В настоящее время на Западе рынок управления недвижимостью можно разделить на несколько видов: Facility Management, Property Management, Asset Management.
Facility Management (FM)
«Facility Management – это управление инфраструктурой здания: инженернотехническая эксплуатация, комплексная уборка, организация охранных и иных услуг, закупки, – поясняет Елена Саратова, директор отдела управления недвижимостью CB Richard Ellis Noble Gibbons. – То есть обеспечение нормального функционирования объекта недвижимости с технической и сервисной точек зрения». На западном рынке существуют компании, специализирующиеся на предоставлении услуг Facility Management.
«Тем не менее этот тип управления достаточно размыт, – отмечает Константин Баранов, управляющий партнер Colliers International FM. – И за рубежом в настоящее время под термином Facility Management подразумевается служба, созданная внутри самой организации, которая, пребывая на том или ином объекте, призвана оптимизировать инфраструктурную и административнохозяйственную составляющую здания».
Примером такого типа управления будет классическая мультинациональная компания (IBM, British Petroleum и т. д.), владеющая объектами или арендующая недвижимость по всему миру, которая нуждается в различных сервисах, связанных с обслуживанием жизнедеятельности самого здания и персоналом, работающим в нем. В рамках таких компаний существует структура, которая генерирует пакет решений, позволяющих работникам корпорации сосредоточиться на основном бизнесе. Кроме инженерии здания эта структура может управлять и ресурсами, обеспечивающими бесперебойную работу корпорации: службы водителей, кладовщиков, службы безопасности. И Facility Manager решает на месте, какой сервис следует отдать на аутсорсинг, а какой нет. «Сегодня тенденция такова, что многие сервисы, относящиеся к Facility Management, отдаются на аутсорсинг, – утверждает гн Баранов. – Достаточно найти в стране пребывания компании, специализирующиеся на транспортной логистике, клининге, архивном хранении, охране и т. д.». «Крупные компании в Европе сегодня стремятся избавиться от дополнительного груза в виде FMсервисов, – соглашается партнер компании Engineerics Мартин Эндреди, – и отдать их внешним компаниям. Однако персонал, в ведении которого находится РМ, остается в компании. Причиной того, что FM отдается собственниками здания на аутсорсинг, являются огромные затраты, которые приходится нести владельцу, обслуживая эти сервисы самостоятельно. FMкомпании могут профессионально оптимизировать и существенно снизить эти расходы».
Кроме того, по словам гна Эндреди, сегодня FMкомпании понимают, что две самые большие затратные статьи расходов – это расходы на электроэнергию и оплату труда. «Следовательно, задача этой компании – снижение расходов по указанным статьям, – утверждает он. – Только постоянно занимаясь этими вопросами, компания может рассчитывать на успех». В России эти приоритеты отсутствуют, хотя ситуация стала меняться, подчеркивает Эндреди.
Facility Management является составной частью Property Management, уточняет гжа Саратова, поэтому входит в компетенцию крупных управляющих компаний и консультантов по недвижимости.
Property Management (РМ)
В идеале можно рассматривать РМ в качестве структуры, стоящей над FM. Property Managementкомпании – это, по сути, либо аффилированные собственнику структуры, либо внешние компании, которые занимаются выделенными сегментами коммерческой недвижимости, будь то офисная, гостиничная, складская или торговая. Как правило, Property Managementкомпания не заключает договоров аренды, поскольку не является собственником здания и доверительным управляющим. Она может отслеживать эти платежи, но они через нее не проходят. «В то же время РМ несет комбинированную ответственность, – считает Константин Баранов, – и его задача – содержать недвижимость в состоянии, близком к идеальному. УК уровня РМ должна быть готова к тому, что этот объект может быть продан или оценен».
«Property Management – это услуги по обеспечению успешной работы объекта не только с технической точки зрения, – уточняет Елена Саратова. – В дополнение к комплексной эксплуатации Property Management включает сдачу помещений в аренду, работу с арендаторами, ведение договоров аренды, обеспечение своевременной оплаты аренды, выполнение договорных обязательств, бухгалтерской отчетности и т. д.». «С моей точки зрения FM и РМ – это одно и то же, – говорит глава российского представительства УК Sawatzky Марк Гройсман, – просто поразному называется в разных странах. РМ – это североамериканское название той же самой услуги, которая называется FM в Европе и Англии». И вообще, отмечает он, это разделение на типы управления сформировалось уже на российском рынке, на Западе такого разделения не существует, и владелец здания получает пакет сервисов, включающих техническое и финансовое обслуживание. Кроме того, эти УК сами не структурируют свою деятельность и не позиционируют себя в качестве управляющей компании определенного типа. «Вообще же наука управления зданием заключается в том, – подчеркивает гн Гройсман, – чтобы предоставлять владельцу те услуги, которые ему требуются, и отчитываться перед ним так, как он хочет».
Asset Management
Если рассматривать типы управления недвижимостью в качестве иерархии, высшей ступенью будет являться Asset Management. «Понятие Asset Management подразумевает управление финансовыми потоками собственника недвижимости, – считает Елена Саратова. – Оно включает совокупность услуг, направленных на достижение максимального увеличения стоимости объектов недвижимости: финансовый менеджмент и рефинансирование, перепрофилирование и оптимизация использования объекта, коммерческое управление, управление рисками, маркетинг и сдача в аренду, управление строительными проектами, услуги по технической эксплуатации».
«Задача АМ – получить как можно больше доходов на отдельно взятый квадратный метр, – утверждает гн Баранов. – Соответственно, такая компания несет ответственность перед теми инвесторами, которые являются инициаторами той или иной недвижимости».
Таким образом, можно сказать, что в Asset Management входят услуги по Property Management, однако предполагается гораздо больше полномочий с точки зрения стратегического развития объекта.
Практически вся коммерческая недвижимость на Западе сконцентрирована в руках крупных инвестиционных фондов. Они вкладывают средства в недвижимость как в инвестицию, то есть с целью получить доход. «Часто владельцы недвижимости берут на себя управление активами в силу своей специфики, – отмечает Марк Гройсман, – то есть выполняют функции АМ».
Сравнение
За рубежом девелопментом занимаются в основном крупные инвестиционные фонды, в состав которых входят отделы Asset и Property Management. «Когда появляется новый проект, – утверждает Мартин Эндреди, – его с самого начала ведет эта группа профессионалов». А услуги Facility Management, уточняет он, отдаются на аутсорсинг, как только в них возникает необходимость.
Если компания PM несет комплексную ответственность и является представителем собственника на конкретном объекте недвижимости, то Facility Managementкомпания, отвечающая за сервисы здания, к самой недвижимости как таковой отношения не имеет. Грубо говоря, можно рассматривать представленные типы управления недвижимостью как некую матрешку, где АМ будет включать в себя РМ, а тот, в свою очередь, FM. «Однако это не всегда так, – считает Константин Баранов. – Конечно, есть такие АМкомпании, внутри которых работают РМ и FM, однако в большинстве случаев ситуация другая: АМкомпании не имеют в своих структурах другие типы управления». Потому что задача, скажем, Property Manager, продолжает он, заключается в том, чтобы купить дешевле и продать дороже. Скорее, типы управления недвижимостью, о которых идет речь, не являются иерархической лестницей, и в одном и том же здании могут независимо присутствовать все три типа управления. Эти структуры не будут друг с другом связаны, но, естественно, будут органично взаимодействовать.
Смысл в таком структурировании элементов управления заключается в том, что перед АМ, РМ и FM стоят задачи, разноуровневые по характеру и видам деятельности.
В общем, можно рассматривать эти типы управления в качестве подчиненных друг другу структур, считает директор по управлению недвижимостью УК Hines Дмитрий Филин, но все зависит от конкретного объекта. «К примеру, владелец, нанимающий FMкомпанию для реализации какихнибудь сервисов (уборка, техническое обслуживание), может получить и дополнительные сервисы – организацию питания для сотрудников, службу приема посетителей, транспортные услуги и пр. Таким образом, FM в данном случае не ограничится только техническим обслуживанием здания, а может предоставить услуги для владельца и арендаторов». Некоторые специалисты на Западе говорят, что РМ – это управление зданием в интересах получения прибыли для владельца, в то время как в FM приоритетом является обслуживание людей, работающих в здании, поясняет гн Филин. Однако это разделение чисто условно – каждый тип может сочетать в себе элементы другого».
Россия
«Одной из специфических особенностей российского рынка коммерческой недвижимости является его стремительное развитие, – поясняет Мартин Эндреди. – Это проявляется даже в процессе сооружения здания – объект начинает возводиться, а параллельно идет процесс получения разрешительной документации». В результате девелопер воплощает идею объекта такой, какой он ее видит сам, без участия УК. И это может вызвать определенные проблемы – иногда приходится разрушать некоторые элементы конструкции, чтобы проложить забытые коммуникации.
В России разделение труда собственника и УК не является правилом – владелец здания до сих пор стремится нанять для обслуживания «родственного» подрядчика и «родственного» технадзора, чтобы сохранить объект в своих руках. «Российский девелоперский рынок до сих пор остается способом возведения объектов «для себя», – считает Константин Баранов. – Относясь к объекту как к «личному», девелопер и не помышляет о том, чтобы пустить в здание какуюто внешнюю компанию, которая к тому же берет за свою работу немалые, по его мнению, деньги». Складывается ситуация, когда владелец нанимает компанию уровня РМ только для того, чтобы выполнять какието отдельные функции, то есть выступать в роли FM.
«В России практически вся недвижимость сосредоточена в частных руках, – отмечает Марк Гройсман, – и нередко владельцы принимают решение управлять зданием самостоятельно. Поэтому потребность в УК в России не так высока, как на Западе. Тем не менее отечественный рынок меняется довольно быстро, и сегодня все больше внешних УК занимаются офисными зданиями».
«Я думаю, если принять идею поступательного развития управления недвижимостью от FM через РМ к АМ, – полагает Дмитрий Филин, – то российский рынок находится гдето между FM и РМ. К реальному АМ российский рынок подойдет не ранее чем через 7–10 лет».
Кроме того, отечественный рынок до сих пор остается рынком арендодателя, а не арендатора, поэтому вопрос качественного управления зданиями еще не является первостепенным.
Заключение
В России компаний, позиционирующих себя как управляющие, тысячи. Западных среди них не больше 10, пятьшесть из них можно назвать серьезно закрепившимися на рынке. Конкуренция среди УК пока невелика, потому что услуга сравнительно новая, профессионалов пока еще мало. Главным конкурентом УК остается собственник здания, который стремится все сделать сам.
Темпы развития бизнеса УК будут зависеть от степени открытости рынка, стабильности экономической и политической ситуации в стране, появления конкуренции среди высококлассных объектов, требующих профессионального подхода не только к обслуживанию инженерного оборудования, но и к оптимизации финансовых потоков.
Запад – Восток: наука управления
Потребность в профессиональных управляющих компаниях возникла с появлением необходимости в получении дохода от использования недвижимости. В начале XX века, во времена Великой депрессии, многие универсальные и ипотечные банки США практически за бесценок приобретали резко подешевевшее недвижимое имущество. И для того, чтобы оно начало работать и приносить прибыль, стали задумываться над управлением этим имуществом. Кроме того, уже в конце XIX века в строительстве стали применяться новые технологии, конструкции и оборудование, которые постепенно совершенствовались и требовали специально подготовленных кадров для профессионального обслуживания зданий. Позже, когда к объектам коммерческой недвижимости стали относиться как к «продукту», возникла необходимость в управлении активами и в стратегическом развитии объекта.