В западных странах «зеленые» здания уже давно пользуются стабильным спросом, и повышенные требования арендатора к экологичности объекта являются нормой. В России же «зеленый» девелопмент только развивается: в Москве есть один бизнес-центр с международным сертификатом BREEAM, удостоверяющим соблюдение «зеленых» принципов (это бизнес-центр Ducat Place III), и несколько экологичных зданий в стадии проектирования и строительства (например, бизнес-центры White Gardens и Arcus III), однако тема green development в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность.
Несмотря на то, что «зеленое» строительство требует более значительных инвестиций, чем традиционное (применение принципов green development увеличивает себестоимость здания приблизительно на 8%-14%), повышенные затраты на строительство «зеленого» здания окупаются благодаря увеличенной арендной ставке на такие объекты. Помимо стильного дизайна и эффектных архитектурных решений, сам бренд «зеленого» здания, в котором престижно иметь офис и приятно работать, выводит объект на первое место в конкурентной борьбе со зданиями, построенными по традиционной методике.
Эта оценка подтверждается реальной ситуацией: на рынке наблюдается заметный интерес к «зеленым» зданиям со стороны всех участников рынка. Например, в бизнес-центре Ducat Place III арендаторам приходится платить больше, чем в среднем по рынку, но при этом уровень вакантных площадей в здании стабильно низкий. Это наглядно демонстрирует позитивное восприятие «зеленого» строительства арендаторами и их готовность поддерживать эту тенденцию на российском рынке недвижимости. Более того, в Москве есть здания, построенные с учетом некоторых «зеленых» принципов, но не проходившие международную сертификацию, например, бизнес-центры «Кантри-парк» и «Фабрика Станиславского». Несмотря на отсутствие официального подтверждающего экологичность документа, эти здания также очень востребованы на рынке. Среди их арендаторов можно назвать транснациональный холдинг Wyeth, компании BMW и Mercedes-Benz, Райффайзен Банк, DHL, Yandex и многих других.
Несмотря на то, что «зеленое» строительство требует более значительных инвестиций, чем традиционное (применение принципов green development увеличивает себестоимость здания приблизительно на 8%-14%), повышенные затраты на строительство «зеленого» здания окупаются благодаря увеличенной арендной ставке на такие объекты. Помимо стильного дизайна и эффектных архитектурных решений, сам бренд «зеленого» здания, в котором престижно иметь офис и приятно работать, выводит объект на первое место в конкурентной борьбе со зданиями, построенными по традиционной методике.
Эта оценка подтверждается реальной ситуацией: на рынке наблюдается заметный интерес к «зеленым» зданиям со стороны всех участников рынка. Например, в бизнес-центре Ducat Place III арендаторам приходится платить больше, чем в среднем по рынку, но при этом уровень вакантных площадей в здании стабильно низкий. Это наглядно демонстрирует позитивное восприятие «зеленого» строительства арендаторами и их готовность поддерживать эту тенденцию на российском рынке недвижимости. Более того, в Москве есть здания, построенные с учетом некоторых «зеленых» принципов, но не проходившие международную сертификацию, например, бизнес-центры «Кантри-парк» и «Фабрика Станиславского». Несмотря на отсутствие официального подтверждающего экологичность документа, эти здания также очень востребованы на рынке. Среди их арендаторов можно назвать транснациональный холдинг Wyeth, компании BMW и Mercedes-Benz, Райффайзен Банк, DHL, Yandex и многих других.