В ближайшие 7 лет планируется ввести несколько сотен тысяч квадратных метров торговых площадей. Об этом сообщил «Российской газете» глава столичного метрополитена Иван Беседин.
Метрополитен будет строить торговые центры самостоятельно, а также привлекать инвесторов. Потом торговые площади будут сдаваться в аренду крупным сетевым компаниям. Парковки для новых магазинов организовывать не собираются. Новые торговые центры будут рассчитаны в основном на пассажиров метро, которые могут зайти в магазин по дороге домой.
Глава столичного метрополитена объяснил, что анализ модели работы метро до 2020 г. показал, что расходы подземки за счёт роста
издержек будут опережать доходы. Поэтому в перспективе метрополитену пришлось бы просить деньги у государства, либо залезать в карман пассажиров, повышая стоимость проезда, либо увеличивать небилетную часть доходов
метро. В результате администрация подземки приняла третий вариант - увеличить небилетную часть доходов.
Московский метрополитен в настоящее время и сейчас пытается зарабатывать,
сдавая в аренду площади в примыкающих к станциям переходах. Однако основной доход подземка получает от продажи билетов. Метро зарабатывает от продажи билетов 40 млрд руб. в год.
«Расположение торгового комплекса в
местах со столь высокой проходимостью должно быть весьма интересно для
девелоперов и торговых операторов. Ведь они получат сформированный поток
посетителей. Для собственников торговых объектов это практически гарантирует
высокий арендный доход при отсутствии значительных затрат на рекламу», - отмечает Сергей
Гипш, региональный директор по торговой недвижимости в России и странах СНГ
компании Knight Frank.
«Это могут быть профессиональные
девелоперские компании уже работающие на рынке, частные инвесторы крупные фонды
и банки. Самому метрополитену было бы выгоднее построить
партнерские отношения с ограниченным числом участников. Это бы упростило и
ускорило бы процесс реализации проекта». Что касается ритейлеров, то все
сетевые компании, работающие в сегменте товаров повседневного спроса, сети
ресторанов и кафе, предприятия услуг, должны быть очень заинтересованы в такого
рода предложениях», - добавляет Полина Жилкина, директор направления стратегического консалтинга CBRE.
По мнению Полины Жилкиной, рядом с подземкой будет размещаться торговый центр
районного масштаба, где якорным арендатором может выступать небольшой
супермаркет. Арендуемая площадь объекта может варьироваться от 2 -3 до 8- 10 000 кв. м в зависимости от
конкретного местоположения, пассажиропотока конкретной станции метро,
возможностей земельного участка и конкуренции. К слову, возможно, некоторые
станции выпадут из списка рассматриваемых площадок под строительство, так как районы вокруг
могут быть уже перенасыщены объектами торговли.
«Практически все «интересные» станции метро уже заняты. Скорее всего, по
каждому комплексу, проектируемому над выходом из метро, девелоперу нужно будет
решать одни и те же задачи: поиск дополнительных территорий, согласование
стоимости участка, «зачистку» этих участков, ограничение пассажиропотока и
транспортного потока во время строительства»,- отмечает Екатерина Подлесных,
руководитель отдела торговых помещений компании Knight Frank. По мнению эксперта, успешными будут небольшие магазины, общая площадь
которых составит 7-12 тыс. кв. м. «При этом девелоперам необходимо будет уделить внимание организации входа в ТЦ
непосредственно из метро. Даже
расстояние в 5-10 метров между выходом из метро и входной группой торгового
центра отрицательно повлияют на посещаемость и оборот арендаторов», - добавляет Екатерина Подлесных.
Что касается арендных ставок, то для
помещений вблизи станций метро они могут
быть на 20-30% выше, чем для таких же помещений, но расположенных, например,
на расстоянии километра от метрополитена. Для помещения, площадью 100 кв. м,
расположенного на первом этаже торгового центра у метро, ставка может
составлять $2500-2700 кв. м/год, резюмируют эксперты.