Александр Кузьмин закончил Московский архитектурный институт, после чего долгое время работал в Научно-исследовательском и проектном институте (НИиПИ) Генерального плана города Москвы. Затем ушел в Москомархитектуру, с 1996 года стал председателем и главным архитектором Москвы. Господина Кузьмина называют последним членом лужковской команды при новом мэре Сергее Собянине. «Кузьмин называл себя человеком команды, имея в виду лужковские времена. И как каждый верный самурай, после ухода своего сюзерена он должен был сделать харакири. Но не сделал, остался работать с новой командой. А сейчас он просто решил отдохнуть, и это правильно», – комментирует отставку коллеги архитектор Александр Скокан.
Практически все проекты, осуществленные в бытность Кузьмина главным архитектором, вызывали неоднозначную реакцию общественности и профессионального сообщества. Наиболее скандальными из них стали разработка Генплана столицы до 2025 года, реконструкция исторического здания «Военторга», построенного на Воздвиженке в 1910–1913 годах (это был первый столичный атриум в стиле модерн), и снос и строительство заново гостиницы «Москва» 1935 года постройки. Считается, что архитектор, несмотря на то, что был против реконструкций, не смог отстоять здания.
Однако профессиональное сообщество встает на защиту коллеги. «Это не столько проекты Кузьмина – они просто были осуществлены при нем. У каждого чиновника есть ресурс возможностей. В обойме семь патронов, а мишеней вокруг – сотни. И патроны нужно беречь; за счет совершенных уступок он, возможно, спас гораздо больше, чем потерял, но мы об этом не знаем», – говорит г‑н Скокан.
Кузьмин был главным архитектором реконструкции МКАД, строительства Третьего и Четвертого транспортного колец. Именно при нем началось активное строительство ММДЦ «Москва-Сити», который команда нового мэра раскритиковала за отсутствие подъездов и парковок. Многие винили главного архитектора и в неспособности противостоять точечной застройке, развернувшейся при Юрии Лужкове.
Несмотря на критику, сам Кузьмин среди своих любимых проектов называл реконструкцию Гостиного двора и Манежа (здание было построено в 1817 году в честь пятилетия победы над Наполеоном в Отечественной войне, однако во время пожара в 2004 году практически полностью сгорело, после реконструкции общественности пришелся не по вкусу прозрачный потолок здания). При Александре Кузьмине в 2000 году был воссоздан Храм Христа Спасителя, общая площадь которого превышает 34 тыс. кв. м, а высота сводов достигает 103 м.
При Кузьмине состоялась и реконструкция музея-заповедника «Царицыно»: строители фактически достроили Большой дворец, который был в полуразрушенном состоянии. Это вызвало протесты Росохранкультуры. Ведомство заявило, что разрешение было выдано только на проведение археологических и противоаварийных работ. Однако с тех пор парк стал любимым местом отдыха москвичей и достопримечательностью, на которую съезжаются посмотреть тысячи туристов.
Изменится ли облик столицы с приходом нового лица, или градостроительная политика все больше будет определяться командой Сергея Собянина? В профессиональном сообществе г‑н Кузьмин – фигура, воспринимающаяся в основном положительно, и некоторые эксперты выказывают опасения, что с его уходом в градостроительстве ситуация только ухудшится. «Авторитаризм в управлении Москвой не закончился после того, как Лужкова “ушли”. Он только стал еще “вертикальней”, – говорит, в частности, архитектор Борис Левянт. – Александр Кузьмин – один из последних, кто еще пытался работать в новой среде».
Однако в условиях, когда градостроительную политику продолжит определять мэрия, город застрахован от «перепадов» с приходом нового главного архитектора. «Есть тренд, есть инерция, в силу которой развивается Москва», – отмечает г‑н Скокан. По мнению г‑на Левянта, так будет только на первых порах. «Потом мало не покажется!» – говорит архитектор.
Девелоперы к отставке Кузьмина относятся более спокойно. «Деятельность Александра Кузьмина проходила в очень непростой для Москвы период: с одной стороны, в условиях строительного бума, с другой – в ситуации формирования отраслевых стандартов и правил. На мой взгляд, сейчас мы наблюдаем вполне логичное изменение вектора градостроительной политики, происходящее в том числе на фоне стабилизации московского девелоперского сектора», – говорит Валентина Становова, первый вице-президент Capital Group.
Как бы то ни было, властям нужно срочно искать замену Кузьмину, и здесь они могут столкнуться с проблемой: на пост главного архитектора нет достойных претендентов, считает г‑н Скокан. «Мне кажется, было бы замечательно и полезно, если бы главным архитектором стал иностранец с большим опытом работы с городом такого масштаба», – предлагает г‑н Левянт.
К созданию совета при московском правительстве, состоящего из архитекторов и других экспертов области, которые могли бы определять градостроительную политику властей, эксперты относятся положительно. «Это правильно, так должно быть. А должность главного архитектора может быть выборной, желательно, не более чем на четыре года. За это время человек не успеет оскотиниться, не потеряет человеческий облик», – считает г‑н Скокан. Команда специалистов могла бы выработать комплексную градостроительную программу, учитывающую все «болевые точки» современной Москвы, добавляет г‑жа Становова. Однако перспектива создания такого органа представляется маловероятной. «Это противоречит принципам “вертикали”», – утверждает г‑н Левянт.
Пока что исполнять обязанности Кузьмина в Москомархитектуре будет его первый заместитель Олег Рыбин, бывший архитектор Нижегородской области. Известно, что сам г‑н Кузьмин сосредоточится на учебной работе и научной деятельности (он является профессором МАРХИ и членом Российской академии архитектуры и строительных наук).
не указано
Архитектор-эпоха
Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы с 1996 года, ушел в отставку в день своего рождения, 12 июля. Уход свой он объяснил желанием заняться здоровьем, а также уступить дорогу молодому поколению. Фигура архитектора и его деятельность на посту вызывали противоположные отзывы. Градозащитники обвиняли Кузьмина в том, что он отдал город на растерзание инвесторам, архитекторы защищали, отмечая, что проблема не в Кузьмине, а в системе. Но все сошлись в одном: фигуры, способной заменить Кузьмина, нет.
01.08.2012
2520