Крах «ВИМ-Авиа» в сезон летних отпусков дорого обошелся туристическому рынку. В Ассоциации туроператоров России объем потерь от приостановки полетов компании оценили в $7 млн: около $4 млн потерял НТК «Интурист», еще примерно $2 млн составили невозвращенные депозиты туроператора TUI, оставшийся $1 млн разделен между игроками помельче, сообщает «Коммерсант».
Шансов вернуть потери у туроператоров не много. Главное для них – не допустить подобных ситуаций в будущем, но и тут не все гладко. Ситуация с «ВИМ-Авиа» возобновила дискуссию в правительстве о более жестких мерах регулирования рынка чартерных перевозок: окончательные варианты своих поправок к действующему законодательству Минтранс, Минкультуры и Минэкономики, по поручению премьера, должны представить к 8 декабря. Почти все разработанные сторонами варианты пока предлагают серьезные ограничения для рынка чартерных перевозок. Так, например, в проекте Минтранса, опубликованном в ноябре на regulation.gov.ru, предлагается ограничить ранее выданные допуски на чартерные перевозки, если по вине авиакомпании за месяц было задержано более 20% рейсов более чем на два часа. Еще дальше пошел Российский союз туриндустрии, выступивший за то, чтоб приравнять ответственность чартерных перевозчиков к регулярным в вопросах причинения вреда пассажирам, их багажу и просрочки сроков доставки. Подобные инициативы вызвали новую волну споров в туристическом сообществе.
Оказалось, что введения избыточных мер туроператоры опасаются едва ли не больше, чем недостаточного регулирования чартерных перевозок. Именно за счет низкой стоимости до сих пор обеспечивался высокий спрос на чартерные перевозки со стороны туроператоров. Поправки в любой их форме приведут к тому, что перевозчики будут закладывать связанные с ним издержки в стоимость своих услуг, что станет одной из причин роста цен уже в следующем летнем сезоне.