Ритейл в России перед лицом новых задач

Как повлияют санкционные войны на развитие торговли? Какие перспективы ритейла открываются перед российскими производителями? Какую стратегию занять арендодателю сегодня, чтобы, с одной стороны, не потерять ритейлера  и быть клиентоориентированными в сложных экономических условиях, а с другой – не подорвать собственный бизнес? Эти и другие вопросы обсудили эксперты рынка торговли и торговой недвижимости на специальной сессии «Ритейл в России перед лицом новых задач», организованной IM Events в рамках выставки MAPIC.

7731

«Я хотел бы поблагодарить ЕС за санкции в отношении моей страны. Они оказывают отрезвляющее воздействие на власть, на девелоперов, на банки. Мы наконец очнулись от эйфории, – задал тон дискуссии Алексей Ванчугов, партнер Accent Group. – Зарубежные инвесторы,  пожалуйста, не приходите в Россию, чтобы мы разобрались в самих себе, отформатировали как следует свою работу. Без внешних вливаний и помощи. Ну а если серьезно, то рынок сегодня можно характеризовать двумя аспектами: выходом большого количества торговых центров и ожесточающейся борьбой за ритейлера. Если детализировать ситуацию с ритейлом,  то тем операторам, которые пока только присматриваются к российскому рынку, я бы хотел сказать: “Бегом в Россию!” Сейчас рынок стал справедливее в отношении ритейлеров, ставки  пришли в соответствие с тем, сколько тратит на тех или иных площадях потребитель. В следующем году этот процесс будет только усиливаться. Ближайший год-полтора будут временем арендатора. И совершенно очевидно, что девелопер для нормального ведения бизнеса должен будет  понимать экономику своего клиента ничуть не хуже, чем сам ритейлер». 

По словам экспертов, несмотря на санкции, подорожавший капитал и валютные колебания, сегодня на рынке уже есть некоторая определенность в отношении того, куда идти, какую стратегию выбирать и как подстилать себе соломинку.

По словам Татьяны Ключинской, директора по России и СНГ, начальника департамента торговых площадей JLL, сейчас уже понятно, что с курсом, что с санкциями, что с банками. «С одной стороны, ситуация непростая, санкции бьют по денежной массе. С другой стороны, это привело к тому, что сегодня гораздо выгоднее покупать в России. Это касается и сегмента средний и средний+. Но влияет ли это позитивно на обороты? Считается, что сегодня можно говорить о падении прироста продаж, т. е. продажи не росли так, как в прошлом году. Но есть ли падение? Упали ли обороты по сравнению с прошлым годом? Мы этого не наблюдаем! Да, бесспорно, и девелоперам и ритейлерам придется как-то скорректировать свою работу, но я бы не говорила сейчас, что  все плохо. В 2008–2009 году мы это уже переживали».

Юрий Лосев, директор по развитию сети «Азбука Вкуса», развил тему санкций на примере формата продуктовой сети. «Санкции на нас влияют, – констатировал эксперт. – Примерно 15% продуктовой матрицы составляли европейские товары, которые ввиду санкций пришлось поменять, мы  переориентировались на другие рынки. С одной стороны, для нас как для премиум-сети это не очень хорошо: эти 15% составляли  довольно маржинальные продукты, это лицо магазина и возможность выбора. С другой стороны, все это решаемо. Мы уже жили в условиях санитарных санкций, когда бывший санитарный врач запрещал те или иные продукты, так что рынки закупок мы уже меняли». Господин Лосев также отметил, что сегодня хорошее время серьезно поговорить с собственниками недвижимости в отношении арендных условий. Особенно в сегменте переоцененного стрит-ритейла, где «цены были задраны настолько, что трудно себе представить, чем нужно торговать, чтобы у ритейлера была прибыль».

Каков алгоритм компенсации прибыли от валютных колебаний сегодня в торговом секторе? На этот вопрос у экспертов был единодушный ответ: за увеличившуюся расходную часть всегда платит целевая аудитория. То есть конечный потребитель. Повышение цен – это то, что ждет рынок однозначно. В свою очередь, если анализировать отношения арендатора и арендодателя, то  ставка, построенная на проценте от оборота, – справедливый и единственно верный путь сотрудничества, когда все плывут в одной лодке. «Ставки, построенные на проценте от товарооборота, – это не карма, это то, что весьма успешно работает в Европе. И это никакое не наказание, это обычная практика. А лучшие практики – это то, что мы сейчас будем потреблять в большом количестве», – уверен Алексей Ванчугов.

Татьяна Ключинская подытожила мероприятие небольшим прогнозом: «Думаю, в ближайшее время мы столкнемся с глобальным пересмотром рынка после открытия безумного количества ТЦ. Мы уже не увидим масштабного строительства, как раньше, а станем свидетелями более качественного и индивидуального подхода. Я хочу сказать о пользе и значимости небольших проектов. Думаю, за этими проектами будущее. Взять, например, Польшу – казалось бы, она уже перегружена ТЦ, но открываются небольшие объекты в городах с населением 100, 50 и даже 20 тыс. человек. Думаю, в скором временем популярность среди девелоперов завоюют небольшие торговые комплексы с GLA 10–30 тыс. кв. м».




иГРОКИ РЫНКА

Ванчугов и партнеры / Vanchugov Partners

Ванчугов Алексей

Поделиться

Материалы по теме

не указано

20-й Русский завтрак на MIPIM 2014: Диалог с властью

12 марта в Каннах в рамках выставки MIPIM 2014 прошел 20-й Русский завтрак, организованный ИД «Импресс Медиа». В этом году завтрак посетило более 400 участников рынка недвижимости: девелоперов, инвесторов, консультантов, представителей власти и т. д. Спонсорами мероприятия выступили компании ГК «Глубина», Raven Russia, Dyer, Goltsblat BLP.

27.06
34130

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе

подпишись НА эксклюзивные новости cre