HORECA - один из самых динамично развивающихся сегментов
отечественного рынка, и поиск новых ниш, особенно успешными сетевыми
компаниями, абсолютно логичный шаг в борьбе за долю рынка.
Тема придорожного питания, была интересна человечеству во
все времена, следы былых придорожных закусочных вы сможете найти во всех
странах, и во все времена, от Римской империи и до современных,
автоматизированных комплексов в Японии. И, если раньше закусочные и ночлежки
ставили на расстояние дневного перехода лошади, потому как пешие путники
не обладали достаточным доходом для того, чтобы оплатить полноценный стол
и ночлег, хотя и для них были предложения кружки чая с похлебкой и места в общей
комнате. Сегодня же комплексы расположены на расстоянии 30-50 км друг от друга
в «старушке Европе», и в часе-полутора езды друг от друга в Японии. В первом
случае, это обусловлено большим транзитным потоком грузового транспорта, и
обязательными остановками для водителей грузовиков, во втором, законодательно
закрепленной нормой: полтора час едешь, 15 минут отдыхаешь. Прекрасным примером
развитого придорожного сервиса является самая автомобильная страна в мире, США,
где комплексы расположены на съездах с шоссе к городкам, как правило. Комплекс
включает в себя заправку, небольшой магазин, общепит в том или ином виде и
довольно редко, функции автомобильного сервиса и ночлега. Преобладают,
безусловно, сетевые решения: как по заправочным станциям, так и по сетевым
предприятиям быстрого обслуживания, которые расположены отдельно от заправки.
Тем или иным образом, предприятия общественного питания находятся возле
центра притяжения современных коней: АЗС, впрочем, как и раньше возле оазиса
или водопоя. Безусловно, есть исключения: в Хорватии, например, есть
великолепный ресторан по дороге из Загреба к побережью, который знают все
водители, но это лишь исключение. В нашей стране, самый развитый формат на
федеральных трассах М-9, М-1 и туристических направлений Золотого кольца, это
сетевые АЗС с кафе и магазином, в массе своей, являющиеся копией первых станций
BP в Москве, удачной или не очень. Следующим популярным форматом, является
«семейные кафе, национальной кухни», расположенные в исторических местах отдыха
дальнобойщиков, кстати, самые вкусные кафе встречные мной, расположены в Сибири.
Сетевые рестораны быстрого обслуживания, встречаются на выездах из больших
городов. Стоит задаться вопросом: почему, безусловный лидер сегмента
рынка РФ, да и всего мира, обладая достаточными средствами и компетенции, до
сих пор не реализовал сей дерзкий план? Ответ лежит на поверхности:
недостаточная емкость рынка в данном сегменте. Мало кто готов тратить больше
100-150 рублей на обед в придорожном кафе, ну кроме Московского региона, да и
людей таких, мало. Количество чеков Х средний чек = рентабельность
заведения становиться очень низкой, а если добавить систему федерального
управления, то и вовсе нерентабельной.