Островок света

О том, что все люди разные, чаще всего приходится вспоминать при решении вопроса освещения в офисе. 50-летнему человеку нужно в два раза больше света, чем 20-летнему, – и;это научно доказанный факт. Соответственно, когда в одном пространстве open space работает до;полусотни сотрудников, общим освещением не обойтись.
832
Изображение взято из источника: cre.ru
Автор: Сергей Роганов
От правильного освещения рабочего места напрямую зависит не только работоспособность, но и здоровье сотрудников. По мнению специалистов, освещение в офисе должно состоять из двух компонентов – общего и акцентного. Первый отвечает за ориентацию в пространстве, а второй за качественные параметры видения – другими словами, позволяет человеку четко различать буквы, структуру материала, оттенки цветов. «В европейском офисе у рабочего места есть четкое деление на рабочую зону и зону непосредственного окружения, – говорит Константин Соколов, менеджер по продажам и маркетингу компании Fagerhult Россия. – Такой подход вызван более чутким отношением к электропотреблению. Считается, что нет необходимости одинаково хорошо освещать те места, где человек активно работает, и те, где не требуется зрительной концентрации. Таким образом, достигнут компромисс между физиологическими потребностями человека и энергоэффективностью».

«Свет – это в каком-то смысле фактор влияния, с его помощью можно решать многие проблемы. В комфортных условиях человек работает эффективнее. Это обстоятельство должно учитываться в первую очередь при проектировании рабочих мест. Что требуется на самом деле – это не переизбыток света, а правильное освещение»,;– утверждает директор компании El-Parts Алла Викстрем.

«Помимо светотехнических параметров;– освещенности, яркости, цветопередачи и других, поддающихся физическим измерениям, – есть одна характеристика, измерить которую невозможно. Речь идет о психологическом комфорте. Считается, что свет в офисе должен быть максимально холодным, однако представления на этот счет тоже меняются. Целый ряд открытий в области физиологии зрения говорит, что есть зависимость между освещением и биологической активностью человека. И эти открытия не только нельзя игнорировать, но в ближайшее время они могут существенно изменить всю систему подходов к проектированию офисного освещения», – уверен Константин Соколов.

В Европе требования к освещенности не только более детализованы, но и более строги. Однако и у нас в стране в последнее время уровень освещенности на предприятии стал объектом пристального внимания трудовой инспекции. И за несоответствие установленным нормам компанию могут оштрафовать. Проблема в том, что в России эти нормы прописаны во множестве документов, выпущенных сразу несколькими инстанциями.

Свет по правилам

Качество света определяется в первую очередь наличием комфорта. «Яркость каждого предмета (лист бумаги, монитор, стена) не должна отличаться от другого более чем в 10 раз, потому что возникающая вследствие этого постоянная переадаптация зрения станет причиной боли в глазах, – говорит генеральный директор группы компаний VIART Алексей Бурыкин. – Слишком яркий свет отвлекает от работы и способствует раздражению слизистой оболочки глаза. Это происходит из-за того, что на мониторе образуются различные блики. При недостаточной освещенности появляется сонливость, ослабевает внимание, возникают проблемы со зрением».

Правильное освещение дает грамотная комбинация различных источников света;– общего и локального. Что же касается света на рабочем месте, то в идеале он должен быть регулируемым. По мнению Аллы Викстрем, для создания комфортной среды предпочтителен рассеянный свет. Его дают светильники, снабженные рассеивателями,;– они смягчают световой поток.

Для того чтобы измерить качество света профессионально, следует использовать специальный прибор – люксометр (идеальная величина – 500 люкс). Также следует учитывать и расположение светильника. Рука не должна загораживать свет, а лампа;– отбрасывать блики на монитор.

На столе, и не только

Долгое время источником локального освещения считалась настольная лампа. Но последние изобретения светодизайнеров доказали, что индивидуальный светильник не обязательно должен располагаться на столе. «Комбинированное освещение (потолочные светильники и настольные лампы) сменяется системами, свободно располагающимися в помещении, – говорит Алла Викстрем. – Это могут быть торшеры либо светильники, которые крепятся к поверхности рабочих станций или фиксируются на разделительных перегородках».

Что касается офисных торшеров, то их предлагают сразу несколько европейских фабрик – таких как Zumtobel или Louis Poulsen. Благодаря направленному вниз и вверх свету они могут выполнять функции не только локального, но и общего освещения.

С задачами вспомогательного осветительного прибора благодаря двойному светораспределению хорошо справляются подвесные светильники. В зависимости от их конструкции от 50 до 85% света направляется в потолок и, отражаясь от него, рассеивается в помещении, создавая общее освещение. Акцентный компонент создается прямым светом, направленным на рабочее место, – его может быть от 15 до 50%. «Оптимальное соотношение между отраженным и прямым светом должно быть 60 на 40%. Однако не стоит забывать, что подвесные светильники не подходят для помещений с низким потолком, даже при том, что у некоторых моделей рекомендуемая высота монтажа не превышает 210 см от пола. Поскольку подвесные светильники всегда находятся в поле зрения, они по возможности должны быть визуально максимально дискретными. Я подчеркиваю слово «визуально», т. к. излишне «утонченный» силуэт часто существенно снижает энергоэффективность и функциональность светильника», – говорит Константин Соколов.

«Мы считаем, что предметы освещения, которые стоят рядом с рабочими местами, и подвесные светильники лучше по своим функциональным свойствам», – утверждает дипломированный инженер компании Zumtobel Lighting Петер Дехофф.

Еще один функциональный предмет локального освещения – это токовая шина, к которой крепится несколько светильников. Токовая шина имеет неоспоримое преимущество, когда нужно выделить светом определенное пространство – в данном случае рабочий стол. Поскольку все светильники в токовой шине поворачиваются, на столе можно акцентировать разные участки.

Присутствие настольной лампы на рабочем месте по-прежнему актуально, однако далеко не всем производителям этих предметов интерьера удается выпускать конкурентоспособный товар. «Создать надежную и функциональную настольную лампу стоит больших затрат. Гораздо больших, чем требуется для создания многих потолочных светильников, – утверждает Константин Соколов. – Настольная лампа не должна загромождать стол и слишком сильно нагреваться. Привлекательный дизайн должен сочетаться в ней с невысоким потреблением энергии и слабым электромагнитным излучением. Она должна эффективно освещать максимальную площадь, не создавая при этом ярких бликов на столе, бумаге и клавиатуре».

Поскольку совместить эргономику с дизайном очень сложно, порой приходится выбирать что-то одно.

Часто производители выбирают дизайн, в результате рынок пестрит огромным разнообразием форм, стилей и красок. Однако по-прежнему в моде светильники классических расцветок (черный, белый, золотой, красный) с четкими гранями и строгими линиями.

«На территории современного офиса можно встретить необычные модели класса люкс, яркие и оригинальные решения от европейских производителей (Artemide), а также миниатюрные настольные лампы,;– говорит Алексей Бурыкин. – В качестве примера одной из модных тенденций можно привести аскетичные настольные светильники в виде параллелепипедов или различных рамок».

Среди настольных ламп встречаются модели, выполняющие сугубо декоративную роль. Чего стоят только светильники с хромированными и кожаными абажурами. Смогут ли они создать правильную световую среду? «Настольная лампа – это лишь дополнительный световой элемент, и поэтому не надо возлагать на него функции общего освещения», – считает Петер Дехофф.

«Настольная лампа, размещенная в кабинете топ-менеджера, помимо своей основной задачи – освещения, также выполняет представительскую функцию, подчеркивая статус руководителя. Нередко функциональность светильника отодвигается на второй план, и внимание акцентируется на дизайне и материалах, из которых он изготовлен. В моделях могут быть использованы бронза, серебро, позолота, фарфор, мрамор, кожа. Такие светильники выглядят очень солидно», – добавляет первый заместитель генерального директора Группы MODUL Илья Цыкарев.

Если говорить о новых тенденциях в случае с предметами локального освещения, то сейчас модно все то, что позволяет экономить электричество. Весьма ценятся модели с возможностью регулирования яркости освещения. Когда комната заполнена солнечными лучами, такой светильник работает в одном режиме, в вечернее время – в другом, а когда человек покидает рабочее место, светильник отключается самостоятельно.

Неэкономная экономия

В эпоху высоких – местами заоблачных;– арендных ставок на предметы локального освещения нечасто выделяется достойный бюджет. Как правило, это та статья расходов, на которой принято экономить. Особенно когда задача приобретения светильников для рабочих мест ложится на завхоза или офис-менеджера – другими словами, непрофессионала, который прежде всего ищет варианты подешевле. А зря. «Оценивая стоимость светильника, следует акцентировать внимание не на его закупочной цене, а на стоимости его содержания, т. е. энергозатратах, затратах на обслуживание, частоте замены ламп и их суммарной стоимости и т. п. Это то, на что обычно не обращают внимания, – говорит Константин Соколов. – Например, есть светильники, которые сложно обслуживать одному человеку или легко повредить при замене ламп. Все это выливается в дополнительные деньги. Так что изначально супердешевая система освещения может с течением времени оказаться очень дорогой».

Стоимость светильника складывается из многих факторов, в том числе она зависит и от ламп, которые в нем установлены. Самые дешевые на сегодня – лампы накаливания. Следом идут энергосбегегающие и галогеновые лампы, находящиеся в одном ценовом диапазоне. Самую высокую стоимость имеют лампы, созданные на основе светодиодов. «Это новая технология, и производство таких моделей пока еще довольно дорогое,;– поясняет ситуацию Илья Цыкарев. – Но они потребляют минимум энергии, и срок их службы;– до 100 тыс. часов. Благодаря небольшим габаритам светодиодов лампы на их основе также обладают минимальным размером. При этом каждый диод дает большой световой поток». Галогенные лампы потребляют больше энергии, чем созданные на основе диодов, но меньше, чем лампы накаливания. Последние не только самые жадные до электричества, но и самые габаритные и тепловыделяющие. Они чаще перегорают. И останавливать на них свой выбор по меньшей мере неразумно. «Тот, кто хочет сэкономить, в итоге переплачивает, – продолжает Илья Цыкарев. –

Срок службы лампы накаливания около 1000 часов непрерывной работы. У энергосберегающей – порядка 5000 часов».

Кстати, когда вопросом освещения занимаются профессионалы, они всегда оптимизируют расходы на эксплуатацию. В дизайн-проект обычно закладываются светильники, которые потребляют меньше энергии.

Непрофессионал же живет в понятиях «здесь и сейчас». Когда перед ним лежат две сметы – скажем, на 70 тыс. руб. и на 100 тыс. руб. – он выбирает первый вариант. И неважно, что потом ему придется оплачивать сумасшедшие счета за свет. А, как говорится, «потом хоть трава не расти».

Сын ошибок трудных

Мнимая экономия – это не единственная ошибка, которую допускают при организации освещения рабочего места. Бывает и с точностью до наоборот – компания, желая продемонстрировать сотрудникам и партнерам свое лидерство на рынке, приобретает самые дорогие светильники из всех существующих, но при этом не использует вообще или неправильно использует их технические и функциональные возможности. Получается, что тех же результатов можно было бы добиться меньшими средствами. «Вообще ценовой подход я считаю в корне неправильным, – утверждает Константин Соколов. – Он ставит во главу угла деньги, а не людей, для которых, по сути, предназначается создаваемая система освещения».

«Локальное освещение не исключает общего, что создает дополнительный расход энергии. Этот факт не мог остаться незамеченным для производителей, стремящихся делать качественную продукцию и заботящихся о клиентах. Именно поэтому в светильниках применяются энергосберегающие лампы, диминирующие устройства, позволяющие регулировать световой поток (приглушить или сделать ярче)», – отмечает Алексей Бурыкин

По опыту г-на Соколова, некоторые архитекторы и дизайнеры выбирают модели светильников, имеющие привлекательный дизайн, но непригодные для использования в офисе. Например, светильники направленного света с галогенными или металлогалогенными лампами – в то время как людям неудобно работать с таким светом, поскольку он яркий и концентрированный. Или другая крайность – устанавливают красивые и изящные экземпляры, производящие малое количество света. Для освещения холлов они вполне подходят, но для рабочих мест;– увы.

Неправильно выбранный предмет локального освещения создает большой перепад яркости, образующий «островки» света и тени. «Такой эффект дают металлогалогенные лампы, использование которых я бы не рекомендовал», – говорит Алексей Бурыкин. Также специалисты стараются избегать светильников без непрозрачного рассеивателя (абажура) или решетки с правильно подобранным защитным углом.

Ущерб от неправильной инсталляции и подбора освещения может быть значительный, об этом нужно помнить. Главное, чтобы при многочасовой работе перед монитором свет был вспомогательным элементом. Нашим верным другом.

Коментарии (0)


иГРОКИ РЫНКА

UNK

Алексей Бурыкин

Поделиться

3677

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre