19 апреля в музее Москва-Сити состоялась пресс-конференция UNK «20 лет XXI века в проектировании «снаружи» и «внутри» глазами очевидцев». В рамках мероприятия специалисты группы компаний UNK рассказали журналистам об основных тенденциях первых 20 лет 21 века в архитектуре и дизайне, определили этапы существенных преобразований на рынке за этот период, а также отметили перспективы развития отрасли. Спикерами конференции выступили руководитель группы компаний UNK Юлий Борисов, управляющий партнер UNK corporate interiors Николай Миловидов и партнер группы компаний UNK Юлия Тряскина.
Одной из главных тем мероприятия стал характер изменений, произошедших в запросах и потребностях девелоперов, в задачах и роли архитекторов. По словам Юлия Борисова, если в начале века значительная доля внимания девелопмента была сосредоточена на рынке частного жилья, а архитекторы занимались обслуживанием мыслей и идей девелоперов либо бюрократической работой, - то уже с 2014 года по настоящее время фокус смещается на более глобальные проекты при тесном взаимодействии обеих сторон, а ответственность архитектора за каждый реализованный объект ощутимо возрастает.
Одной из главных тем мероприятия стал характер изменений, произошедших в запросах и потребностях девелоперов, в задачах и роли архитекторов. По словам Юлия Борисова, если в начале века значительная доля внимания девелопмента была сосредоточена на рынке частного жилья, а архитекторы занимались обслуживанием мыслей и идей девелоперов либо бюрократической работой, - то уже с 2014 года по настоящее время фокус смещается на более глобальные проекты при тесном взаимодействии обеих сторон, а ответственность архитектора за каждый реализованный объект ощутимо возрастает.
"Сейчас архитекторы вместе с девелоперами ответственны за то, как люди будут либо жить, либо работать, либо отдыхать, либо учиться в нашем здании. И роль девелоперов сейчас уже скатывается, мы это видим на примере наших партнёров в виде крупных корпораций. Они выступают консультантами: дают нам бизнес-модель, аналитику по тому, что продаётся; то есть, дают нам входные данные, - говорит Юлий Борисов. - Теперь мы с девелоперами отвечаем за то, каким будет в будущем продукт. Это, наверное, для нас благодатная роль, потому что архитектор, с одной стороны, визионер, - он понимает, что будет в будущем, - а с другой стороны, в переводе с латыни, главный строитель. То есть, мы из людей, которые отвечают за фасады, чертежи и за раскладку арматуры превращаемся в полноценных созидателей среды для людей. Сейчас расцвет правильного отношения к архитектуре".
Кроме того, как считает руководитель UNK, изменился и сегмент рынка. Обслуживание интересов высоко обеспеченных лиц в 2000-х начинает уступать созданию инфраструктурных проектов, важных для государства: школы, больницы, спортивные комплексы.
Что касается инновационных технологий в строительстве, из-за скорости оборотов при реализации проекта цикл жизни здания существенно уменьшается, оно морально устаревает. "Поэтому в своих проектах, чтобы быть в тренде, чтобы успевать проектировать и делать это качественно, мы применяем BIM-технологии. Мы знаем, что в 2022 году их использование станет обязательным для госпрограмм. Это очень удобно, потому что там чётко видно, из чего строится здание и сколько оно стоит. То есть, экономика строительства становится абсолютно прозрачной", - указывает Борисов. Также, по его мнению, в архитектуре наступает время крупных системных игроков: это касается и финансирующих банков, и девелоперов, и проектных организаций.
Заметная смена парадигм произошла и в области офисного проектирования. Как отмечает Николай Миловидов, данная сфера сильно привязана к бизнесу заказчика, поэтому когда начинаются изменения в принципе в мире бизнеса, только тогда что-либо происходит в офисном интерьере. Так, по словам специалиста, от отсутствия норм, правил и интереса к нуждам сотрудников в нулевых российский рынок спустя несколько лет перешел к корпоративной культуре и продуманному подходу к проектированию офисов, привнесенным иностранными корпорациями, а затем - к эпохе "плюшек", где ключевым направлением деятельности является IT-отрасль и главная ценность - люди.
"Именно с развитием последней тенденции появились полноценные гибкие планировочные решения и совершенно новые зоны, которых не было за эти годы до этого никогда. Появляются полноценные зоны отдыха, неформальные, но в то же время рабочие пространства для общения с коллегами, - подчеркивает Николай Миловидов. - Это тот период, когда, наверное, отечественные офисы стали одними из лучших офисов в мире. Если сравнивать со средним арифметическим проектированием в Европе, то мы действительно лучше, креативнее, удобнее".
Он также добавляет, что случившаяся в 2020 году пандемия поставила новые условия офисному проектированию. "В эпоху коммуникаций, когда любая связь - онлайн или оффлайн - становится первичной, для дизайна появляются задачи создать максимально гибкое пространство. Важными ценностями сегодня становятся коммуникации с другими людьми, офис превращается в клуб по интересам, а возможность трансформации пространства - это всё".
Говоря об общественных пространствах, Юлия Тряскина отметила спад спроса на чрезвычайно функциональную среду наподобие универсамов со спокойным и сдержанным эмоциональным дизайном и расцвет эпохи "вау-эффекта", начавшийся в 2005 году. Вместе с тем, по её словам, архитекторы стремились найти баланс между эмоциями от пространства, которые могут продлиться несколько дней, и его функциональностью: вместо подъездов стали появляться МОПы с впечатляющим интерьером и практичными базовыми свойствами.
Изменилось и отношение к торговым центрам. "С 2017 года непосредственно торговля в ТЦ начала уходить на второй план. Добавлялись фудкорты, спортивные комплексы, детские зоны, появлялись развлекательные центры. Люди хотят не просто впечатлений, не просто дополнительных услуг. Сегодня, с 2020 года мы пытаемся расширить понимание продукта, который предлагаем заказчику, прорабатываем философию этого продукта. Торговый центр теперь не просто место для покупок, это также часть инфраструктуры района, когда есть, например, и транспортная доступность, и городская площадка районного масштаба для различных мероприятий", - замечает Тряскина. Помимо этого, как говорит эксперт, в сфере ритейла происходит сращивание онлайн- и оффлайн-форматов торговли и развитие индустрии питания.
В формировании и развитии каждой из тенденций архитектор принимает непосредственное участие и как консультант, и как философ, и как человек, который поможет продумать и реализовать идею. "Мы эволюционировали в процессе проектирования: раньше казалось, как будет BIM делать интерьер? Теперь я вообще не понимаю, как делать интерьер без этого инструмента: мне кажется, это крайне сложно с точки зрения технологии. С другой стороны, конечно, можно все уже отдать нейросетям, искусственному интеллекту - собственно, все к этому и идёт, - и человек будет не нужен. Но все равно та эмоция, которую мы закладываем в наши интерьеры без человека не сделать. Это - самое главное, что мы стремимся привнести несмотря на сложность и новые этапы развития нашего ритейла или МОПов", - говорит Юлия Тряскина.
Относительно следующей вехи в истории отечественного проектирования высказался Юлий Борисов: "Я считаю, что российский рынок девелопмента очень созрел. Сейчас хорошее время девелопменту в целом - и подрядчикам, и архитекторам, и девелоперам, и консультантам на международный рынок. Ситуация очень удобная: мы очень зрелые, так как создаём качественный продукт по мировым меркам, ещё и делаем это довольно дешево, если сравнить наши зарплаты с зарплатами в высокоразвитых странах. Мы для себя поставили эту галочку - к 2024 году мы хотим построить что-то симпатичное, эффективное, которое будет приносить деньги инвесторам за границей".
UNK project – российское проектное бюро с западными принципами работы. Компания основана в 2000 году Юлием Борисовым, Николаем Миловидовым и Юлией Тряскиной. Все три архитектора обладают опытом работы за рубежом. Сегодня Группа компаний UNK охватывает все сферы проектирования: градостроительство и архитектурное проектирование, комплексное проектирование корпоративных и общественных интерьеров.
Автор текста: Арина Лобанова