Комплексный редевелопмент территорий

Вопрос редевелопмента территорий сложно назвать новым: эта тема в последние несколько лет неизменно фигурирует в программе отраслевых мероприятий. Интерес к проблеме понятен. Именно с редевелопментом связаны перспективы развития центральной части Петербурга, как краткосрочные, так и долгосрочные.
2314
Автор: Ольга Земцова
Если даже судьба проектов, уже находящихся в стадии реализации, время от времени становится туманной, то о будущем многочисленных промышленных территорий, до которых еще не дошли руки конкретного девелопера, не берутся рассуждать даже самые оптимистично настроенные эксперты. В настоящий момент одной из сложностей для реновации этих площадок является их масштаб: девелоперам трудно освоить самостоятельно такие объемы, не всегда помогают и привлеченные денежные средства. Реализуемые на сегодняшний день проекты, такие как редевелопмент «Набережной Европы» и территории завода «Петмол», реновация квартала Шкапина-Розенштейна, занимают локальные участки в центре города, которые вполне реально освоить силами одного девелопера. Эксклюзивность исполнителя работ по проекту гарантирует единство концепции внутри территории и продуманную стадийность реализации. Однако ресурс таких локальных участков практически исчерпан, будущие проекты уже будут носить характер комплексного редевелопмента.

В качестве примера можно привести Петровский остров, проект планировки которого Смольный утвердил в августе 2011 года. Общая площадь строений на территории более 130 га составляет 1,5 млн кв. м. Функциональное назначение большинства из них – общественно-деловая застройка, жилые дома, гостиницы, финансово-кредитные учреждения, гаражи, объекты розничной торговли и общественного питания, образования, здраво­охранения, спортивные сооружения, в том числе яхт-клуб. Крупнейшим землевладельцем на Петровском сейчас является Nevsky Capital Partners, которой принадлежит 40 га территории. В застройке также участвуют компании RBI, «РЕНОВА-СтройГруп», ООО «Петровский альянс». В настоящее время большая часть Петровского острова занята промышленными объектами, в том числе корпусами бывшего пивоваренного завода «Бавария» и судостроительной фирмы «Алмаз». Здесь также расположены комбинат «Канат», судостроительный завод «Спецтранс», Ленинградская экспериментальная судоверфь, ремонтно-эксплуатационная база флота. Актив­ное освоение площадей острова должно начаться уже в этом году.

Территория Петровского острова, безусловно, привлекательна для девелоперов благодаря расположению в историческом центре и видам на воду и набережные.ы Его транспортная доступность должна существенно улучшиться за счет строительства Серного моста и Западного скоростного диаметра . Но успех проектов во многом зависит от того, как будет реализовываться вся совокупность заявленных объектов. Среди важных факторов выполнение сроков строительства, поскольку будущие покупатели недвижимости на Петровском не должны в течение не­определенного срока жить в условиях стройки на прилегающих участках, тем более что жилая недвижимость вряд ли будет относиться к экономичному сегменту. Помимо этого важно четкое соблюдение заявленных концепций объектов и соотнесение новых проектов с уже существующими: рядом с элитным жилым комплексом не должен неожиданно возникнуть шумный развлекательный комплекс или автозаправка. Таким образом, от девелоперов требуются слаженность действий и единый комплексный подход, основывающийся на понимании, что от действий каждого из них зависит будущий успех всей территории. Петровский остров может стать прецедентом: пока в Петербурге нет примеров уже реализованных проектов, где был бы виден результат слаженной работы нескольких девелоперов. Но мы можем ориентироваться на опыт ближайших соседей из скандинавских стран. Так, в шведской столице Стокгольме в настоящее время идет реализация крупнейшего за последние годы девелоперского проекта на территории бывших доков и промышленных территорий вокруг озера Хаммарбю: обширный участок площадью 160 га расположен всего в 3 км от центра города. Работы над проектом были начаты в 1996 году в рамках подготовки Стокгольма к приему Олимпийских игр 2004 года. Планировалось, что в новом районе расположится Олимпийская деревня. Право принимать Олимпиаду шведская столица не получила, но от проекта было решено не отказываться.

Инициатором проекта выступили стокгольмские власти. Принимая во внимание сформировавшийся в начале 1990-х дефицит жилья, они выкупили земли вокруг озера у пула собственников. В дальнейшем работа над проектом осуществлялась под контролем и с активным участием администрации города. Первым шагом стала разработка стратегического мастер-плана территории с привлечением городского проектного бюро и ведущих архитекторов. Мастер-план поделил проект на 12 кварталов, работа над которыми велась постадийно. Совместно с архитекторами и девелоперами для каждого квартала был разработан дизайн-код, регулирующий его расположение, форму и структуру, включая жилые и коммерческие здания, общественные зоны и пешеходные дорожки. Он был включен в соглашение города с девелоперами, работающими на участке, и лег в основу работы архитекторов и проектировщиков. Итогом стала территория среднеэтажной застройки, созданная в едином стиле, но с архитектурным разнообразием. В работе над проектом принимали участие более 30 девелоперов, ключевыми из которых являются компании JM, Skanska, Family Housing, Swedish Housing, HSB, SKB и Boratt.

Общая территория нового жилого квартала составляет свыше 160 га, из которых на сегодняшний день осво­ено около 130 га. В районе Хаммарбю уже построено более 8 тыс. квартир. Сегодня его населяет 17 тыс. человек с уровнем дохода выше среднего, более 5 тыс. человек трудятся на территории района. К моменту окончания реализации (намечено на 2015 год) в Хаммарбю будут жить и работать свыше 30 тыс. человек, общее число квартир составит около 10 тыс., объем коммерческой недвижимости – 250 тыс. кв.м. Основа застройки района Хаммарбю – шести­этажные дома со средней высотой 18 м. Плотность населения на территории района не превышает 150 человек на 1 га. Проект квартала во многом уникален и уже привлек внимание специалистов отрасли во всем мире, прежде всего за счет широкого применения принципов зеленого строительства, использования экологичных материалов и технологий, а также попыток создать в Хаммарбю территорию без автомобилей. Идея в итоге не была реализована, но благодаря продуманной транспортной инфраструктуре удалось свести число личного транспорта к минимуму. Для российского жилого строительства такие стандарты пока мало осуществимы, но подход к реализации проекта с участием нескольких десятков девелоперов, безусловно, может быть полезен.

Промышленный пояс Петербурга насчитывает сотни гектаров территорий, которые могут быть освоены только в рамках масштабны проектов с привлечением пула девелоперов. Среди таких проектов – будущий деловой сити «Измайловская перспектива», начатый в 1998 году, но только сейчас вошедший в активную стадию. Проект планировки территории уже утвержден городом, но остается неизвестной судьба 100 га, которые уже несколько лет пытаются подготовить к проведению торгов, и примерно такого же размера земельные участки, принадлежащие РЖД и Министерству обороны, девелопер для которых пока не найден. Масштабный и единый подход потребуется в перспективе и для промтерриторий вокруг Лиговского пр., а также в Кировском и Невском районах.

Только данный подход, вкупе с активной, прозрачной и последовательной позицией города, позволит этим землям избавиться от статуса депрессивных, который пока кажется закрепленным за ними навсегда. Понятная и обоснованная концепция их развития является важным фактором успешности анонсируемых проектов.



Поделиться

23162

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

подпишись НА эксклюзивные новости cre