Кристофер ван Рит: «Цена вопроса»

Казалось бы, очевидно, что размер арендной ставки и качество помещений – ключевой вопрос для компании, которая хочет снять склад. Но в действительности расходы арендатора могут оказаться куда большими, чем он изначально предполагал. Ведь в арендную ставку включены далеко не все платежи, а качество помещений – далеко не единственный критерий качества самого склада. Об этих подводных камнях и о многом другом рассказал Кристофер ван Рит, управляющий директор Radius Group.
2437
Автор: Кристофер ван Рит
Для компании, планирующей арендовать склад, главным вопросом неизбежно становится цена предложения. Случается, что клиент просит о скидке, еще даже не увидев само помещение. Казалось бы, все логично: чем меньше стоимость аренды, тем ниже издержки компании и, следовательно, выше прибыль. На практике все несколько сложнее.

Не секрет, что стоимость аренды складских помещений в Москве достаточно высока. Так, средняя арендная ставка склада класса А + в Московской области составляет $ 143/кв. м в год, а в Москве – $ 209/кв. м, в то время как во многих европейских странах она не превышает $ 100. При этом цены в российской столице продолжают упорно расти, несмотря ни на какие финансовые сложности, и даже игнорируя сезонные колебания.

Причина проста – недостаток предложения. Рынок специализированной складской недвижимости начал развиваться в России только 10 лет назад, и до его насыщения очень далеко. Статистика говорит, что в настоящий момент в Московской области объем свободных складов составляет всего 2 %, но в действительности ситуация еще более сложная. Из этих 2 % львиная часть приходится на категорию B, а более качественная недвижимость категории A заполнена уже на 99 %.

Минимальная стоимость аренды склада категории А в Московском регионе составляет $ 120/кв. м в год. Но в действительности эта цена – лишь отправная точка, и подсчет расходов на этой стадии только начинается. По сути, эти цифры представляют собой только тот доход, который намерен извлечь из своей недвижимости ее собственник. А на арендатора лягут и другие расходы, и конечная сумма существенно вырастет.

Сверх цены

Для российского бизнеса привычнее схема, при которой арендодатель сам оплачивает большую часть расходов, связанную с владением недвижимостью. На долю арендатора, помимо ставок, приходятся разве что коммунальные платежи. Но в Европе так никто не работает, и западные компании, которые и стали основными игроками на рынке складских помещений топ-уровня, принесли свою модель отношений в наш бизнес.

В соответствии с этой моделью арендатор получает «голую» ставку аренды помещений, и при этом обязуется оплачивать все дополнительные расходы. Такая схема принята по всем мире, и, разумеется, иностранные компании используют ее и в России.  Наши клиенты – это в основном западные компании, так что для них она привычна. Постепенно привыкли и наши российские коллеги, так что никого это уже не удивляет.

Наибольшее удивление у российских клиентов вызывал тот факт, что им приходилось оплачивать налог на недвижимость. Эти платежи составляют существенную долю дополнительных трат на складские помещения, около трети от них. В общей сумме расходов они занимают примерно 9 % от конечной цены объекта.

Чуть меньшие траты уходят на управление объектом: обслуживание помещений, охрану, уборку и т. п. Они составляют 6 % от общей стоимости, или 24 % от дополнительных затрат. Еще 4 % от конечной цены придется отдать за страхование недвижимости. Все вместе эти траты повышают расходы на склад примерно на 20 %.

Однако расходы арендатора на этом не заканчиваются. Ему также приходится платить за электричество, отопление, вентиляцию и т. д. Эти платежи, конечно, сильно варьируются в зависимости от конкретного объекта, но в среднем составляют еще примерно четверть от всех дополнительных трат. Таким образом, в конечном счете арендатору придется платить почти на 40 % больше стоимости арендной платы.

Например, если арендная ставка объекта составляет $ 135/кв. м в год, то за управление объектом клиент заплатит еще $ 12, за налоги – $ 17, страхование – $ 8, и еще $ 12 – платежи за коммуникации (в основном электричество и отопление). В итоге сумма вырастет до $ 184/«квадрат». Если арендатор снял, скажем, 10 тыс. кв. м, то его суммарные платежи за год составят $ 1 млн 839 тыс., или 55 млн 200 тыс. рублей – на 15 млн рублей больше изначальной цены.

Единство места и времени

Конечно, эти цифры могут в той или иной степени меняться в зависимости от местоположения объекта. В основном это касается стоимости управления и налогов – в зависимости от того, к какому региону относится склад. Но в целом эти расходы тем ниже, чем дальше склад находится от Москвы. А здесь в силу вступает уже другая математика.

Хотя стоимость аренды склада выглядит весьма внушительно, в действительности это далеко не самая расходная часть бюджета компаний, связанная с хранением товаров и оборудования. Для большинства наших клиентов аренда самого склада – это только 20 % от их расходов в этой области. Гораздо больше уходит на логистику: расходы по доставке товаров на склад и со склада не столь заметны, но в конечном итоге сказываются куда значительнее. Поэтому при выборе места для строительства нового склада важно ставить во главу угла логистику. Удивительно, но потребители нередко не замечают, насколько велики их транспортные расходы и насколько сильно их можно сократить, арендовав другой, более дорогой, но лучше расположенный склад. Кроме того, помимо непосредственных затрат на перевозку, в основном связанных с топливом, есть и косвенные траты, такие как амортизация или аренда автотранспорта, а также время. Ведь иметь возможность доставить товар со склада в течение часа или двух часто важнее дополнительных расходов.

Почему-то российские компании с трудом воспринимают этот фактор. Наши западные клиенты хорошо знают, насколько важен вопрос оптимальной логистики, а некоторые местные компании нередко считают, что снять дешевый склад где-нибудь в Тверской области и возить товары оттуда им выгодно, хотя в конечном счете они многократно переплачивают».

До недавнего времени ситуация в этом вопросе была достаточно проста: чем ближе склад находился к Москве, тем было лучше. Однако сейчас все меняется: 1 марта вступил в силу закон о запрете на въезд больших грузовиков в пределы МКАД. Конечно, на необходимость доставить груз в ту или иную точку столицы это ограничение никак не повлияет, но меняется логистика этой доставки. Если раньше наиболее выгодными были склады у МКАД, благодаря которой можно было быстро доставить товар в нужный район Москвы, то теперь такой возможности нет. Ближайшая альтернатива московской кольцевой дороге – Малое бетонное кольцо, которое находится примерно в 30 км от столицы. Именно до нее теперь придется ехать фурам с товарами, чтобы доставить их на другой конец Москвы.

Таким образом, акценты в вопросе оптимального размещения склада смещаются в сторону «бетонки». Спрос здесь только начал трансформироваться, но, по всей видимости, уже в скором будущем склады, находящиеся в непосредственной близости к Малому бетонному кольцу, сравняются в цене с околомосковскими, а может быть, и опередят их. Законы бизнеса неумолимы. Впрочем, близость к большим трассам не единственная составляющая логистических преимуществ склада. Огромное значение имеют и подъезды к территории склада, и удобство заезда, стоянки и погрузки-выгрузки. Все это в конечном счете может стоить для арендатора больше, чем непосредственно сам склад.



Поделиться

26137

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

подпишись НА эксклюзивные новости cre