Решение об ограничении строительства в пределах ТТК, которое
было принято в начале 2011 г., повлекло за собой пересмотр ряда инвестиционных
контрактов, в связи с чем существенно сократились объемы ввода новых жилых и
коммерческих объектов в центре Москвы, но при этом доля проектов реконструкции
и редевелопмента увеличилась.
В силу сложившейся ситуации, а также ограниченности
земельного ресурса на территории Москвы, наиболее приемлемым для девелоперов
выходом видится освоение промышленных зон. Кроме того, в условиях сложившего
дефицита предложений качественных новостроек
новые площадки, особенно в районе ТТК, обладают высокой инвестиционной
привлекательностью для потенциальных инвесторов.
С одной стороны, развитие промышленных территорий в черте
города для девелоперов сопряжено с рядом обременений и
дополнительных затрат, включающих
перенос производственных мощностей, перевод земель в необходимую
категорию и проч. Несмотря на это, многие инвесторы охотно стремятся
участвовать в таких крупномасштабных проектах.
С другой стороны, южный административный округ лидирует по
площади промзон в составе своих территорий по сравнению с другими округами
Москвы. Так, например, реализуются крупные проекты редевелопмента промзон
Нагатино (№29), ЗИЛ (№27), Южный Порт (№26) и др. Планы по реконструкции данных
территорий входят в среднесрочную программу развития и застройки г. Москвы.
По нашему мнению, перспективность застройки Нагатинской
поймы обусловлена ее выгодной локацией.
Промышленная зона московского судостроительного и судоремонтного завода
не столь масштабна по сравнению с другими промзонами округа, расположена вблизи
жилого массива недалеко от станции метро Коломенская. Хорошие видовые
характеристики участка за счет близкого расположения набережной реки и парка
отдыха Коломенское при условии реализации продуманной концепции реконструкции
данных территорий будут бесспорно являться ключевым преимуществом будущих объектов жилого и коммерческого
назначения.
В сложившихся условиях строительство качественного
многофункционального комплекса в составе крупного микрорайона на месте бывшей
промзоны с учетом выгодной локации будет весьма востребовано.
Застройка таких масштабных территорий, конечно же, должна
быть комплексной. Помимо жилых и коммерческих объектов необходимо обеспечить
будущие районы всей необходимой инфраструктурой: объектами социального
назначения и здравоохранения, комплексной сетью дорог и пешеходных зон, а также
общественными центрами, парками и зонами
отдыха.
В силу сложившегося спроса и ограниченного предложения
новостроек, особенно в приближенных к центру районах города, более
востребованным на текущий момент времени, по нашему мнению, будет строительство
смешанных форматов с преобладающей долей жилых объектов в составе будущих
комплексов.
В среднесрочной перспективе,
в условиях активной застройки города объектами коммерческого назначения
(офисными зданиями, торговыми и многофункциональными центрами), можно ожидать
рост потребности в объектах общественного, культурного и рекреационного
назначения, что, как правило, для девелоперов является не слишком выгодным
объектом инвестирования.