Александр Вахмистров: «Если кто-то решит провести спорный проект через суд, мы будем только рады созданию прецедента»

Александр Вахмистров – самый опытный вице-губернатор в команде Валентины Матвиенко. Курируя строительную отрасль городской экономики, он остается одним из самых влиятельных чиновников города уже более 10 лет. Участники рынка коммерческой недвижимости главной заслугой вице-губернатора в 2007 году считают отмену временного высотного регламента. Вместо него в действие вступили временные высот­ные правила – прообраз будущих «Правил землепользования и застройки». По мнению экспертов, это уже сейчас открывает зеленую улицу строительству небоскребов в Петербурге. О своем взгляде на развитие рынка недвижимости города Александр Вахмистров рассказал корреспонденту CRE Северо-Запад.

889
Автор: Федор Анненский

– Александр Иванович, вы уже больше 10 лет руководите строительным сектором Петербурга. Как изменился рынок за последние годы? Какова роль Смольного в этом процессе?
– В городе развернута довольно большая стройка. Из года в год объемы строительства увеличиваются. Только жилья в 2007 году в городе построено 2,6 млн кв. м. Для сравнения: в 1996 году было введено всего 640 тыс. кв. м. Еще более впечатляющую динамику демонстрирует рынок коммерческой недвижимости. Например, если в 2000 году в Петербурге было введено 49,6 тыс. кв. м торговых площадей, то в 2006 году – уже 785,1 тыс. кв. м. К тому же город стал больше выделять денег на строительство бюджетного жилья, детских садов, школ, спортивных сооружений и т. д. Объем финансирования бюджетного строительства в соответствии с Адресной инвестиционной программой, заказчиком по которой выступает Комитет по строительству, в 2006 году составил 9,1 млрд руб., а в 2008 году – уже 44,6 млрд руб.
Такое большое строительство не может идти без продуманной градостроительной политики. Несмотря на рыночный подход, именно процесс регулирования рынка остается важнейшей задачей для чиновников. В Петербурге уже действует Генеральный план развития города. Следующим большим этапом нашей работы будет разработка проектов планировки и межевания территорий. Я мечтаю, чтобы у меня в библиотеке появились проекты планировки всех 6000 городских кварталов. Сейчас мы приняли около 200–300 проектов, в разработке находятся еще около 1500. Эти документы должны дать четкое представление о том, какие объекты могут быть построены в том или ином квартале.

– В Петербурге до сих пор не приняты новые правила землепользования и застройки – ключевой документ для реализации нового Генплана, вступившего в силу еще в начале 2006 года. Что будут регулировать новые правила и когда они, наконец, увидят свет?
– Проекты планировки дают лишь ответ на вопросы о координатах квартала и о том, что там предполагается построить. В «Правилах землепользования и застройки» будет описан порядок проектирования объекта в зависимости от его расположения. Там будут прописаны функции недвижимости, этажность, количество парковок и т. д. Новые правила уже прошли общественные слушания, и сейчас мы готовимся принять их виде закона Санкт-Петербурга. Но «Правила землепользования и застройки» должны быть приняты после Генплана, который тоже принимается в виде закона. Как только закончим с поправками в Генплан, сразу же внесем проект «Правил» на обсуждение в ЗакС. Мы рассчитываем, что этот документ будет принят в течение весенней сессии. В крайнем случае, в сентябре.

– Какие именно поправки будут вноситься в Генплан?
– Кардинальных изменений нет. Есть уточнения технических характеристик, устранение некоторых недочетов. Самым большим изменением стал перевод промышленных зон в зоны общественно-деловой застройки. Это была серьезная ра­­бота, потому что данный процесс затрагивает интересы как собственников предприятий, так и профильных министерств и ведомств.

– Девелоперы утверждают, что вблизи от центра города почти не осталось реально работающих промышленных предприятий...
– Согласен, зачастую это действи­тельно так. Сегодня предприятия в центре в основном просто закрываются, потому что не соответствуют новым рыночным условиям. Но если какой-то завод купит новый собст­венник и решит построить современное предприятие такого же профиля, мы предоставим ему место в одной из 19 промышленных зон. Примеры переноса у нас есть, взять хотя бы Первую мебельную фабрику.

– Будут ли прописаны в «Правилах землепользования и застройки» ограничения по высоте зданий?
– Безусловно. Это будет отдель­ный раздел в законе. По моей ини­циативе в 2004 году был принят вре­менный высотный регламент. Этот документ проработал довольно долго и доказал необходимость своего существования. Но теперь ясно, что его параметры нуждаются в корректировке из-за некоторых технических ошибок. К тому же есть примерно 20 мест в городе, где проекты уже реализуются после прохождения Градостроительного совета и всех процедур согласования. Все эти проекты каким-то образом превышают установленные высотные параметры. И третий момент, наверное, самый важный – новый высотный регламент мы распространили на территорию не только исторического центра, но и всего города. За пределами исторического центра обозначили так называемые доминантные районы. В них, на наш взгляд, нужно строить здания выше определенного уровня.

– То есть новый документ открывает зеленый коридор строительству небоскребов. В каких именно районах будет развиваться высотное строительство?
– Такие точки предусмотрены на территории «Балтийской жем­чу­жины», на территории про­бив­ки Новоизмайловского проспекта, в районе Ладожского вокзала, на намывных территориях Васильевского острова. Подобных участков примерно восемь-десять.

– Временный регламент уже отменен, а новые правила еще не приняты. Но материалы высотного регулирования, на основе которых разработан их проект, уже действуют. По идее, любой девелопер может обойти их, сославшись на рекомендательный характер документа…
– Если кто-то решит построить небоскреб, он в любом случае должен согласовать проект у главного архитектора. А главный архитектор должен отстаивать позицию города и не разрешит строительство, не соответствующее материалам высотного регулирования. При этом главный архитектор может вынести этот во­­прос на Градостроительный совет. Вряд ли большинству архитекторов тоже не указ рекомендации правительства. Да и представить себе, что кто-то из застройщиков так грамотно обоснует свои действия в обход законов и пожеланий правительства, я не могу. Тот же проектировщик не возьмет на себя смелость под диктовку застройщика рисовать проект, нарушающий все правила. К тому же, повторюсь, временные правила должны просуществовать недолго. Они приняты в конце де­­кабря, и за это время о реальных конфликтах я не слышал. Если кто-то решит провести такой спорный проект через суд, ну пусть попробует. Мы будем только рады созданию прецедента.

– Отмена временного высотного регламента спровоцировала конфликт Смольного с некоторыми депутатами ЗакСа, которые критиковали городскую власть за то, что строительство небоскребов теперь разрешено, в том числе на Охте. Удалось ли урегулировать ситуацию?
– Я о таком конфликте не знаю. Думаю, что депутаты ЗакСа выража­ли свои эмоции, не прочитав документ. В Градостроительном кодексе говорится, что ограничения по высотности зданий устанавливаются правилами землепользования и застройки, которые принимаются в виде закона. Но пока он не принят, установлены временные меры.

– Для кого в регламенте могут быть сделаны исключения? Я говорю в первую очередь про «Охта-центр». В зоне, где разместится небоскреб, по новым правилам разрешено строительство не выше 100 метров, тогда как архитектурная концепция предполагает возведение 395-метровой башни…
– По «Охта-центру» мы не принимали решения по высоте. И дело здесь не во временном регламенте. Когда застройщик или проектировщик хочет сделать проект, который не соответствует регламенту, в Градостроительном кодексе предусмотрен определенный механизм действий. После принятия «Правил землепользования и застройки» начнет работу Комиссия по землепользованию и застройке, которая рассматривает каждый такой случай, принимает его или отклоняет.

– Но представители лондонского бюро RMJM готовы понизить высотность своего проекта лишь на 10 м…
– Давайте исходить не из слов какого-то архитектора, а из документов и фактов. Город принял политическое решение о строительстве офисно-делового центра на Охте. Градсовет абсолютным большинством поддержал саму концепцию развития этой территории. Все согласились, что там нужна архитектурная доминанта, но практически все заявили, что проект, предлагаемый «Газпромом», слишком высокий. На основе решения Градсовета продолжена работа по проекту планировки территории с указанием того, что там будет доминанта, но без указания ее высоты. Этот проект планировки прошел общественные слушания. Дальше мы предлагаем вынести проект на правительство и отдельно вынесем на общественные слушания и Градсовет вопрос о высоте постройки.

– То есть проведенный конкурс, комиссию на котором возглавляли Валентина Матвиенко и Алексей Миллер, может быть отменен?
– Выбор был сделан не только губернатором и председателем правления «Газпрома», а в какой-то степени и жителями нашего города. В ходе интернет-голосования, например. На основе этой концепции продолжается работа.

– Петербург взял курс еще и на раз­витие подземного пространства, в первую очередь на строительство подземных парковок в центре города. На каком этапе находится подготовка документов, которые регламентировали бы их строительство?
– Такая инициатива действительно есть. Сейчас мы выдали девелоперам около 30–40 разрешений на исследование возможности строить в том или ином месте подземную парковку. На согласовании находится рамочное постановление о том, какие нужны документы и что нужно делать для строительства подземных парковок в центре города.

– Проекты, заявляемые в Петер­бурге, становятся все масштабнее. Где, по вашему мнению, взять достаточное количество квалифицированных кадров для строительства столь сложных объектов?
– Надо честно сказать, что силами жителей нашего города такие объемы нам не построить. Мы с удовольствием приглашаем на стройку всех желающих петербуржцев. Но желающих не так много – условия не самые легкие. Что касается привлеченных рабочих, надо добиться, чтобы у нас работали только легальные гастарбайтеры, и организовать центры их обучения. Конечно, это обучение будет краткосрочным.

– Большинство крупных проектов завязано на реализацию городских программ развития инженерной инфраструктуры. Как соотносятся темпы строительства с темпами развития инженерии?
– Мы стараемся соответствовать. Пока опаздываем, но стараемся ми­­нимизировать это опоздание.

Информация

Вахмистров Александр Иванович

Родился 17 апреля 1954 г.

Окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Промышленное и гражданское строительство»; Санкт-Петербургский Университет МВД по специальности «Юриспруденция».

С 1975 г. работал на строительных предприятиях конст­руктором, мастером участка, плотником, начальником участка, начальником строительного управления, затем – секретарем парткома объединения «Главзапстрой». С 1989 г. – генеральный директор строительного предприятия «Филко». В 1994 г. назначен директором ГУ «Управление инвестиций» мэрии С.- Петербурга. С 1996 г. – гендиректор ГУ «Центр по работе с кредитами банков». С 2000 г. и по сей день – вице-губернатор С.-Петербурга.

За 2007 год в Петербурге введен в эксплуатацию 501 объект нежилого назначения общей площадью более 2 млн кв. м, в том числе:

– 42 автозаправочные станции;
– 88 объектов торгового назначения;
– 72 производственно-складских объекта;
– 83 административных и офисных здания, бизнес-центра, выставочных комплекса;
– 17 объектов религии, культуры и образования;
– 68 объектов автосервиса;
– 16 объектов здравоохранения и физической культуры;
– 8 гостиниц и апарт-отелей;
– 107 объектов коммунального строительства;
– встроенно-пристроенные помещения различного назначения общей площадью более 250 тыс. кв. м.

Комитетом по строительству подготовлено 66 лотов для проведения торгов по полному, короткому пакету и комплексному освоению.

Всего в прошедшем году состоялись торги по 23 земельным участ­кам, из которых 5 лотов общей площадью 767,5 га было продано под комплексное освоение с планируемым объемом жилищного строительства и общественно-деловой застройки в 3,5 млн кв. м, 1 участок был реализован под торговую функцию и 1 под автозаправочную станцию. Другие 16 лотов предназначены под строительство общегражданских объектов.


Коментарии (0)


Поделиться

2676

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre