центр в Петербурге, т. е. 1 тыс. кв. м, то сейчас клубов по меньшей мере в два раза больше, чем требуется.

У самих владельцев фитнес-центров не существует никаких иллюзий относительно реального положения дел. «Петербургский рынок насыщен фитнес-центрами даже больше, чем московский», – утверждает владелец федеральной сети фитнес-клубов бизнес- и премиум-классов «Икс-Фит» Игорь Лукашов. Тем не менее в 2012 году компания намерена открыть в северной столице свой второй фитнес-клуб (первый работает здесь с 2007 года).

Анонсирование новых проектов продолжают и другие операторы. Два новых клуба к уже 20 имеющимся намерена добавить сеть Fitness House, еще два фитнес-центра откроет новый оператор «ЕвроФитнес», спорткомплекс для сети ALEX fitness площадью 9 тыс. кв. м строится в Кудрово.

О планах одиночных игроков, доля которых на рынке составляет 70–80 %, ничего не известно. Однако эксперты считают, что в ближайшее время их количество вряд ли существенно возрастет. «Одиночному оператору открыть клуб с нуля сегодня очень сложно, – уверен директор по фитнесу фитнес-центра «Евроспорт» Сергей Константинов. – Сейчас те, кто хочет организовать свой клуб, предпочитают выкупить старый и просто более качественно его оснастить». По его словам, открытие зала площадью примерно 1,3–1,5 тыс. кв. м в мидл-сегменте обойдется в 5–7 млн рублей. Оснащение тренажерами – самая затратная часть в фитнес-клубе – входит в эту стоимость.

Но, в любом случае, развивать отдельно спортивную функцию более рискованно, поэтому наиболее разумные операторы предпочитают встраивать ее в торгово-развлекательные центры. Собственники торговых объектов также заинтересованы в подобном сотрудничестве, поскольку фитнес-центр может стать «якорем» для комплекса. «Данный тип арендаторов представлен в каждом третьем качественном торговом центре Санкт-Петербурга, суммарная площадь таких объектов составляет около 20 % от всего объема площадей, отданных под формат развлечений. Причем речь идет как о небольших спортивных клубах с несколькими залами, так и о крупных якорных арендаторах как, например, фитнес-клуб World Class в торгово-развлекательном комплексе «Атлантик Сити» на ул. Савушкина. Однако большой объем развлекательной составляющей и наличие конкурентов в окружении делают нецелесообразным его размещение здесь, как для собственника проекта, так и для самого арендатора», – предостерегает руководитель отдела исследований компании Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Вероника Лежнева.


По заявкам клиентов

Эксперты убеждены, что кризис на рынке фитнес-услуг можно преодолеть только одним путем – отказаться от тиражирования одних и тех же форматов и начать внедрять новые. По мнению Тимура Беставишвили, в Санкт-Петербурге не хватает приемлемых по качеству комфортабельных женских клубов, а также небольших клубов формата «у дома». Проблема трафика и нехватки времени становится все более серьезной, поэтому территориальное расположение фитнес-центра имеет огромное значение. Господин Беставишвили уверен, что если у потребителя есть возможность посещать клуб, который находится в шаговой доступности, пусть и со скромным набором основных услуг, он скорее выберет именно его, чем клуб с более разнообразным пакетом предложений, до которого ему будет нужно добираться 40–50 минут.

В 2010 году «Планета Фитнес» заявляла о намерении открыть сеть клубов шаговой доступности в жилых и офисных комплексах под брендом «Фитнес Точка ру». Прошло почти два года, однако дело дальше одного зала на пр. Науки так и не пошло. Впрочем, в этом году фитнес-центры появятся в трех новых жилых комплексах в центре Санкт-Петербурга. Например, фитнес-клуб будет открыт в третьем корпусе премиального жилого комплекса «Парадный квартал», в «Резиденции на Суворовском» и на территории «Дома у моря» на наб. Мартынова.

Между тем процент желающих заняться спортом от появления этих фитнес-клубов не станет выше. Все премьеры расположены в элитных кварталах, соответственно, спортивные центры в них будут относиться к премиум-сегменту. А это значит, что жильцы этих домов, занимавшиеся в других люксовых фитнес-центрах, просто поменяют зал. Из-за этого еще больше просядет премиум-сегмент и усугубится кризис на рынке.

Эксперты считают, что настало время делать ставку на клубы шаговой доступности в эконом-сегменте. «В финансовом отношении этот бизнес намного более интересный, чем те же самые премиум-клубы», – убежден Тимур Беставишвили. Так же как, например, продуктовые дискаунтеры «ДИКСИ», которые есть практически в каждом квартале, являются более прибыльными, чем магазины, торгующие элитными продуктами питания, так и недорогой клуб площадью 250–500 кв. м принесет больше дохода, чем полупустые залы дорогих клубов. «Для того чтобы фитнес-клуб приносил прибыль, а не просто функционировал, нужно понимать, что это обычное коммерческое предприятие, продающее услуги, а не место, где тренируют спортсменов и готовят чемпионов. Его жизнеспособность определяется только прибыльностью, и ориентироваться надо не на собственный вкус, а на потребности реальных клиентов», – резюмирует он.




иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Косарев Андрей

Nikoliers

Лежнева Вероника

Поделиться

20856

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre