Олег Попов, основатель ГК «Кристанваль», член правления АКФО и руководитель дисциплинарной комиссии, про «обеление» клининга, последствия от неуплаты налогов, росте цен на услуги и отечественном менталитете.
- Олег, как себя ощущает рынок клининга в России сегодня, какие изменения произошли на нем за последние годы?
- Самое главное изменение — процесс «обеления» клининга, который начался еще в конце 2017 г. Выручка клининга за прошлый год составила порядка 380 млрд руб. (данные КРУ ФНС), общая расчетная налоговая нагрузка в клининге должна составить 30-34%. До обеления у многих компаний она не превышала 5-7%. Поэтому задача Федеральной налоговой службы — сделать клининговый бизнес прозрачным. Всего же государство планирует вернуть в казну не менее 100 млрд руб.
ФНС поставила всей сфере ультиматум: или компании уплачивают все положенные налоги, или теряют бизнес. Налоговая отчетность за первый квартал 2019 г. сдана, поэтому итоги будут понятны совсем скоро. По предварительным данным Ассоциации клининговых и фасилити операторов, за последние два квартала налоговая нагрузка возросла в 2-3 раза. Но эти данные касаются только членов АКФО, остальные же продолжают укрываться от налогов.
Что их ждет? В числе возможных вариантов развития событий — проверки ФСБ, доначисление налогов за три предыдущих года и даже уголовные дела. Поощрения уготованы тем компаниям, которые вступят в отраслевые некоммерческие объединения с соблюдением принципов «Этической хартии ФНС». В первую очередь, это Ассоциация клининговых и фасилити операторов (АКФО), образованная на базе ранее существовавших Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК) и Национальной ассоциации фасилити операторов (НАФО). Группа компаний «Кристанваль» является членом этой организации, а я руковожу дисциплинарным комитетом. Надо сказать, массовой зачистки отрасли не планируется. Скорее всего, это будут точечные проверки наиболее неблагонадежных компаний, не осознавших всю серьезность ситуации.
- Что изменится на рынке коммерческой недвижимости в связи с этим самым «обелением»?
- С середины прошлого года мы официально предупредили заказчиков о вынужденном повышении цен на наши услуги. Так сделала вся отрасль, причем процент повышения составил в среднем 30-60% от стоимости каждого текущего контракта. Это серьезный процент, особенно если учесть, что на клининг приходится примерно 30% от затрат на содержание объекта. То есть самое серьезное изменение для рынка — существенное повышение расходов на эксплуатацию недвижимости.
- Как собственники реагируют на повышение цен на уборку?
- К сожалению, но до всех владельцев удается донести мысль, что клининг больше не может существовать в серо-черной зоне. Заметьте, рынок недвижимости активно обсуждает диджитализацию, инновации и прочие тренды. Если и говорят о проблемах, то только в плане оптимизации операционных расходов. Как будто нет на нашем рынке гастарбайтеров с ничтожной зарплатой, проблем с кредитованием…
Российские клининговые империи, в том числе и моя, только в начале пути «оздоровления» этого сектора. Мы знаем, на что идем, потому что дальше работать нецивилизованно уже невозможно. Это приводит к удорожанию уборки. Не скрою, что не со всеми удается договориться. Собственники не хотят принимать новую реальность. Почему-то они считают, что повышение стоимости контракта — это непременно наша дополнительная прибыль. Хотя, на самом деле, это НДФЛ и НДС, которые мы отчисляем в налоговую. Без проблем прошло повышение цен с крупными западными девелоперами и ретейлерами, потому что для них «белый» клининг — это норма.
- А как вообще изменится сегмент клининга? Что будет с прибылью?
- Крупные компании, вступившие в АКФО, потеряют часть прибыли, потому что она пойдет на уплату налогов. Думаю, в ближайшие годы произойдет передел рынка клининга. Гиганты теряют клиентов, которые уходят к мелким компаниям, ведь до них пока не добралась ФНС. А средние по оборотам компании налоговики будут закрывать, если они не захотят работать в правовом поле. Но рано или поздно этот болезненный процесс должен был произойти. Постепенно обеление затронет весь рынок, хотя это небыстрый процесс, который может растянуться на пять лет и более.
- По вашему мнению, за какой период прибыль клининга сможет достичь прежних значений?
- Прежних оборотов и прибыли клининг в обозримой перспективе не достигнет. Дело за малым: подождать, пока эта истина укоренится в умах владельцев клининговых компаний. С ней трудно мириться. Если раньше твоя прибыль была, скажем, 200%, а сейчас - всего 5%, придется пройти знаменитые пять стадий принятия неизбежного — от отрицания до принятия. Времена огромных денег в этом бизнесе прошли. И, скорее всего, безвозвратно.
- Если заказчик откажется увеличивать стоимость контракта, клининг перестанет обслуживать его объект. Каковы дальнейшие шаги заказчика?
- Заказчики в этом случае заключают контракт с небольшими компаниями, которые не собираются или не успели «обелиться». Конечно, они дают более низкую стоимость. Но надо понимать, что, во-первых, это не долгосрочное сотрудничество: до них доберется ФНС и возложит неподъемное налоговое бремя либо вообще закроет. Во-вторых, сам заказчик несет ответственность за честность своих подрядчиков.
- Какие санкции предусматривает ФНС для компаний, продолжающих работать по серой схеме?
- В первую очередь, это доначисление налогов за последние три года. Можете представить, какая сумма долга одномоментно ляжет на плечи таких компаний. Кроме того, налоговой службой предусмотрены проверки с привлечением ФСБ, административные штрафы и уголовные дела. Все эти варианты могут обернуться ликвидацией компании. Для тех же, кто встал на путь обеления и присоединился к АКФО, ФНС объявила мораторий на поиск недочетов в налоговой отчетности и обещала поддержку при взаимодействии с органами власти. Первые результаты будут понятны совсем скоро, ведь сейчас идет сдача бухгалтерской отчетности за первый квартал этого года.
- Олег, как себя ощущает рынок клининга в России сегодня, какие изменения произошли на нем за последние годы?
- Самое главное изменение — процесс «обеления» клининга, который начался еще в конце 2017 г. Выручка клининга за прошлый год составила порядка 380 млрд руб. (данные КРУ ФНС), общая расчетная налоговая нагрузка в клининге должна составить 30-34%. До обеления у многих компаний она не превышала 5-7%. Поэтому задача Федеральной налоговой службы — сделать клининговый бизнес прозрачным. Всего же государство планирует вернуть в казну не менее 100 млрд руб.
ФНС поставила всей сфере ультиматум: или компании уплачивают все положенные налоги, или теряют бизнес. Налоговая отчетность за первый квартал 2019 г. сдана, поэтому итоги будут понятны совсем скоро. По предварительным данным Ассоциации клининговых и фасилити операторов, за последние два квартала налоговая нагрузка возросла в 2-3 раза. Но эти данные касаются только членов АКФО, остальные же продолжают укрываться от налогов.
Что их ждет? В числе возможных вариантов развития событий — проверки ФСБ, доначисление налогов за три предыдущих года и даже уголовные дела. Поощрения уготованы тем компаниям, которые вступят в отраслевые некоммерческие объединения с соблюдением принципов «Этической хартии ФНС». В первую очередь, это Ассоциация клининговых и фасилити операторов (АКФО), образованная на базе ранее существовавших Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК) и Национальной ассоциации фасилити операторов (НАФО). Группа компаний «Кристанваль» является членом этой организации, а я руковожу дисциплинарным комитетом. Надо сказать, массовой зачистки отрасли не планируется. Скорее всего, это будут точечные проверки наиболее неблагонадежных компаний, не осознавших всю серьезность ситуации.
- Что изменится на рынке коммерческой недвижимости в связи с этим самым «обелением»?
- С середины прошлого года мы официально предупредили заказчиков о вынужденном повышении цен на наши услуги. Так сделала вся отрасль, причем процент повышения составил в среднем 30-60% от стоимости каждого текущего контракта. Это серьезный процент, особенно если учесть, что на клининг приходится примерно 30% от затрат на содержание объекта. То есть самое серьезное изменение для рынка — существенное повышение расходов на эксплуатацию недвижимости.
- Как собственники реагируют на повышение цен на уборку?
- К сожалению, но до всех владельцев удается донести мысль, что клининг больше не может существовать в серо-черной зоне. Заметьте, рынок недвижимости активно обсуждает диджитализацию, инновации и прочие тренды. Если и говорят о проблемах, то только в плане оптимизации операционных расходов. Как будто нет на нашем рынке гастарбайтеров с ничтожной зарплатой, проблем с кредитованием…
Российские клининговые империи, в том числе и моя, только в начале пути «оздоровления» этого сектора. Мы знаем, на что идем, потому что дальше работать нецивилизованно уже невозможно. Это приводит к удорожанию уборки. Не скрою, что не со всеми удается договориться. Собственники не хотят принимать новую реальность. Почему-то они считают, что повышение стоимости контракта — это непременно наша дополнительная прибыль. Хотя, на самом деле, это НДФЛ и НДС, которые мы отчисляем в налоговую. Без проблем прошло повышение цен с крупными западными девелоперами и ретейлерами, потому что для них «белый» клининг — это норма.
- А как вообще изменится сегмент клининга? Что будет с прибылью?
- Крупные компании, вступившие в АКФО, потеряют часть прибыли, потому что она пойдет на уплату налогов. Думаю, в ближайшие годы произойдет передел рынка клининга. Гиганты теряют клиентов, которые уходят к мелким компаниям, ведь до них пока не добралась ФНС. А средние по оборотам компании налоговики будут закрывать, если они не захотят работать в правовом поле. Но рано или поздно этот болезненный процесс должен был произойти. Постепенно обеление затронет весь рынок, хотя это небыстрый процесс, который может растянуться на пять лет и более.
- По вашему мнению, за какой период прибыль клининга сможет достичь прежних значений?
- Прежних оборотов и прибыли клининг в обозримой перспективе не достигнет. Дело за малым: подождать, пока эта истина укоренится в умах владельцев клининговых компаний. С ней трудно мириться. Если раньше твоя прибыль была, скажем, 200%, а сейчас - всего 5%, придется пройти знаменитые пять стадий принятия неизбежного — от отрицания до принятия. Времена огромных денег в этом бизнесе прошли. И, скорее всего, безвозвратно.
- Если заказчик откажется увеличивать стоимость контракта, клининг перестанет обслуживать его объект. Каковы дальнейшие шаги заказчика?
- Заказчики в этом случае заключают контракт с небольшими компаниями, которые не собираются или не успели «обелиться». Конечно, они дают более низкую стоимость. Но надо понимать, что, во-первых, это не долгосрочное сотрудничество: до них доберется ФНС и возложит неподъемное налоговое бремя либо вообще закроет. Во-вторых, сам заказчик несет ответственность за честность своих подрядчиков.
- Какие санкции предусматривает ФНС для компаний, продолжающих работать по серой схеме?
- В первую очередь, это доначисление налогов за последние три года. Можете представить, какая сумма долга одномоментно ляжет на плечи таких компаний. Кроме того, налоговой службой предусмотрены проверки с привлечением ФСБ, административные штрафы и уголовные дела. Все эти варианты могут обернуться ликвидацией компании. Для тех же, кто встал на путь обеления и присоединился к АКФО, ФНС объявила мораторий на поиск недочетов в налоговой отчетности и обещала поддержку при взаимодействии с органами власти. Первые результаты будут понятны совсем скоро, ведь сейчас идет сдача бухгалтерской отчетности за первый квартал этого года.