Бизнес-парки – будущее бизнеса

Бизнес-парки – сравнительно новый формат для российского рынка коммерческой недвижимости. Конечно, в Москве, да и в других городах существует достаточное количество бывших промзон, оперативно - «малой кровью» - перепрофилированных под офисно-складские комплексы, и иногда именуемых бизнес-парками. Но правильно ли называть такие территории «бизнес-парками» и что вообще включает в себя это понятие? Что понимают под бизнес-парком на западе, и как вписать это понимание в российскую действительность – на эти и другие вопросы попытались ответить докладчики семинара «Бизнес-парки: практическое руководство от «А» до «Я», организованного в конце октября компанией IM Events.
2545

Бизнес-парки – сравнительно новый формат для российского рынка коммерческой недвижимости. Конечно, в Москве, да и в других городах существует достаточное количество бывших промзон, оперативно - «малой кровью» - перепрофилированных под офисно-складские комплексы, и иногда именуемых бизнес-парками. Но правильно ли называть такие территории «бизнес-парками» и что вообще включает в себя это понятие? Что понимают под бизнес-парком на западе, и как вписать это понимание в российскую действительность – на эти и другие вопросы попытались ответить докладчики семинара «Бизнес-парки: практическое руководство от «А» до «Я», организованного в конце октября компанией IM Events.
В общепринятом понимании бизнес-парк должен представлять собой нескольких строений небольшой этажности, объединенных общей инфраструктурой. Поскольку такая концепция предполагает наличие просторной территории, считается, что этот формат наиболее пригоден для территорий, удаленных от центра города. В Москве это будет зона третьего транспортного кольца, а также МКАД. Стоит отметить, что в западной концепции бизнес-парка немаловажную роль играет благоприятная экологическая обстановка на территории комплекса, что подразумевает расположение данного формата за пределами города.
Основной докладчик семинара – Шарлотта Стрейн (Charlotte B. Strain), старший директор по ритейлу инвестиционного фонда AvalonBay Communities, Inc (США), отметила, что четкого определения бизнес-парков не существует, так же как и строго определенных стандартов, которым должны соответствовать комплексы, претендующие на это звание. Однако очевидно, что бизнес-парк – это в первую очередь территория, на которой реализованы все условия для комфортной работы – высококлассные офисные здания, просторная парковка, магазины, гостиница, предприятия торговли и сферы обслуживания, такие, как рестораны, фитнес-зал, химчичистка, и даже, возможно, ясли-сад. Иными словами, сотрудник компании, имеющей офис на территории бизнес-парка, должен трудиться, не покидая территорию для решения своих бытовых проблем. В этом случае работодатель получает мотивированные кадры с высокой трудоспособностью, а также, учитывая предполагаемое расположение комплекса за чертой города, преимущества сниженной по сравнению с центром города арендной ставки. При этом добираться на работу владельцы автомобилей смогут «с ветерком», двигаясь навстречу традиционным транспортным пробкам.
Но, конечно, есть и минусы, связанные все с тем же расположением в удалении от центра города: сотрудникам и клиентам, пользующимся общественным транспортом, может быть сложно добираться до места, в связи с чем возникает необходимость организации автобусного сообщения для перевозки людей от станций метро до офиса и обратно. Также в глазах российских арендаторов расположение офиса за пределами центрального делового района понижает его престижность. Однако на примере бизнес-парка «Крылатские Холмы» было показано, что для именитых западных арендаторов расположение офиса за чертой города не является препятствием. «Среди арендаторов бизнес-парка - такие компании, как Microsoft, Sun Interbrew, Raiffeisenbank, Johnson&Johnson и другие», - отметил Гарегин Аветисян, вице-президент, руководитель департамента маркетинга и развития инвестиционных строительных проектов компании CMI Development.
Второй пример - бизнес-парк «Переведеновский» - представил Эдуард Анимаев, консультант департамента коммерческой недвижимости компании Paul’s Yard. Этот проект реализуется в районе «Басманный» Центрального административного округа, первая очередь планируется к вводу в эксплуатацию в апреле 2007 года. Объект ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса, при этом площади будут предлагаться на продажу. Несмотря на наличие нескольких собственников, предполагается сохранить единую концепцию комплекса», – отметил Эдуард Анимаев.
Несмотря на то, что для России формат бизнес-парков в западном понимании - за чертой города - является несколько непривычным, дальнейшая децентрализация строительства и ухудшение транспортной ситуации в Москве и других крупных городах России будут способствовать активному освоению девелоперами и арендаторами данного формата. Эта тенденция будет поддержана примерами новых успешных проектов.



Коментарии (0)


Поделиться

274

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre