Компания планирует построить в Приморье новый город «Большой Владивосток», создать международный перегрузочный комплекс (МПК) «Троица» в Хасанском районе и прилегающую к нему промышленную зону в бухте Троицы.
«Большой Владивосток» - проект, подразумевающий собой расширение города за счет присоединения к нему фактически нового населенного пункта с числом жителей до 300 тыс. человек. Стоимость проекта – 920 млрд руб., его планируется реализовать в 2012-2020 гг.
Создание международного перегрузочного комплекса «Троица» подразумевает строительство транспортного хаба в порту Троица – расширение существующего порта до уровня логистического центра, позволяющего осуществлять мультимодальные перевозки грузов с участием морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. Стоимость проекта составляет 30 млрд руб., реализовать его планируется в 2012-2015 годах.
Еще один проект – технопарк в бухте Троицы рядом с МПК, где разместятся предприятия в сферах деревообработки, сборки автомобилей, легкой промышленности, торговли и сектора услуг, а также компании, оказывающие транспортно-логистические услуги. Стоимость проекта составляет 140 млрд руб., его планируется целиком возвести на средства частных инвесторов в 2012-12016 гг. По расчетам властей, ежегодный оборот компаний технопарка составит не менее $2 млрд.
Остальные проекты станут результатом государственно-частного партнерства. Развитие проектов финансирует международный инвестиционный консорциум под управлением New Age Capital Partners, Ltd. По расчетам властей, заявленные проекты позволят России выйти на рынки азиатских стран, усилить сотрудничество с Китаем, Японией, Южной Кореей.
Саму инициативу привлечения инвесторов можно расценить положительно – до сих пор Владивосток жил подготовкой к саммиту АТЭС, и под это мероприятие в регион вливались средства, в то время как реальных причин (роста населения) для развития у города не было, говорит Юлия Никуличева, начальник отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle. Основной вопрос был в том, поддержат ли власти регион после окончания саммита.
Власти должны создать условия, чтобы добиться системного усиления экономической активности в данном регионе – тогда заявленные проекты будут востребованы у бизнеса, считает Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка CBRE.
По данным г-на Гаврилова, в мире есть успешные проекты реализации районов-спутников, включающих жилье, офисы, ритейл и развлечения. Однако для этого требуется в среднем не меньше $4 000 за кв. м. «Соответственно, можно предположить, что бюджет в 920 млрд. рублей, скорее всего, не будет окончательным. Также мировой опыт говорит, что уложиться в период 8 лет будет весьма и весьма непросто», - предупреждает эксперт. Помимо недооценок объема инвестиций, риски создания подобного проекта включают спад экономической конъюнктуры, ошибки в решении проблем транспортной инфраструктуры и функциональной структуры площадей.
Однако некоторые проекты ставятся экспертами под сомнение. «Целесообразность строительства большого перегрузочного комплекса не вполне понятна. Основное потребление в России сосредоточено в европейской части страны, потому основным портом является Санкт-Петербург, из которого грузы распределяются по стране. Логистика за уральским хребтом, глубоко в Сибири, выстроена не достаточно хорошо для того, чтобы грузы перевозились из Владивостока», - поясняет эксперт JLL, поэтому вполне возможно, что порт будет рассчитан лишь на внутреннее потребление.
В туманных перспективах порта уверен и г-н Гаврилов. «С точки зрения транзита грузов с Востока на Запад перспективы видятся достаточно сложными, т.к. РЖД не выдерживает заявленные сроки транспортировки грузов. К сожалению, логистика по ж/д характеризуется тем, что среднедневная скорость движения вагонов по России низка и снижается», - поясняет эксперт.
Технопарк будет удачным при достаточном внимании к обучению персонала, считает г-жа Никуличева. «Из заявленных наиболее логично выглядит деревообработка, тогда как сборка автомобилей вызывает некоторое недоумение – на кого будет работать это производство?» - удивляется эксперт.
В общем же для выхода на азиатские рынки, которые характеризуются технологичностью, а также низкой стоимостью рабочей силы и налогами, необходимо заинтересовать потребителей чем-то, кроме сырья, отмечает г-н Гаврилов.