Алексей Новиков: «Время для крупных покупок еще не пришло»

Два года назад на российский рынок пришел один из мировых лидеров в строительстве логистических и торговых комплексов, а также жилья – британская компания Parkridge. Московское представительство компании возглавил бывший директор отдела складской, индустриальной недвижимости и земли компании Knight Frank Алексей Новиков, который рассказал CRE о том, почему крупнейшая компания в России сегодня не слишком активна.
2619
Автор: Владимир Колосов
– Алексей, познакомьте, пожалуйста, читателей CRE с фондом Parkridge и расскажите, в чем секрет его успеха на европейских ранках.

– Хотел бы начать с того, что в российской прессе Parkridge часто называют фондом, что не соответствует действительности. Компания Parkridge – это частная девелоперская компания, 10 лет назад созданная Джоном Каттсом (John Cutts) – 48-летним миллиардером из Великобритании. Джон является одним из самых известных в Европе специалистов по развитию складской недвижимости. Недаром в прошлом году ему была присуждена одна из авторитетнейших наград в сфере недвижимости – Lifetime Achievement Award.

Джон занимается складской недвижимостью уже порядка 30 лет. Свою карьеру он начинал в брокерском бизнесе, после чего создал свою компанию Kings Park, сосредоточившись на строительстве складов в Великобритании. Впоследствии эта компания была приобретена мировым лидером по строительству и управлению складской недвижимостью – компанией ProLogis.

Благодаря этой сделке ProLogis закрепилась на английском рынке и приобрела платформу для выхода в Европу, а Джон получил достаточно средств для создания диверсифицированной компании, способной работать на развивающихся рынках. Этой компанией и стала Parkridge Holdings. Джону пришлось столкнуться с уменьшающейся доходностью девелопмента в Англии из-за того, что на рынок пришел ряд фондов, открывших собственные девелоперские отделения, нацеленные не на получение девелоперской прибыли, а на создание объектов, приносящих удовлетворительную операционную доходность.

В связи с этим компания решила сосредоточиться на рынках тех стран, которые теперь называют «Новая Европа», – Польши, Чехии и Словакии. Как показало время, Parkridge удалось в достаточно короткие сроки стать одним из лидеров на рынке складской недвижимости этих стран. Также на сегодняшний день компания входит в тройку крупнейших девелоперов торговой недвижимости в Польше.

В чем секрет успеха? Первое – правильно выбранное время. Второе – это, безусловно, предпринимательский талант Джона и третье – то, что ему удалось создать команды специалистов на местах. Лучшим примером может стать наш польский офис, который на сегодняшний день не только успешно работает в Польше, но и развивает бизнес компании в других восточноевропейских странах и на Украине.

– Какова география компании Parkridge в Европе?

– У нас есть офисы в Великобритании, Франции, Италии, Испании, Люксембурге, Польше, России, а теперь еще и в Румынии, Болгарии и на Украине.

– Почему Parkridge работает в самых разных сегментах рынка?

– В связи с тем, что Parkridge частная компания, представляющая интересы в основном частного капитала, то и решения принимаются более свободно. То есть если руководство компании видит интересный проект – жилье, офисы, склады, оно может принять решение значительно быстрее, чем крупный инвестфонд с несколькими уровнями принятия решений.

Например, у нас в Англии есть интересный проект Dickens Heath Village Center в пригороде Бирмингема, получивший недавно несколько престижных премий в номинации «Лучший проект Великобритании». Это малая часть бизнеса Parkridge, если судить в денежном выражении, но Джону и его партнерам, которые работают в компании, проект очень понравился. Они выросли в этом районе, и им было приятно застроить знакомый им город.

В целом наши проекты в Англии развиваются в гораздо более спокойном режиме – над ними люди работают годами, сносят и реконструируют старые здания.

– Компания пришла в Россию, однако сразу о громких проектах не заявила. С чем это связано?

– Вопрос не в громкости заявлений, а в качестве того, что ты делаешь. Строить в России – непростое занятие, а если к этому добавить высокие требования ко всем аспектам девелопмента, которые предъявляют наши коллеги и партнеры, это значительно усложняет задачу. Тем не менее я уверен, что скоро мы сможем порадовать рынок сразу несколькими крупными проектами международного уровня.

– Каковы были первые шаги компании в России, с чего началось ваше сотрудничество с Parkridge?

Четыре года назад, когда владельцы Parkridge приняли решение о выходе в нашу страну, руководители компании начали приезжать в Россию, знакомиться с ситуацией и искать местных партнеров.

При этом все знают, что впервые имя Parkridge упоминалось на страницах российской прессы два года назад в качестве потенциального партнера компании «Белая Дача» по строительству нескольких складских комплексов. Сотрудничество с компанией Виктора Семенова хотя и не привело к реализации совместных проектов, но стало очень полезным для руководства компании в формировании стратегии выхода на рынок и принципов работы с российскими партнерами. В итоге компания решила открыть российский офис, руководителем которого я и стал.

– Алексей, расскажите о работе компании в России. Что успели сделать за два года?

– Первую площадку мы приобрели в Московской области, затем через короткое время выбрали участок около Краснодара, а сегодня активно рассматриваем площадки в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. При существующей рыночной ситуации даже такой финансово здоровой компании, как Parkridge, не стоит торопиться и имеет смысл посмотреть на развитие ситуации. Время для крупных покупок еще не пришло. Никто не может исключить появления в ближайшее время на рынке массы так называемых distressed assets, которые будут продаваться с существенным дисконтом. В последнее время я все чаще слышу фразу: «Сash is the king». Она коротко и ясно выражает настроение, царящее на рынке.

– То есть у вас нет обязательств в виде каких-то минимальных инвестиций, которые вы должны потратить на проекты, например, до конца года?
– Говоря о нормах доходности проекта, что первично – девелоперская прибыль или операционная доходность?

– Parkridge в первую очередь интересует девелоперская прибыль, но операционная доходность нам также далеко не безразлична.

Для лучшего понимания ситуации я хотел бы напомнить, что уже полтора года акционером Parkridge является ProLogis – крупнейшая в мире инвестиционно-строительная компания, специализирующаяся на складской недвижимости. В марте 2007 года ProLogis приобрела складские активы нашей компании в Восточной Европе, а также стала нашим 25-процентным акционером. В результате этой сделки ProLogis укрепила свои позиции в Восточной Европе, приобретя большой портфель проектов одного из своих главных конкурентов.

Что получил Parkridge? Во-первых, мы получили большой объем собственных средств, который пошел на развитие проектов в России, на Украине, в Западной Европе. А во-вторых, приобрели мощнейшего финансового партнера, что является особенно актуальным в сегодняшней рыночной ситуации.

– Что изменилось в московском представительстве компании с приходом ProLogis?

– В целом наша политика не поменялась, но стоит помнить, что логистика – это глобальный бизнес, поэтому для наших глобальных клиентов присутствие Parkridge и ProLogis в России – это большой плюс. Для нас сотрудничество с ProLogis – это сильное финансовое плечо и выход на международных клиентов.

– А каковы ваши планы в отношении ритейла?

– Мы заинтересованы в развитии этого бизнеса в России, но покупка отдельных торговых центров – не совсем наш формат. Нам было бы интереснее войти в сетевой проект. То есть российскому девелоперу, у которого есть площадки и административный ресурс, сегодня мы можем быть интересны как партнер. Год назад мы были неинтересны, и если я встречался с девелоперами торговой недвижимости и говорил, что у нас есть международный опыт и деньги, то в ответ слышал, что деньги есть у всех, а опыта им и своего хватает. Сейчас ситуация другая. Дешевые деньги стали недоступны, при этом конкуренция торговых центров растет. В такой ситуации кризис нам на руку, мы имеем хорошую возможность заявить о себе на рынке торговой недвижимости в партнерстве с российской компанией. И ряд переговоров на этот счет мы уже ведем.

– Говоря о нормах доходности, проекты доходностью ниже какого уровня вы не рассматриваете?

– Для того чтобы мы заинтересовались проектом и стали его рассматривать и развивать, уровень доходности должен находиться на уровне не ниже 20%. При этом финансовое моделирование – это больше искусство, чем наука, и любое неверное предположение на стадии составления бизнес-плана может разрушить всю экономику проекта.

– Не могу не спросить о частностях. Проект в Краснодарском крае связан с политикой – Олимпиадой в Сочи?

– Для нас Олимпиада не играла решающей роли при принятии решения.

Мы начали с проекта в Москве и далее начали рассматривать площадки в Санкт-Петербурге, Ростове, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Принципиально мы решили, что после Москвы нужно покупать площадку либо в Санкт-Петербурге, либо на юге, либо в Сибири, либо на Урале. В Санкт-Петербурге в тот момент было заявлено явно больше проектов, чем рынок может «переварить». Список арендаторов там значительно короче, чем в Москве, да и площадки, которые мы рассматривали, были переоценены.

В итоге мы выбрали Краснодар – город-миллионник, где в тот момент практически отсутствовала конкуренция. Там мы нашли местного партнера, принявшего наши философию и подход к работе.

– Как вы считаете, насыщен ли сегодня в России сектор складов? Есть ли компании, которые выводят свои активы из складского бизнеса, с чем это связано?

– Я бы не стал судить о насыщении рынка по одному девелоперу, который выходит из бизнеса. Да, на рынке уже появился ряд предложений от девелоперов, которые продают сетевые проекты. Но в большей степени это делают не из-за ситуации на рынке, а из-за внутренних проблем компаний. Как правило, для таких девелоперов складской бизнес в России – не основной. По аналогии: если у человека есть квартира, машина, свой бизнес и дача, на которую он уже года два не ездил, то когда ему срочно понадобятся деньги, он скорее продаст эту дачу, чем свой бизнес.

– Каков ваш подход при вхождении в проекты?

– Подход стандартный – мы стараемся приобретать более или менее готовые к строительству площадки, чтобы не связываться с сельхозземлей. Мы работаем на вторичном рынке, первичный нас не интересует – там слишком непонятные правила игры. На нем могут комфортно работать только девелоперы с могучим административным ресурсом.

– Прошло два года, проект реализован – вы продолжаете им управлять или продаете? Я понимаю, что в России пока еще нет готовых проектов, но тем не менее какие перспективы и планы?

– Мы хотим и дальше развиваться как девелопер, поэтому «держать» проект десятилетиями не планируем. Решение о продаже будет приниматься исходя из рыночных реалий, но поскольку нашим акционером является крупнейший в мире владелец складской недвижимости, вполне возможно, что продажа будет осуществляться вне рынка.

– Больше рынок продавца или рынок покупателя?

– Рынок покупателя. Раньше любой гражданин, имевший в собственности интересный кусок земли, записывал себя в девелоперы – вокруг него «крутились» крупные инвестиционные компании и банки с предложениями интересных совместных проектов. Сейчас такой ситуации и близко нет. По моим наблюдениям, некоторые землевладельцы уже начали это понимать.

– Credit crunch, Грузия, доходы падают. Игроки уходят с рынка. Понятно, что не все банки дают кредиты. Будет ли массовое бегство иностранных компаний с российского рынка?

Я не думаю, что западные игроки уйдут с российского рынка. Финансово здоровые компании будут продолжать работать здесь, но, конечно, темпы развития значительно снизятся.

– И еще один вопрос – ваше хобби?

– Уже много лет работа – мое единственное хобби. При этом я стараюсь ездить в новые страны. Много лет катаюсь на сноуборде. Сплавлялся на байдарке в Карелии, учился управлять кайтом в Доминиканской Республике и на Родосе, на машине объехал несколько европейских стран, недавно вернулся из поездки по греческим островам. Для меня интересно все новое.



Поделиться

5800

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

подпишись НА эксклюзивные новости cre