Олег Попов: «Прежних оборотов и прибыли клининг в обозримой перспективе не достигнет. Дело за малым: подождать, пока эта истина укоренится в умах владельцев компаний»

Олег Попов, основатель ГК «Кристанваль», член правления АКФО и руководитель дисциплинарной комиссии, про «обеление» клининга, последствия от неуплаты налогов, росте цен на услуги и отечественном менталитете.
703
Олег Попов, основатель ГК «Кристанваль», член правления АКФО и руководитель дисциплинарной комиссии, про «обеление» клининга, последствия от неуплаты налогов, росте цен на услуги и отечественном менталитете.

- Олег, как себя ощущает рынок клининга в России сегодня, какие изменения произошли на нем за последние годы?

- Самое главное изменение — процесс «обеления» клининга, который начался еще в конце 2017 г. Выручка клининга за прошлый год составила порядка 380 млрд руб. (данные КРУ ФНС), общая расчетная налоговая нагрузка в клининге должна составить 30-34%. До обеления у многих компаний она не превышала 5-7%. Поэтому задача Федеральной налоговой службы — сделать клининговый бизнес прозрачным. Всего же государство планирует вернуть в казну не менее 100 млрд руб.

ФНС поставила всей сфере ультиматум: или компании уплачивают все положенные налоги, или теряют бизнес. Налоговая отчетность за первый квартал 2019 г. сдана, поэтому итоги будут понятны совсем скоро. По предварительным данным Ассоциации клининговых и фасилити операторов, за последние два квартала налоговая нагрузка возросла в 2-3 раза. Но эти данные касаются только членов АКФО, остальные же продолжают укрываться от налогов.

Что их ждет? В числе возможных вариантов развития событий — проверки ФСБ, доначисление налогов за три предыдущих года и даже уголовные дела. Поощрения уготованы тем компаниям, которые вступят в отраслевые некоммерческие объединения с соблюдением принципов «Этической хартии ФНС». В первую очередь, это Ассоциация клининговых и фасилити операторов (АКФО), образованная на базе ранее существовавших Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК) и Национальной ассоциации фасилити операторов (НАФО). Группа компаний «Кристанваль» является членом этой организации, а я руковожу дисциплинарным комитетом. Надо сказать, массовой зачистки отрасли не планируется. Скорее всего, это будут точечные проверки наиболее неблагонадежных компаний, не осознавших всю серьезность ситуации.

- Что изменится на рынке коммерческой недвижимости в связи с этим самым «обелением»?

- С середины прошлого года мы официально предупредили заказчиков о вынужденном повышении цен на наши услуги. Так сделала вся отрасль, причем процент повышения составил в среднем 30-60% от стоимости каждого текущего контракта. Это серьезный процент, особенно если учесть, что на клининг приходится примерно 30% от затрат на содержание объекта. То есть самое серьезное изменение для рынка — существенное повышение расходов на эксплуатацию недвижимости.

- Как собственники реагируют на повышение цен на уборку?

- К сожалению, но до всех владельцев удается донести мысль, что клининг больше не может существовать в серо-черной зоне. Заметьте, рынок недвижимости активно обсуждает диджитализацию, инновации и прочие тренды. Если и говорят о проблемах, то только в плане оптимизации операционных расходов. Как будто нет на нашем рынке гастарбайтеров с ничтожной зарплатой, проблем с кредитованием…



Российские клининговые империи, в том числе и моя, только в начале пути «оздоровления» этого сектора. Мы знаем, на что идем, потому что дальше работать нецивилизованно уже невозможно. Это приводит к удорожанию уборки. Не скрою, что не со всеми удается договориться. Собственники не хотят принимать новую реальность. Почему-то они считают, что повышение стоимости контракта — это непременно наша дополнительная прибыль. Хотя, на самом деле, это НДФЛ и НДС, которые мы отчисляем в налоговую. Без проблем прошло повышение цен с крупными западными девелоперами и ретейлерами, потому что для них «белый» клининг — это норма.

- А как вообще изменится сегмент клининга? Что будет с прибылью?

- Крупные компании, вступившие в АКФО, потеряют часть прибыли, потому что она пойдет на уплату налогов. Думаю, в ближайшие годы произойдет передел рынка клининга. Гиганты теряют клиентов, которые уходят к мелким компаниям, ведь до них пока не добралась ФНС. А средние по оборотам компании налоговики будут закрывать, если они не захотят работать в правовом поле. Но рано или поздно этот болезненный процесс должен был произойти. Постепенно обеление затронет весь рынок, хотя это небыстрый процесс, который может растянуться на пять лет и более.

- По вашему мнению, за какой период прибыль клининга сможет достичь прежних значений?

- Прежних оборотов и прибыли клининг в обозримой перспективе не достигнет. Дело за малым: подождать, пока эта истина укоренится в умах владельцев клининговых компаний. С ней трудно мириться. Если раньше твоя прибыль была, скажем, 200%, а сейчас - всего 5%, придется пройти знаменитые пять стадий принятия неизбежного — от отрицания до принятия. Времена огромных денег в этом бизнесе прошли. И, скорее всего, безвозвратно.

- Если заказчик откажется увеличивать стоимость контракта, клининг перестанет обслуживать его объект. Каковы дальнейшие шаги заказчика?

- Заказчики в этом случае заключают контракт с небольшими компаниями, которые не собираются или не успели «обелиться». Конечно, они дают более низкую стоимость. Но надо понимать, что, во-первых, это не долгосрочное сотрудничество: до них доберется ФНС и возложит неподъемное налоговое бремя либо вообще закроет. Во-вторых, сам заказчик несет ответственность за честность своих подрядчиков.

- Какие санкции предусматривает ФНС для компаний, продолжающих работать по серой схеме?

- В первую очередь, это доначисление налогов за последние три года. Можете представить, какая сумма долга одномоментно ляжет на плечи таких компаний. Кроме того, налоговой службой предусмотрены проверки с привлечением ФСБ, административные штрафы и уголовные дела. Все эти варианты могут обернуться ликвидацией компании. Для тех же, кто встал на путь обеления и присоединился к АКФО, ФНС объявила мораторий на поиск недочетов в налоговой отчетности и обещала поддержку при взаимодействии с органами власти. Первые результаты будут понятны совсем скоро, ведь сейчас идет сдача бухгалтерской отчетности за первый квартал этого года.



иГРОКИ РЫНКА

ГК Кристанваль

Попов Олег

Клининг

ГК Кристанваль

Поделиться

76536

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

подпишись НА эксклюзивные новости cre