В России доля e?commerce составляет лишь около 2?%, однако рынок стремительно растет, прибавляя до 30?% от существующего объема интернет-торговли в год. До последнего времени большинство интернет-магазинов имели небольшие склады, часто расположенные в пределах МКАД, и их доля в общем объеме сделок аренды была совсем невысока, продолжает г?н Зарицкий. С ростом ассортимента и бизнеса в целом онлайн-ритейлеры столкнулись с тем, что подобные склады все меньше отвечают запросам современной торговли. По данным Knight Frank, в 2012 году доля интернет-магазинов среди арендаторов складов выросла за год с 3?% до 13?%, т.?е. с 37 тыс. до 193 тыс. кв. м (20?% – среди всех торговых операторов). Игроку рынка e?commerce в сегменте складов сегодня нужна как минимум удобная транспортная доступность к городу, возможность расширения арендуемых площадей с учетом стремительного роста бизнеса, повышенное число доков, рампа для малотоннажного транспорта, возможность мелкоячеистого хранения и установки линий автоматизации, возможность использования современных логистических решений и систем управления складом, увеличенная зона подбора и комплектации товара. Фактически онлайн-ритейлеры претендуют на современные качественные склады класса А, и последние сделки в этом секторе лишь подтверждают правило. Так, KupiVIP выбрал складской комплекс «Климовск» компании Raven Russia (арендовал 20,5 тыс. кв. м), а Wildberries – «MLP Подольск» (20 тыс. кв. м).
Прежде компании сектора e?commerce не являлись заметными участниками рынка аренды, но уже в 2012 году более трети сделок в складском сегменте с ритейлерами были проведены именно с ними. При этом учитываются только стопроцентные онлайн-ритейлеры, хотя только в Москве есть сотни компаний, у которых сочетаются офлайн- и онлайн-бизнесы. При столь агрессивном уровне проникновения интернета рост электронной коммерции в России предсказуем, прокомментировал для CRE сделку Йенс Айххорст, заместитель генерального директора по управлению цепями поставок Enter. На рынке присутствует более 30 тыс. игроков онлайн-торговли, и все они хотят предоставлять качественный сервис клиентам, один из залогов которого – точный сбор и своевременная доставка товара. И это при росте самого бизнеса из месяца в месяц на 20?% и более. В свою очередь, практически отсутствуют логистические операторы, которые способны обеспечить подобный рост. Соответственно, для того чтобы предоставить качественный сервис клиенту, крупные online-ритейлеры вынуждены инвестировать в собственные складские мощности. Подходящее место для размещения магазина найти сегодня сложно, с online-торговлей дело обстоит гораздо проще: нужен лишь склад, размышляет Марко Пёч, консультант по недвижимости, отдел складских и промышленных помещений, CBRE.?Безусловно, стоимость склада гораздо ниже, чем помещения под магазин, поэтому интернет-торговля, своего рода дискаунтер со своим обширным кругом покупателей, будет только расти». В прошлом году CBRE закрыла сделку в этом сегменте (компания представляла интересы собственника «АЛМ-Девелопмент») – интернет-компания Lamoda (крупнейший интернет-магазин одежды, обуви и аксессуаров европейских брендов с доставкой по всей России) арендовала 1200 кв. м в офисно-складском комплексе в центре Москвы, дистрибьюторский центр расположился в офисно-складском комплексе класса В.?Антон Репин, заместитель директора департамента индустриальной и складской недвижимости, земли компании Knight Frank, отмечает, что, несмотря на текущий дефицит качественных складских помещений, востребованы именно высокотехнологичные объекты. Впрочем, с точки зрения хранения товара, принципиальной разницы в хранении на стеллажах нет, отличия лишь в последующих каналах доставки товаров до конечного потребителя, делится Виктор Афанасенко, директор по аренде и маркетингу Raven Russia. При этом объем каждого заказа становится меньше, а количество отгрузок со склада увеличивается, что подразумевает использование большого автопарка малотоннажных автомобилей. Склады должны иметь достаточно места для парковок и маневрирования автомобилей, повышенное количество доков (точек выдачи товара). Учитывая возрастающее количество отгрузок, требуемую скорость обработки и комплектации, должны быть востребованными оптимизация и автоматизация процессов внутри склада. В итоге, скорее всего, следует ожидать появления не только автоматизированных конвейеров, но и автоматических складов (на данный момент сегмент в России практически не востребован). Правда, пока это довольно трудно реализуемо из-за большого разнообразия товарных групп, дороговизны и уникальности каждого проекта. «Принимая решение о сотрудничестве с арендатором, мы уделяли и уделяем внимание вопросам его стабильности и финансовой успешности, наличию опыта и бренда, возможности строить долгосрочные отношения, продолжает г?н Афанасенко. Но, учитывая резкий рост онлайн-торговли, появление новых игроков и стремительное развитие их оборотов (объема хранения), в ряде случаев трудно говорить о наличии подтвержденного опыта и положительной финансовой истории такого арендатора. Как правило, трудно прогнозировать и рост бизнеса, и потребность в площадях на ближайшие годы. Соответственно, при заключении договоров приходится учитывать особенности и возможные риски, использовать иные, дополнительные инструменты обеспечения по договору».
Впрочем, по мнению экспертов, в ближайшее время всем участникам рынка придется так или иначе скорректировать требования под новых игроков. Тех самых, которых пару лет назад никто не воспринимал всерьез.