Реальные склады для виртуальной торговли

В Москве небывалый всплеск активности интернет-ритейлеров: по данным Knight Frank, онлайн-трейдеры формируют сегодня до 14?% спроса. В конце января были раскрыты детали крупнейшей сделки в сегменте: компания Enter арендовала 62 тыс. кв. м в индустриальном парке класса А?+ «PNK Чехов?2» на 15 лет. По прогнозам консультантов, это далеко не последняя громкая сделка в сегменте, который будет стремительно расти.
2887
Автор: Екатерина Реуцкая
Рынок онлайн-торговли довольно развит за рубежом: в обороте ритейлеров порядка 6–10?% приходится на интернет, рассказывает Петр Зарицкий, начальник отдела складских и индустриальных площадей компании Jones Lang LaSalle. Так, лидер рынка электронной коммерции Amazon является и очень заметным участником складского рынка: в Верне (Германия) он арендует 138 тыс. кв. м в объекте компании IKEA, а в портфеле девелопера Goodman Group – по 110 тыс. кв. м в четырех складских комплексах в городах Райнберг, Кобленц, Пфорцхайм, Грабен.

В России доля e?commerce составляет лишь около 2?%, однако рынок стремительно растет, прибавляя до 30?% от существующего объема интернет-торговли в год. До последнего времени большинство интернет-магазинов имели небольшие склады, часто расположенные в пределах МКАД, и их доля в общем объеме сделок аренды была совсем невысока, продолжает г?н Зарицкий. С ростом ассортимента и бизнеса в целом онлайн-ритейлеры столкнулись с тем, что подобные склады все меньше отвечают запросам современной торговли. По данным Knight Frank, в 2012 году доля интернет-магазинов среди арендаторов складов выросла за год с 3?% до 13?%, т.?е. с 37 тыс. до 193 тыс. кв. м (20?% – среди всех торговых операторов). Игроку рынка e?commerce в сегменте складов сегодня нужна как минимум удобная транспортная доступность к городу, возможность расширения арендуемых площадей с учетом стремительного роста бизнеса, повышенное число доков, рампа для малотоннажного транспорта, возможность мелкоячеистого хранения и установки линий автоматизации, возможность использования современных логистических решений и систем управления складом, увеличенная зона подбора и комплектации товара. Фактически онлайн-ритейлеры претендуют на современные качественные склады класса А, и последние сделки в этом секторе лишь подтверждают правило. Так, KupiVIP выбрал складской комплекс «Климовск» компании Raven Russia (арендовал 20,5 тыс. кв. м), а Wildberries – «MLP Подольск» (20 тыс. кв. м).

Прежде компании сектора e?commerce не являлись заметными участниками рынка аренды, но уже в 2012 году более трети сделок в складском сегменте с ритейлерами были проведены именно с ними. При этом учитываются только стопроцентные онлайн-ритейлеры, хотя только в Москве есть сотни компаний, у которых сочетаются офлайн- и онлайн-бизнесы. При столь агрессивном уровне проникновения интернета рост электронной коммерции в России предсказуем, прокомментировал для CRE сделку Йенс Айххорст, заместитель генерального директора по управлению цепями поставок Enter. На рынке присутствует более 30 тыс. игроков онлайн-торговли, и все они хотят предоставлять качественный сервис клиентам, один из залогов которого – точный сбор и своевременная доставка товара. И это при росте самого бизнеса из месяца в месяц на 20?% и более. В свою очередь, практически отсутствуют логистические операторы, которые способны обеспечить подобный рост. Соответственно, для того чтобы предоставить качественный сервис клиенту, крупные online-ритейлеры вынуждены инвестировать в собственные складские мощности. Подходящее место для размещения магазина найти сегодня сложно, с online-торговлей дело обстоит гораздо проще: нужен лишь склад, размышляет Марко Пёч, консультант по недвижимости, отдел складских и промышленных помещений, CBRE.?Безусловно, стоимость склада гораздо ниже, чем помещения под магазин, поэтому интернет-торговля, своего рода дискаунтер со своим обширным кругом покупателей, будет только расти». В прошлом году CBRE закрыла сделку в этом сегменте (компания представляла интересы собственника «АЛМ-Девелопмент») – интернет-компания Lamoda (крупнейший интернет-магазин одежды, обуви и аксессуаров европейских брендов с доставкой по всей России) арендовала 1200 кв. м в офисно-складском комплексе в центре Москвы, дистрибьюторский центр расположился в офисно-складском комплексе класса В.?Антон Репин, заместитель директора департамента индустриальной и складской недвижимости, земли компании Knight Frank, отмечает, что, несмотря на текущий дефицит качественных складских помещений, востребованы именно высокотехнологичные объекты. Впрочем, с точки зрения хранения товара, принципиальной разницы в хранении на стеллажах нет, отличия лишь в последующих каналах доставки товаров до конечного потребителя, делится Виктор Афанасенко, директор по аренде и маркетингу Raven Russia. При этом объем каждого заказа становится меньше, а количество отгрузок со склада увеличивается, что подразумевает использование большого автопарка малотоннажных автомобилей. Склады должны иметь достаточно места для парковок и маневрирования автомобилей, повышенное количество доков (точек выдачи товара). Учитывая возрастающее количество отгрузок, требуемую скорость обработки и комплектации, должны быть востребованными оптимизация и автоматизация процессов внутри склада. В итоге, скорее всего, следует ожидать появления не только автоматизированных конвейеров, но и автоматических складов (на данный момент сегмент в России практически не востребован). Правда, пока это довольно трудно реализуемо из-за большого разнообразия товарных групп, дороговизны и уникальности каждого проекта. «Принимая решение о сотрудничестве с арендатором, мы уделяли и уделяем внимание вопросам его стабильности и финансовой успешности, наличию опыта и бренда, возможности строить долгосрочные отношения, продолжает г?н Афанасенко. Но, учитывая резкий рост онлайн-торговли, появление новых игроков и стремительное развитие их оборотов (объема хранения), в ряде случаев трудно говорить о наличии подтвержденного опыта и положительной финансовой истории такого арендатора. Как правило, трудно прогнозировать и рост бизнеса, и потребность в площадях на ближайшие годы. Соответственно, при заключении договоров приходится учитывать особенности и возможные риски, использовать иные, дополнительные инструменты обеспечения по договору».

Впрочем, по мнению экспертов, в ближайшее время всем участникам рынка придется так или иначе скорректировать требования под новых игроков. Тех самых, которых пару лет назад никто не воспринимал всерьез.


Коментарии (0)


Поделиться

25711

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre