ОАО «Балтийский завод» отстоял право собственности на участок площадью 5,8 га на Косой линии и на 12 расположенных на нем объектов, включая цех обработки гребных винтов, который является одним из ключевых для производственной цепочки предприятия. В России больше нет заводов с аналогичными цехами.
По оценкам экспертов, общая стоимость этого имущества на текущий момент составляет примерно 1 млрд руб. В перспективе этот актив может попасть в конкурсную массу, если внешний управляющий Виктор Костомаров, назначенный судом в начале ноября, не сможет финансово оздоровить верфь, сообщает «Деловой Петербург».
Земля и цехи завода с 2006 г. принадлежали банкротящейся сейчас ОПК экс-сенатора Сергея Пугачева. В 2012 г. верфь, заложенную ЦБ по кредитам Межпромбанка, выкупила Объединенная судостроительная корпорация, но комплекс производства винтов выпал из сделки. Балтзавод продолжил арендовать его у Объединенной промышленной корпорации (ОПК).
Но на верфи стали опасаться, что при банкротстве ОПК эту землю смогут продать. В 2012 г. Балтийский завод подал иск о признании права собственности на имущество. Предприятие требовало восстановить свое право собственности по статье 304 ГК РФ — по ней собственник может требовать «устранения всяких нарушений его права», даже если они и не были «соединены с лишением владения».
«Балтийский завод» основал в 1856 г. англичанин Марк Макферсон. В 1872 г. предприятие обанкротилось, не сумев выполнить в срок критическое количество заказов. Его купил с торгов князь Эспер Ухтомский, который на кредиты провел модернизацию производственных мощностей. Но новый собственник не сумел рассчитаться по кредитам, и в 1875 г. «Балтийский завод» был на грани банкротства. В итоге император Александр II выкупил эту крупнейшую судоверфь в казну. После этого - с 1876 по 1992 гг. - Балтийский завод являлся госпредприятием: сначала российским, а затем советским.
В 1992 г. «Балтийский завод» приватизировали и превратили в ОАО. После этого предприятие находилось под контролем частного бизнеса на протяжении 20 лет: сначала группы «ИСТ», а затем – Объединенной промышленной корпорации. Частные собственники, как и в XIX в. довели ОАО «Балтийский завод» до банкротства. В конце 2011 г. предприятие вновь попало под контроль государства в лице Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).