Ритейл в России перед лицом новых задач

Как повлияют санкционные войны на развитие торговли? Какие перспективы ритейла открываются перед российскими производителями? Какую стратегию занять арендодателю сегодня, чтобы, с одной стороны, не потерять ритейлера  и быть клиентоориентированными в сложных экономических условиях, а с другой – не подорвать собственный бизнес? Эти и другие вопросы обсудили эксперты рынка торговли и торговой недвижимости на специальной сессии «Ритейл в России перед лицом новых задач», организованной IM Events в рамках выставки MAPIC.

7702

«Я хотел бы поблагодарить ЕС за санкции в отношении моей страны. Они оказывают отрезвляющее воздействие на власть, на девелоперов, на банки. Мы наконец очнулись от эйфории, – задал тон дискуссии Алексей Ванчугов, партнер Accent Group. – Зарубежные инвесторы,  пожалуйста, не приходите в Россию, чтобы мы разобрались в самих себе, отформатировали как следует свою работу. Без внешних вливаний и помощи. Ну а если серьезно, то рынок сегодня можно характеризовать двумя аспектами: выходом большого количества торговых центров и ожесточающейся борьбой за ритейлера. Если детализировать ситуацию с ритейлом,  то тем операторам, которые пока только присматриваются к российскому рынку, я бы хотел сказать: “Бегом в Россию!” Сейчас рынок стал справедливее в отношении ритейлеров, ставки  пришли в соответствие с тем, сколько тратит на тех или иных площадях потребитель. В следующем году этот процесс будет только усиливаться. Ближайший год-полтора будут временем арендатора. И совершенно очевидно, что девелопер для нормального ведения бизнеса должен будет  понимать экономику своего клиента ничуть не хуже, чем сам ритейлер». 

По словам экспертов, несмотря на санкции, подорожавший капитал и валютные колебания, сегодня на рынке уже есть некоторая определенность в отношении того, куда идти, какую стратегию выбирать и как подстилать себе соломинку.

По словам Татьяны Ключинской, директора по России и СНГ, начальника департамента торговых площадей JLL, сейчас уже понятно, что с курсом, что с санкциями, что с банками. «С одной стороны, ситуация непростая, санкции бьют по денежной массе. С другой стороны, это привело к тому, что сегодня гораздо выгоднее покупать в России. Это касается и сегмента средний и средний+. Но влияет ли это позитивно на обороты? Считается, что сегодня можно говорить о падении прироста продаж, т. е. продажи не росли так, как в прошлом году. Но есть ли падение? Упали ли обороты по сравнению с прошлым годом? Мы этого не наблюдаем! Да, бесспорно, и девелоперам и ритейлерам придется как-то скорректировать свою работу, но я бы не говорила сейчас, что  все плохо. В 2008–2009 году мы это уже переживали».

Юрий Лосев, директор по развитию сети «Азбука Вкуса», развил тему санкций на примере формата продуктовой сети. «Санкции на нас влияют, – констатировал эксперт. – Примерно 15% продуктовой матрицы составляли европейские товары, которые ввиду санкций пришлось поменять, мы  переориентировались на другие рынки. С одной стороны, для нас как для премиум-сети это не очень хорошо: эти 15% составляли  довольно маржинальные продукты, это лицо магазина и возможность выбора. С другой стороны, все это решаемо. Мы уже жили в условиях санитарных санкций, когда бывший санитарный врач запрещал те или иные продукты, так что рынки закупок мы уже меняли». Господин Лосев также отметил, что сегодня хорошее время серьезно поговорить с собственниками недвижимости в отношении арендных условий. Особенно в сегменте переоцененного стрит-ритейла, где «цены были задраны настолько, что трудно себе представить, чем нужно торговать, чтобы у ритейлера была прибыль».

Каков алгоритм компенсации прибыли от валютных колебаний сегодня в торговом секторе? На этот вопрос у экспертов был единодушный ответ: за увеличившуюся расходную часть всегда платит целевая аудитория. То есть конечный потребитель. Повышение цен – это то, что ждет рынок однозначно. В свою очередь, если анализировать отношения арендатора и арендодателя, то  ставка, построенная на проценте от оборота, – справедливый и единственно верный путь сотрудничества, когда все плывут в одной лодке. «Ставки, построенные на проценте от товарооборота, – это не карма, это то, что весьма успешно работает в Европе. И это никакое не наказание, это обычная практика. А лучшие практики – это то, что мы сейчас будем потреблять в большом количестве», – уверен Алексей Ванчугов.

Татьяна Ключинская подытожила мероприятие небольшим прогнозом: «Думаю, в ближайшее время мы столкнемся с глобальным пересмотром рынка после открытия безумного количества ТЦ. Мы уже не увидим масштабного строительства, как раньше, а станем свидетелями более качественного и индивидуального подхода. Я хочу сказать о пользе и значимости небольших проектов. Думаю, за этими проектами будущее. Взять, например, Польшу – казалось бы, она уже перегружена ТЦ, но открываются небольшие объекты в городах с населением 100, 50 и даже 20 тыс. человек. Думаю, в скором временем популярность среди девелоперов завоюют небольшие торговые комплексы с GLA 10–30 тыс. кв. м».




иГРОКИ РЫНКА

Ванчугов и партнеры / Vanchugov Partners

Ванчугов Алексей

Поделиться

Материалы по теме

не указано

20-й Русский завтрак на MIPIM 2014: Диалог с властью

12 марта в Каннах в рамках выставки MIPIM 2014 прошел 20-й Русский завтрак, организованный ИД «Импресс Медиа». В этом году завтрак посетило более 400 участников рынка недвижимости: девелоперов, инвесторов, консультантов, представителей власти и т. д. Спонсорами мероприятия выступили компании ГК «Глубина», Raven Russia, Dyer, Goltsblat BLP.

27.06
34130

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre