Алина Стрелкова, директор по развитию и коммерции группы объектов Mall Management Group, о самочувствии крупных ТЦ сегодня, их конкуренции с «районниками» и особенностях МФК «Саларис».
- Алина, каковы, на ваш взгляд, перспективы крупных ТЦ – на фоне очень малого ввода торговых площадей в прошлом году?
- Действительно, уровень ввода новых площадей в 2018 г. был самым низким за последние 10 лет.Но прогноз экспертов в области торговой недвижимости вполне положительный. В связи с тем, что новых объектов появилось не так много, количество вакантных площадей в торговых центрах уменьшилось на 3%. В наиболее посещаемых ТРЦ, таких как «Коламбус» и «Атриум», уровень свободных площадей достиг нулевого значения. Выгодное расположение этих объектов и стабильно высокий трафик обеспечивают рост товарооборота арендаторов и позволяют увеличивать доходность. При профессиональном управлении, верных стратегиях аренды и маркетинга торговый центр сегодня может быть успешным и приносить доход.
- Чем, на ваш взгляд, объект должен выделяться на фоне прочих в условиях острой конкуренции?
- Я бы выделила несколько ключевых составляющих для достижения успеха торгового центра. В первую очередь, это максимально удобное для посетителей расположение вкупе с грамотной концепцией. Во-вторых, интеграция современных диджитал-технологий – сбор и анализ данных о посетителях и их потребностях, персонализация предложений и новые инструменты по привлечению людей в торговые центры. В-третьих, все большее проникновение онлайн-инструментов в жизнь торгового центра – это и удобные мобильные приложения, pick up поинты, сервисы Click & Collect и многое другое. И, наконец, создание уникального покупательского опыта, который включает в себя шопинг-предложение, разнообразные развлечения и культурные события, кафе и рестораны, а также сервисы, которые делают шопинг и досуг в торговом центре максимально комфортным.
- Существует точка зрения, что крупные ТЦ скоро будут вытеснены «районниками». Мнения на этот счет очень противоречивы, поэтому очень интересно услышать и ваше.
- Усиление тренда децентрализации и ускорение ритма жизни в мегаполисах приводит к тому, что жители районов стремятся получать все, что нужно для качественной и комфортной жизни, в шаговой доступности, то есть от торговых центров посетители ждут больше, чем просто шопинга, и это существенно меняет их роль в городской среде.
Как показывает наш опыт, создание качественного предложения в сфере культуры, образования, отдыха и развлечений, отвечающего потребностям именно локальных сообществ, становится все более актуальным. Поэтому торговые центры становятся полноценными участниками развития городской среды для досуга и отдыха.
Люди стремятся интересно проводить свободное время – для них важны семейные ценности, поэтому почти треть свободного времени они проводят с семьей, они любят ходить в кино и развлекательные центры, 7% занимаются спортом и ходят в кафе и рестораны. Еще 5% горожан посещают образовательные курсы и мастер-классы. Районные центры не смогут закрывать все потребности своевременных жителей города.
Еще одна важная тенденция – это смена поколений. Уже в ближайшее десятилетие основными потребителями товаров и услуг станут представители поколения Z, или хоумлендеры (после 2003 г., 15+ лет), и именно они будут формировать образ торговых центров. Что же важно для них? Как показало исследование компании CBRE, которая опросила 13 тыс. потребителей-хоумлендеров в трех регионах (европейские страны, Северная и Южная Америка и Азия), большинство опрошенных тратят около 48% дохода на отдых и развлечения. Несмотря на растущее давление онлайн-шопинга на традиционные форматы, 70% хоумлендеров все еще хотят выбирать товары в магазинах и тестировать их перед покупкой. При этом 29% рассматривает шопинг как способ отдыха и развлечения. Эти мировые тренды, безусловно, влияют на формат и наполнение российских торговых центров.
Во всем мире моллы перестают быть просто торговыми площадками, а трансформируются в социо-культурные кластеры, отвечая потребностям современных поколений.
- Расскажите, пожалуйста, о МФК «Саларис». Интересуют, прежде всего, особенности формата и предложения для посетителей.
- Главной особенностью данного МФК является его расположение. Это первый качественный торгово-развлекательный центр в составе транспортно-пересадочного узла «Саларьево». Он объединит одноименную станцию метро Саларьево с ежедневным пассажиропотоком до 90 тыс. человек, автобусную станцию с 280 маршрутами городского и регионального транспорта и парковку на 5500 машиномест. Крытая парковка МФК рассчитана на 3500 машиномест, открытая часть будет использоваться как перехватывающая парковка. Она способна вместить до 1500 автомобилей.
Безусловно, одной из важнейших задач в рамках развития ТПУ «Саларьево» для нас стало обеспечение максимально широкого сервисного предложения, чтобы у пассажиров была возможность приобрести кофе или сэндвич «с собой», воспользоваться банкоматом или услугами дома быта и аптеки, не говоря уже возможности приобрести продукты домой или скоротать время в ожидании нужного транспорта.
Я с гордостью могу отметить, что именно в МФК впервые откроется гипермаркет «Глобус»: до этого магазины бренда никогда не открывались в таком формате. Другим громким открытием станет кинотеатр корейского бренда CGV. К пулу якорных арендаторов «Салариса» также присоединились такие известные бренды как Inditex, LPP, Uniqlo, М.Видео, Спортмастер, «Рив Гош». Кроме того, здесь и для любого повода найдется подходящее место: перекусить по дороге, пригласить вторую половину на свидание или пообедать с семьей в выходной день можно будет в одном из 25 кафе и ресторанов.
- Каковы ваши планы после открытия?
- Оценивая существующие условия рынка и тренды, мы реализовываем ряд проектов, которые помогают получать больше информации о посетителях и выстраивать эффективную двустороннюю коммуникацию. За четыре месяца до открытия ТРЦ «Саларис» мы начали работать с аудиторией в социальных сетях.
В общих зонах торгового центра установлены wi-fi роутеры для дальнейшего таргетирования в диджитал-каналах на основании актуальной информации о пользователях. При составлении адресной программы наружной рекламы мы рассматриваем возможности по дальнейшему анализу конверсий — доходимости покупателя. В планах – персонализированная коммуникация с покупателем по актуальным для него темам. Кроме того, на момент открытия МФК «Саларис» мы запустим мобильное приложение, уже работающее в рамках других проектов компании. Оно включает в себя программу лояльности и функционал сканирования чеков, что позволит уже на первом этапе сформировать базу лояльных покупателей.
- Алина, каковы, на ваш взгляд, перспективы крупных ТЦ – на фоне очень малого ввода торговых площадей в прошлом году?
- Действительно, уровень ввода новых площадей в 2018 г. был самым низким за последние 10 лет.Но прогноз экспертов в области торговой недвижимости вполне положительный. В связи с тем, что новых объектов появилось не так много, количество вакантных площадей в торговых центрах уменьшилось на 3%. В наиболее посещаемых ТРЦ, таких как «Коламбус» и «Атриум», уровень свободных площадей достиг нулевого значения. Выгодное расположение этих объектов и стабильно высокий трафик обеспечивают рост товарооборота арендаторов и позволяют увеличивать доходность. При профессиональном управлении, верных стратегиях аренды и маркетинга торговый центр сегодня может быть успешным и приносить доход.
- Чем, на ваш взгляд, объект должен выделяться на фоне прочих в условиях острой конкуренции?
- Я бы выделила несколько ключевых составляющих для достижения успеха торгового центра. В первую очередь, это максимально удобное для посетителей расположение вкупе с грамотной концепцией. Во-вторых, интеграция современных диджитал-технологий – сбор и анализ данных о посетителях и их потребностях, персонализация предложений и новые инструменты по привлечению людей в торговые центры. В-третьих, все большее проникновение онлайн-инструментов в жизнь торгового центра – это и удобные мобильные приложения, pick up поинты, сервисы Click & Collect и многое другое. И, наконец, создание уникального покупательского опыта, который включает в себя шопинг-предложение, разнообразные развлечения и культурные события, кафе и рестораны, а также сервисы, которые делают шопинг и досуг в торговом центре максимально комфортным.
- Существует точка зрения, что крупные ТЦ скоро будут вытеснены «районниками». Мнения на этот счет очень противоречивы, поэтому очень интересно услышать и ваше.
- Усиление тренда децентрализации и ускорение ритма жизни в мегаполисах приводит к тому, что жители районов стремятся получать все, что нужно для качественной и комфортной жизни, в шаговой доступности, то есть от торговых центров посетители ждут больше, чем просто шопинга, и это существенно меняет их роль в городской среде.
Как показывает наш опыт, создание качественного предложения в сфере культуры, образования, отдыха и развлечений, отвечающего потребностям именно локальных сообществ, становится все более актуальным. Поэтому торговые центры становятся полноценными участниками развития городской среды для досуга и отдыха.
Люди стремятся интересно проводить свободное время – для них важны семейные ценности, поэтому почти треть свободного времени они проводят с семьей, они любят ходить в кино и развлекательные центры, 7% занимаются спортом и ходят в кафе и рестораны. Еще 5% горожан посещают образовательные курсы и мастер-классы. Районные центры не смогут закрывать все потребности своевременных жителей города.
Еще одна важная тенденция – это смена поколений. Уже в ближайшее десятилетие основными потребителями товаров и услуг станут представители поколения Z, или хоумлендеры (после 2003 г., 15+ лет), и именно они будут формировать образ торговых центров. Что же важно для них? Как показало исследование компании CBRE, которая опросила 13 тыс. потребителей-хоумлендеров в трех регионах (европейские страны, Северная и Южная Америка и Азия), большинство опрошенных тратят около 48% дохода на отдых и развлечения. Несмотря на растущее давление онлайн-шопинга на традиционные форматы, 70% хоумлендеров все еще хотят выбирать товары в магазинах и тестировать их перед покупкой. При этом 29% рассматривает шопинг как способ отдыха и развлечения. Эти мировые тренды, безусловно, влияют на формат и наполнение российских торговых центров.
Во всем мире моллы перестают быть просто торговыми площадками, а трансформируются в социо-культурные кластеры, отвечая потребностям современных поколений.
- Расскажите, пожалуйста, о МФК «Саларис». Интересуют, прежде всего, особенности формата и предложения для посетителей.
- Главной особенностью данного МФК является его расположение. Это первый качественный торгово-развлекательный центр в составе транспортно-пересадочного узла «Саларьево». Он объединит одноименную станцию метро Саларьево с ежедневным пассажиропотоком до 90 тыс. человек, автобусную станцию с 280 маршрутами городского и регионального транспорта и парковку на 5500 машиномест. Крытая парковка МФК рассчитана на 3500 машиномест, открытая часть будет использоваться как перехватывающая парковка. Она способна вместить до 1500 автомобилей.
Безусловно, одной из важнейших задач в рамках развития ТПУ «Саларьево» для нас стало обеспечение максимально широкого сервисного предложения, чтобы у пассажиров была возможность приобрести кофе или сэндвич «с собой», воспользоваться банкоматом или услугами дома быта и аптеки, не говоря уже возможности приобрести продукты домой или скоротать время в ожидании нужного транспорта.
Я с гордостью могу отметить, что именно в МФК впервые откроется гипермаркет «Глобус»: до этого магазины бренда никогда не открывались в таком формате. Другим громким открытием станет кинотеатр корейского бренда CGV. К пулу якорных арендаторов «Салариса» также присоединились такие известные бренды как Inditex, LPP, Uniqlo, М.Видео, Спортмастер, «Рив Гош». Кроме того, здесь и для любого повода найдется подходящее место: перекусить по дороге, пригласить вторую половину на свидание или пообедать с семьей в выходной день можно будет в одном из 25 кафе и ресторанов.
- Каковы ваши планы после открытия?
- Оценивая существующие условия рынка и тренды, мы реализовываем ряд проектов, которые помогают получать больше информации о посетителях и выстраивать эффективную двустороннюю коммуникацию. За четыре месяца до открытия ТРЦ «Саларис» мы начали работать с аудиторией в социальных сетях.
В общих зонах торгового центра установлены wi-fi роутеры для дальнейшего таргетирования в диджитал-каналах на основании актуальной информации о пользователях. При составлении адресной программы наружной рекламы мы рассматриваем возможности по дальнейшему анализу конверсий — доходимости покупателя. В планах – персонализированная коммуникация с покупателем по актуальным для него темам. Кроме того, на момент открытия МФК «Саларис» мы запустим мобильное приложение, уже работающее в рамках других проектов компании. Оно включает в себя программу лояльности и функционал сканирования чеков, что позволит уже на первом этапе сформировать базу лояльных покупателей.
Полный текст интервью читайте в ближайшем номере журнала CRE Retail