Как изменился рынок проектирования за последние 20 лет?

Основатели группы компаний UNK обсудили, как менялся рынок проектирования недвижимости за последние 20 лет.
3391
Изображение взято из источника: UNK
19 апреля в музее Москва-Сити состоялась пресс-конференция UNK «20 лет XXI века в проектировании «снаружи» и «внутри» глазами очевидцев». В рамках мероприятия специалисты группы компаний UNK рассказали журналистам об основных тенденциях первых 20 лет 21 века в архитектуре и дизайне, определили этапы существенных преобразований на рынке за этот период, а также отметили перспективы развития отрасли. Спикерами конференции выступили руководитель группы компаний UNK Юлий Борисов, управляющий партнер UNK corporate interiors Николай Миловидов и партнер группы компаний UNK Юлия Тряскина.

Одной из главных тем мероприятия стал характер изменений, произошедших в запросах и потребностях девелоперов, в задачах и роли архитекторов. По словам Юлия Борисова, если в начале века значительная доля внимания девелопмента была сосредоточена на рынке частного жилья, а архитекторы занимались обслуживанием мыслей и идей девелоперов либо бюрократической работой, - то уже с 2014 года по настоящее время фокус смещается на более глобальные проекты при тесном взаимодействии обеих сторон, а ответственность архитектора за каждый реализованный объект ощутимо возрастает.

 
"Сейчас архитекторы вместе с девелоперами ответственны за то, как люди будут либо жить, либо работать, либо отдыхать, либо учиться в нашем здании. И роль девелоперов сейчас уже скатывается, мы это видим на примере наших партнёров в виде крупных корпораций. Они выступают консультантами: дают нам бизнес-модель, аналитику по тому, что продаётся; то есть, дают нам входные данные, - говорит Юлий Борисов. - Теперь мы с девелоперами отвечаем за то, каким будет в будущем продукт. Это, наверное, для нас благодатная роль, потому что архитектор, с одной стороны, визионер, - он понимает, что будет в будущем, - а с другой стороны, в переводе с латыни, главный строитель. То есть, мы из людей, которые отвечают за фасады, чертежи и за раскладку арматуры превращаемся в полноценных созидателей среды для людей. Сейчас расцвет правильного отношения к архитектуре".

Кроме того, как считает руководитель UNK, изменился и сегмент рынка. Обслуживание интересов высоко обеспеченных лиц в 2000-х начинает уступать созданию инфраструктурных проектов, важных для государства: школы, больницы, спортивные комплексы.

Что касается инновационных технологий в строительстве, из-за скорости оборотов при реализации проекта цикл жизни здания существенно уменьшается, оно морально устаревает. "Поэтому в своих проектах, чтобы быть в тренде, чтобы успевать проектировать и делать это качественно, мы применяем BIM-технологии. Мы знаем, что в 2022 году их использование станет обязательным для госпрограмм. Это очень удобно, потому что там чётко видно, из чего строится здание и сколько оно стоит. То есть, экономика строительства становится абсолютно прозрачной", - указывает Борисов. Также, по его мнению, в архитектуре наступает время крупных системных игроков: это касается и финансирующих банков, и девелоперов, и проектных организаций.

Заметная смена парадигм произошла и в области офисного проектирования. Как отмечает Николай Миловидов, данная сфера сильно привязана к бизнесу заказчика, поэтому когда начинаются изменения в принципе в мире бизнеса, только тогда что-либо происходит в офисном интерьере. Так, по словам специалиста, от отсутствия норм, правил и интереса к нуждам сотрудников в нулевых российский рынок спустя несколько лет перешел к корпоративной культуре и продуманному подходу к проектированию офисов, привнесенным иностранными корпорациями, а затем - к эпохе "плюшек", где ключевым направлением деятельности является IT-отрасль и главная ценность - люди.

 
"Именно с развитием последней тенденции появились полноценные гибкие планировочные решения и совершенно новые зоны, которых не было за эти годы до этого никогда. Появляются полноценные зоны отдыха, неформальные, но в то же время рабочие пространства для общения с коллегами, - подчеркивает Николай Миловидов. - Это тот период, когда, наверное, отечественные офисы стали одними из лучших офисов в мире. Если сравнивать со средним арифметическим проектированием в Европе, то мы действительно лучше, креативнее, удобнее".

Он также добавляет, что случившаяся в 2020 году пандемия поставила новые условия офисному проектированию. "В эпоху коммуникаций, когда любая связь - онлайн или оффлайн - становится первичной, для дизайна появляются задачи создать максимально гибкое пространство. Важными ценностями сегодня становятся коммуникации с другими людьми, офис превращается в клуб по интересам, а возможность трансформации пространства - это всё".

Говоря об общественных пространствах, Юлия Тряскина отметила спад спроса на чрезвычайно функциональную среду наподобие универсамов со спокойным и сдержанным эмоциональным дизайном и расцвет эпохи "вау-эффекта", начавшийся в 2005 году. Вместе с тем, по её словам, архитекторы стремились найти баланс между эмоциями от пространства, которые могут продлиться несколько дней, и его функциональностью: вместо подъездов стали появляться МОПы с впечатляющим интерьером и практичными базовыми свойствами.

Изменилось и отношение к торговым центрам. "С 2017 года непосредственно торговля в ТЦ начала уходить на второй план. Добавлялись фудкорты, спортивные комплексы, детские зоны, появлялись развлекательные центры. Люди хотят не просто впечатлений, не просто дополнительных услуг. Сегодня, с 2020 года мы пытаемся расширить понимание продукта, который предлагаем заказчику, прорабатываем философию этого продукта. Торговый центр теперь не просто место для покупок, это также часть инфраструктуры района, когда есть, например, и транспортная доступность, и городская площадка районного масштаба для различных мероприятий", - замечает Тряскина. Помимо этого, как говорит эксперт, в сфере ритейла происходит сращивание онлайн- и оффлайн-форматов торговли и развитие индустрии питания.

 
В формировании и развитии каждой из тенденций архитектор принимает непосредственное участие и как консультант, и как философ, и как человек, который поможет продумать и реализовать идею. "Мы эволюционировали в процессе проектирования: раньше казалось, как будет BIM делать интерьер? Теперь я вообще не понимаю, как делать интерьер без этого инструмента: мне кажется, это крайне сложно с точки зрения технологии. С другой стороны, конечно, можно все уже отдать нейросетям, искусственному интеллекту - собственно, все к этому и идёт, - и человек будет не нужен. Но все равно та эмоция, которую мы закладываем в наши интерьеры без человека не сделать. Это - самое главное, что мы стремимся привнести несмотря на сложность и новые этапы развития нашего ритейла или МОПов", - говорит Юлия Тряскина.

Относительно следующей вехи в истории отечественного проектирования высказался Юлий Борисов: "Я считаю, что российский рынок девелопмента очень созрел. Сейчас хорошее время девелопменту в целом - и подрядчикам, и архитекторам, и девелоперам, и консультантам на международный рынок. Ситуация очень удобная: мы очень зрелые, так как создаём качественный продукт по мировым меркам, ещё и делаем это довольно дешево, если сравнить наши зарплаты с зарплатами в высокоразвитых странах. Мы для себя поставили эту галочку - к 2024 году мы хотим построить что-то симпатичное, эффективное, которое будет приносить деньги инвесторам за границей".
 
UNK project – российское проектное бюро с западными принципами работы. Компания основана в 2000 году Юлием Борисовым, Николаем Миловидовым и Юлией Тряскиной. Все три архитектора обладают опытом работы за рубежом. Сегодня Группа компаний UNK охватывает все сферы проектирования: градостроительство и архитектурное проектирование, комплексное проектирование корпоративных и общественных интерьеров.


Автор текста: Арина Лобанова



Поделиться

Материалы по теме

Источник: Столица Менеджмент
Игроки рынка

UNK project займется «Небом»

«Столица Менеджмент» выбрала UNK project для создания дизайна общественных зон ТРЦ «Небо».
15.12
83145

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

подпишись НА эксклюзивные новости cre