В Россию приходят хабы

В России впервые заговорили об открытии полноценных частных сельскохозяйственных хабов: с подобным проектом уже в 2013‑м может выйти одна из известных компаний. Впрочем, остальные игроки относятся к сегменту весьма сдержанно, утверждая, что готовность к нему рынка – ниже среднего, а для полноценной реализации подобных проектов нужна помощь государства.
3372
Автор: Екатерина Реуцкая
Как стало известно, московская мэрия намерена представить проект федерального закона, предписывающего появление в каждом крупном городе оптово‑продовольственного рынка. Первые центры в стиле «поле-прилавок» появятся возле Домодедово и Химок. Пока при реализации подобных концепций власти будут обращаться к иностранному опыту – хотя бы потому, что своего еще просто нет. Чиновники указывают, например, на тот факт, что деятельность центров схожего формата во Франции прописана законом «О рынках национального значения», в Японии же город обязан иметь такую точку, если его население превышает 200 тыс. человек. Площадь каждого комплекса, по оценкам главы Департамента торговли и услуг г. Москвы Алексея Немерюка, составит 20–30 га. Для удобства планируется разделить рынок по «национальному признаку»: импорт поедет в Химки, а отечественные продукты – в Домодедово. Скорее всего, площадки разместятся в окрестностях железнодорожной станции «Булатниково» (близ федеральной трассы «Дон», около 10 км от МКАД), а также на участке около пересечения Старокаширского и Новокаширского ш., рядом с селом Ям. На данный момент чиновники просчитывают инвестиционную привлекательность проектов и ищут инвесторов.

Еще одна новость о появлении агрокомплекса пришла из Казани. На территории технополиса «Новая Тура» под столицей Татарстана появится хаб по типу каталонского Mercabarna. На площади в 100–110 га будет реализован весь технологический цикл, необходимый для производства и реализации сельхозпродукции. В рамках агро­комплекса планируется построить павильоны для реализации фруктов, овощей, мяса, рыбы, птицы, молочных продуктов. Кроме того, будет налажена инфраструктура по переработке продуктов. Ввод проекта запланирован на 2015 год. В качестве оператора проекта выступит ГК G.A.I.C.A. (структура, афилированная с Mercabarna). Инвесторы проекта – группы FGN Capital Limited и Brack Capital Real Estate, кредитор – Россельхозбанк. Агропромцентр под Казанью станет пилотным проектом, всего в рамках заявленного партнерства планируется создать не менее пяти центров по всей России.

И еще один сельхозхаб появится в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. По некоторым данным, в строительство логистического комплекса на общей площади в 80 га в районе поселка Доскино НИОПЦ инвестируется 8,03 млрд рублей. Проект предполагается реализовать в три этапа, инвестиции в первый этап строительства составят 3,87 млрд рублей. Первую очередь, которая будет представлена семью зданиями общей площадью 100 тыс. кв. м, планируется ввести уже в 2013 году. Здесь расположатся торговые залы для различных типов товаров, помещения для дополнительной переработки продукции и непосредственно склады.

На стадии становления подобных проектов государственная поддержка просто необходима, считает Анна Цирульская, заместитель начальника ФГУП «“ЦПО” при Спецстрое России». Причем как для инвесторов, так и для арендаторов: речь идет и о налоговых льготах, выгодных кредитных условиях и прочих преференциях. Инвестор же может сэкономить на применении типовых решений, использовании быстровозводимых конструкций, тем самым предложив арендаторам более выгодные условия. Юлия Никуличева, начальник отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle, сразу уточняет, что таких проектов в России на сегодня не существует; в теории они могут быть реализованы в регионах с активно развивающимся сельскохозяйственным производством, например, в Краснодарском крае. Однако там уже существуют налаженные, устоявшиеся связи между производителями сельскохозяйственной продукции и ритейлерами, поэтому ни со стороны тех, ни со стороны других нет заинтересованности в формате хаба. В частности, в Краснодаре торговая сеть «Магнит» тесно взаимодействует с основными производителями и поставщиками сельскохозяйственных товаров, и на сегодня нет никаких оснований полагать, что эта ниша освободится под новую концепцию.

Дмитрий Герастовский, директор департамента индустриальной недвижимости (Склады. Земля. Производство) S. A. Ricci, считает, что обсуждать тему сельскохозяйственных хабов пока преждевременно. «Невозможно на данном этапе всерьез оценивать данные проекты как что-то близкое к коммерческой недвижимости, – считает г‑н Герастовский. – Люди “в теме” в эту историю не верят, потому что в России даже просто хаб, в его истинном понимании, появится еще совсем нескоро – просто потому, что далеко не все его составляющие интересны с точки зрения девелоперских вложений. А коммерческий сельскохозяйственный хаб на этом фоне выглядит просто гостем из будущего и возможен только с поддержкой государственных средств». Что же такое «настоящий» сельскохозяйственный хаб? По мнению игроков рынка, модель должна предлагать как минимум разгрузку и приемку товара, хранение, сортировку, упаковку, доставку до конечных пунктов назначения. Для экспортеров же необходимо строительство таможенного терминала. Сложность реализации состоит, во‑первых, в выборе земли: нужна достаточно большая территория, имеющая выгодное положение для движения груза различными видами транспорта. Во‑вторых, на участке должны быть предусмотрены объекты для продукции с разными температурными условиями хранения. В‑третьих, должна быть внедрена серьезная система управления цепочками поставок.

Ранее власти уже не раз говорили о проектах выведения за пределы города продовольственных баз и создании единого оптового рынка с полным ассортиментом сельскохозяйственных продуктов, по примеру аналогичного проекта в Париже – крупнейшего рынка Rungis пло­щадью порядка 500 га. Преимущество подобного формата, по оценкам г‑жи Никуличевой, в том, что в одном месте сконцентрирован весь объем товаров одной группы, это очень удобно для потребителя. Но это же можно отнести и к недостаткам: столь масштабный объект создает возле себя напряженный трафик с неизбежными заторами. Нужно ли при таких условиях добиваться строительства сельхозхаба в столице, где и без того транспортная ситуация оставляет желать лучшего, – большой вопрос. Как бы то ни было, заявленные проекты реализации сельхозхабов уже можно считать определенной тенденцией, в которую, возможно, скоро, поверят и эксперты рынка.



Поделиться

26144

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre