150 млн руб. вложили в российскую сеть коворкингов и готовых офисов «Ключ» венчурный инвестор Игорь Рыбаков, президент и основатель компаний Aktivo и CarPrice Оскар Хартманн, а также частный инвестор, экс-гендиректор инвесткомпании «Открытие Капитал» Николай Каторжнов. Об этом сообщает пресс-служба сети.
Из 150 млн руб. Игорь Рыбаков и Оскар Хартманн инвестировали 100 млн руб. Вложения Николая Каторжнова составили 50 млн руб. До сделки в компании было шесть акционеров: сооснователи проекта Владимир Губер, Владимир Масляков, Иван Наумов и Павел Федоров, который также является гендиректором «Ключа», и основатели компании Future Biotech Дмитрий Кузьмин и Александр Василевский.
По словам Павла Федорова, новые инвесторы войдут в состав участников компании за счет увеличения ее капитала.
«Сеть коворкингов “Ключ” - одна из самых быстрорастущих на восточно-европейском рынке, - говорит Рыбаков. - Особенность проекта в том, что его целевой аудиторией являются технологические предприниматели. Это большой плюс, так как многие коворкинговые компании в России не фокусируются на конкретном профессиональном сообществе. У них много случайных арендаторов и единицы - постоянных. Как результат - резиденты в “смешанных” коворкингах долго не задерживаются, а сами коворкинги рано или поздно уходят с рынка. Основатели “Ключа” учли не только эту проблему, но и то, что любой успешный стартап через год-полтора вырастает и переезжает в собственный офис. Чтобы удержать молодых предпринимателей, "Ключ" стал предлагать в аренду не только временные рабочие места, но и полностью обслуживаемые офисные помещения. Сейчас доля мини-офисов в выручке сети составляет 80%».
«Для меня инвестиции в “Ключ” – это, прежде всего, возможность более активно включиться в построение экономики совместного потребления, которая быстро развивается в мире, - говорит Оскар Хартманн. - Рынок офисной недвижимости в этом плане имеет наибольшие перспективы».
По мнению Каторжнова, традиционные направления арендного бизнеса теряют свою актуальность. «Усиливается специализация труда, так как растут требования к эффективности, - поясняет бизнесмен. - Сейчас люди, которые делают стартапы, бизнес, хотят думать о том, в чем они сильны, а прочие бытовые проблемы предоставляют решать профессионалам. Пусть это стоит денег, но освобождает ценные ресурсы - время и внимание специалистов компании».
Все три предпринимателя отметили, что планируют инвестировать в проект и дальше.
Основная часть привлеченных средств пойдет на открытие новых площадок: до конца 2018 г. основатели проекта планируют ввести в оборот не менее 10 000 кв. м новых площадей. При этом компания данные помещения не выкупает, а либо арендует, либо берет в управление по модели Revenue sharing (разделения прибыли с собственником) и организует в них коворкинги и мини-офисы.
Сейчас сеть насчитывает шесть площадок в Москве общей площадью 6500 кв.м. Новые коворкинг-центры «Ключа» будут открываться в Санкт-Петербурге и других города-миллионниках, предприниматели планируют также выходить на международные рынки - в страны СНГ и Европы.
Еще часть средств будет направлена на разработку и внедрение IT-систем и приложений, которые позволяют резидентам бронировать и оплачивать аренду рабочих мест и переговорных комнат через Интернет, а также даст возможность резидентам разных площадок и внешним партнерам, оказывающим профессиональные и lifestyle услуги, общаться и налаживать друг с другом деловые отношения.
«Мы видим перспективы рынка “умной недвижимости” - меняется бизнес-среда, работа приобретает проектный характер, а стандартные офисные помещения и условия аренды не предоставляют работодателям достаточной гибкости. И если раньше нашими основными арендаторами были фрилансеры и сотрудники стартапов, то сейчас условиями сдачи в аренду коворкингов и готовых офисов начали интересоваться и крупные компании», - отмечает Павел Федоров.