Переход части сотрудников «Билайна» на систему удаленной
работы можно назвать отражением общей тенденции: интернет, Skype, другие
современные технологии дают возможность работать из дома, и подчас более
эффективно — график работы на удаленке становится гибким, экономится время простоя в пробках по
пути на работу и домой. Доказано, что в среднем житель мегаполиса (или его
пригорода) тратит на дорогу до работы около полутора часов — и это только в
одну сторону. Путем нехитрых подсчетов получаем, что, выполняя ровно те же
функции, что и в офисе, но не выходя из дома, можно экономить в среднем не
менее 15 часов в неделю или более 800 часов в год. Работодатели, в свою
очередь, экономят существенные средства на оптимизации расходов, связанных с
арендой площадей, а также ресурсов по обеспечению офиса (вода, электроэнергия и
т. д.) Проведенные исследования в этой сфере говорят о том, что в случает
перевода части персонала на удаленный режим, компании могут получать экономию
до 150 тыс. руб. в пересчете на сотрудника ежегодно! В условиях экономической стагнации,
а также при стремительном развитии технологий — чем не повод, наконец,
распустить часть сотрудников по домам?
Дискуссионным моментом, мешающим безоглядно делать офисную
работу дистанционной, является невозможность контролировать сотрудников.
Действительно, как можно узнать, чем он занимается у себя дома в рабочее время?
Вдруг он вообще ничего не делает? С одной стороны, для этого сегодня существует
целый ряд HR-практик, связанных с эффективным контролем KPI, когда труд
работника оценивается по его результатам. С другой стороны, можно посмотреть на
ситуацию совсем под другим углом: согласитесь, если кто-то хочет раскладывать
пасьянс или сидеть в интернете, он вполне может делать это и в офисе. Огромное
количество исследований это подтверждает. Интересный пример об этом мне
встретился в книге «REMOTE: офис не
обязателен» «В корпоративном офисе компании J.C. Penney, торгующей одеждой, где
работают 4800 сотрудников, 30% интернет-трафика приходится на просмотр видеороликов
на YouTube. В их случае появление в офисе означает лишь то, что приходится
одеваться соответствующим образом. Никакой гарантии производительности».
Примечательно, что и рабочие интерьеры адаптируются под эту
ярко выраженную тенденцию: так, сегодня в офисах часто можно встретить систему незакрепленных
рабочих мест (hot-desking) - часть рабочих станций отдается «на откуп»
«приходящим» сотрудникам, которые несколько раз в месяц посещают офис для
решения очных задач. По нашей практике,
сегодня заказчики хотят видеть в офисе больше переговорных, в том числе
неформальных: раз необходимость в рабочих местах для части сотрудников
отпадает, офис становится эдаким местом встреч, общих брейнстормов и дискуссий.
А чтобы пребывать в офисе было комфортно, и сотрудники, не имея практики
ежедневного взаимодействия, не чувствовали скованности, офисы все чаще проектируются по принципу общественных
пространств — здесь можно в неформальной обстановке обсудить рабочие моменты,
пообедать с клиентом, провести деловую
скайп-встречу с головным офисом и даже посмотреть кино.
Теперь, когда грань между домом и работой стала размытой,
возникает вопрос: что станется с офисами? И как они будут выглядеть в будущем?
Одни считают, что непременно будет сокращаться метраж арендных сделок —
компаниям больше не нужно «столько» рабочего пространства. Другие уверены, что
«свято место пусто не бывает» - на смену одним арендаторам придут другие, будет
расти количество компаний, которые станут разбирать офисные площади «небольшими
порциями».