14 ноября в рамках выставки MAPIC во французских Каннах состоялся 31-й Russian Breakfast, организованный CRE Event. В этом году мероприятие прошло под лозунгом Copy Paste World Experience и было посвящено теме модернизации морально устаревших торговых центров. В ходе дискуссии ведущие представители профессионального сообщества оценили состояние рынка торговой недвижимости в России, рассмотрели текущие практики обновления объектов и, обратившись к международному опыту, выделили наиболее применимые механизмы возможных преобразований.
По оценке экспертов Cushman & Wakefiled Russia, средний уровень жизни торгового центра от запуска до зрелости, когда он начинает морально устаревать – 5-7 лет. В настоящее время количество ТЦ в России, достигших возраста качественных изменений, составляет 398 объектов суммарной аренднопригодной площадью 11,7 млн кв. м. Из них 20-25% уже прошли этап обновления, еще 3-5% находятся на стадии реновации или планируют ее в ближайшем будущем, а более половины стоят на пороге новой жизни и от того, какой маршрут они выберут, зависит их будущий успех и процветание. Так какие же стратегии «перезагрузки» торговых объектов использует сегодня российских девелопмент и насколько они эффективны? Какой путь обновления выбрать – реконцепцию, реновацию или редевелопмент? Какие зарубежные практики применимы в России? – именно эти вопросы подробно обсудили участники Russian Breakfast.
В составе международного блока иностранные эксперты продемонстрировали ряд практических кейсов с возможными вариантами эффективных трансформаций. В Великобритании под редевелопмент отдают целые кварталы, рассказал Рамчандра Хативада, директор Chapman Taylor. По мнению эксперта, пространства должны отражать быстрый темп перемен и учитывать такие факторы, как развитие технологий, например, 3D печати, мобильной и онлайн сфер, интерес к гастрономическим концепциям, потребность в новых эмоциях, расширенных зонах отдыха и разнообразном составе арендаторов, а также поддерживать тренд на осознанное потребление – повторное использование, уменьшение мест для хранения и озеленение. Ян Котрбачек, международный партнер, руководитель управления розничного агентства ЦВЕ, Cushman & Wakefield в своем выступлении привел примеры перепрофилирования объектов в востребованные пространства в Польше, Чехии, Великобритании, США и Португалии, начиная от зданий 1752 года постройки до торговых центров 2009 года. Ави Алкас, глава представительства JLL в Турции, рассказал о смелом решении модернизации башни Атакуле, символа столицы Турции и одного из первых торговых центров, построенного в Анкаре в 1989 году.
Международные практики обратили внимание на то, что не стоит бояться «ре-мер», причем не только легкой «переделки» объекта – изменения состава арендаторов, позиционирования, функционального наполнения и интерьеров, но и реконструкции со сменой планировок и даже редевелопмента, при котором уже существующие торговые центры превращаются в другой вид недвижимости – офисы, гостиницы, склады, жилье, а также спортивные, развлекательные, выставочные и образовательные пространства.
Российские девелоперы, в свою очередь, поделились примерами реализации проектов в Москве: Светлана Мазур, директор департамента коммерческого управления ПАО «Галс-Девелопмент», рассказала о том, как трансформировался «Центральный Детский Магазин на Лубянке», объединив под одной крышей детско-семейный, молодежный и туристический потоки. Подтверждая, как важно взаимодействие с аудиторией, Евгения Осипова, директор проектов ADG GROUP, привела пример реализации мобильного приложения для создания локального сообщества вокруг районного центра «Ангара». Поделившись опытом ТРЦ COLUMBUS, Сергей Вадяев, управляющий директор ТРЦ COLUMBUS, добавил, что единого «рецепта» реновации нет, каждая ситуация индивидуальна и эффективность выбранной стратегии можно будет оценить только по изменениям финансовых показателей. По мнению Алины Стрелковой, директора по развитию и коммерции группы объектов MALL MANAGEMENT GROUP, залог успешного функционирования объектов в грамотном управлении и постоянном обновлении, не дожидаясь критической ситуации.
В качестве модератора дискуссию возглавила Наталья Якименко, генеральный директор Lynks Property Management.
Спонсорами Russian Breakfast at MAPIC выступили компании Raven Russia, Mall Management Group, Columbus и «Корпорация А.Н.Д.». Аналитическим партнером стала компания Cushman&Wakefield.
Смотрите фото с «Русского завтрака», а также фото с MAPIC 2019.
По оценке экспертов Cushman & Wakefiled Russia, средний уровень жизни торгового центра от запуска до зрелости, когда он начинает морально устаревать – 5-7 лет. В настоящее время количество ТЦ в России, достигших возраста качественных изменений, составляет 398 объектов суммарной аренднопригодной площадью 11,7 млн кв. м. Из них 20-25% уже прошли этап обновления, еще 3-5% находятся на стадии реновации или планируют ее в ближайшем будущем, а более половины стоят на пороге новой жизни и от того, какой маршрут они выберут, зависит их будущий успех и процветание. Так какие же стратегии «перезагрузки» торговых объектов использует сегодня российских девелопмент и насколько они эффективны? Какой путь обновления выбрать – реконцепцию, реновацию или редевелопмент? Какие зарубежные практики применимы в России? – именно эти вопросы подробно обсудили участники Russian Breakfast.
В составе международного блока иностранные эксперты продемонстрировали ряд практических кейсов с возможными вариантами эффективных трансформаций. В Великобритании под редевелопмент отдают целые кварталы, рассказал Рамчандра Хативада, директор Chapman Taylor. По мнению эксперта, пространства должны отражать быстрый темп перемен и учитывать такие факторы, как развитие технологий, например, 3D печати, мобильной и онлайн сфер, интерес к гастрономическим концепциям, потребность в новых эмоциях, расширенных зонах отдыха и разнообразном составе арендаторов, а также поддерживать тренд на осознанное потребление – повторное использование, уменьшение мест для хранения и озеленение. Ян Котрбачек, международный партнер, руководитель управления розничного агентства ЦВЕ, Cushman & Wakefield в своем выступлении привел примеры перепрофилирования объектов в востребованные пространства в Польше, Чехии, Великобритании, США и Португалии, начиная от зданий 1752 года постройки до торговых центров 2009 года. Ави Алкас, глава представительства JLL в Турции, рассказал о смелом решении модернизации башни Атакуле, символа столицы Турции и одного из первых торговых центров, построенного в Анкаре в 1989 году.
Международные практики обратили внимание на то, что не стоит бояться «ре-мер», причем не только легкой «переделки» объекта – изменения состава арендаторов, позиционирования, функционального наполнения и интерьеров, но и реконструкции со сменой планировок и даже редевелопмента, при котором уже существующие торговые центры превращаются в другой вид недвижимости – офисы, гостиницы, склады, жилье, а также спортивные, развлекательные, выставочные и образовательные пространства.
Российские девелоперы, в свою очередь, поделились примерами реализации проектов в Москве: Светлана Мазур, директор департамента коммерческого управления ПАО «Галс-Девелопмент», рассказала о том, как трансформировался «Центральный Детский Магазин на Лубянке», объединив под одной крышей детско-семейный, молодежный и туристический потоки. Подтверждая, как важно взаимодействие с аудиторией, Евгения Осипова, директор проектов ADG GROUP, привела пример реализации мобильного приложения для создания локального сообщества вокруг районного центра «Ангара». Поделившись опытом ТРЦ COLUMBUS, Сергей Вадяев, управляющий директор ТРЦ COLUMBUS, добавил, что единого «рецепта» реновации нет, каждая ситуация индивидуальна и эффективность выбранной стратегии можно будет оценить только по изменениям финансовых показателей. По мнению Алины Стрелковой, директора по развитию и коммерции группы объектов MALL MANAGEMENT GROUP, залог успешного функционирования объектов в грамотном управлении и постоянном обновлении, не дожидаясь критической ситуации.
В качестве модератора дискуссию возглавила Наталья Якименко, генеральный директор Lynks Property Management.
Спонсорами Russian Breakfast at MAPIC выступили компании Raven Russia, Mall Management Group, Columbus и «Корпорация А.Н.Д.». Аналитическим партнером стала компания Cushman&Wakefield.
Смотрите фото с «Русского завтрака», а также фото с MAPIC 2019.