Фактически офисный рынок является проекцией общей экономической ситуации в стране, и на фоне системного сжатия экономики, имеет все предпосылки к стагнации. Однако, на фоне роста нескольких сегментов – а именно, ИТ сектора, госсектора, сельског...
Далее
Фактически офисный рынок является проекцией общей экономической ситуации в стране, и на фоне системного сжатия экономики, имеет все предпосылки к стагнации. Однако, на фоне роста нескольких сегментов – а именно, ИТ сектора, госсектора, сельского хозяйства, девелопмента и некоторых добывающих отраслей – мы видим рост спроса на столичные офисные площади. Многие компании, которые еще год назад занимали скорее выжидательную позицию, сейчас рассматривают для себя новые офисы, несмотря на все еще сохраняющиеся ограничения и продолжающийся режим удаленной работы. Объем сделок на офисном рынке Москвы побил восьмилетний рекорд и после спада, вызванного остановкой работы бизнеса во время карантина и сработал эффект отложенного спроса: число сделок на офисном рынке достигло рекордного значения с 2013 года, как в сегменте аренды, так и по показателям сделок купли-продажи.
До пандемии рынок офисных площадей находился на грани дефицита предложения, поскольку объемы ввода офисов падали из-за того, что экономика строительства офисов существенно уступала последние годы остальным секторам, главным образом – жилью. Однако в течение прошлого года офисы стали снова выводиться на рынок – во-первых, как инфраструктурный элемент крупных жилых проектов для целей снижения нагрузки по смене ВРИ, во-вторых, как тот же элемент более мелких инфраструктурных решений в модели «офис у дома», а также как новый для рынка институциональный продукт управляемых офисов или коворкингов.
Именно офисы с аутсорсингом функций управления площадями и сервисом резидентов, с возможностью гибкого изменения объемов площадей в аренде – наиболее востребованная сейчас рыночная модель. С точки зрения офисного рынка, спрос будет смещаться к таким помещениям, оставляя не слишком удачно аллоцированные офисы 2000х годов постройки с рисками потери арендаторов и снижения ставок. Вслед за этим, компании, которые сформируют компетенцию гибкого управления офисными пространствами в формате коворкингов, будут бенефициарами в цепочках создания прибыли. По данным JLL, с начала года объем спроса в сегменте коворкингов составил 39 тыс. кв. м, что сопоставимо с годовым показателем 2020-го года. Поэтому такая существенная площадь, отданная под гибкий офис в "ВТБ Арена Парке" - адекватный ответ на изменение рыночной конъюнктуры. Поведенческая модель бизнеса, выбирающего размещение в гибких офисах совершенно рациональна: зачем нести постоянные и плохо управляемые издержки на аренду площадей в ситуации высокой неопределенности и резких смен экономической ситуации? Гибкий офис позволяет снять с собственника бизнеса, для которого владение недвижимостью не является профильной деятельностью, риски аренды как функции продолжительного срока использования имущества при заданных условиях. По сути, арендная модель являлась ответом на запрос бизнеса разделить риски владения недвижимостью и риски операционного бизнеса. И быстрый рост сегмента гибких офисов - следующий шаг в том же направлении, разделения функций и рисков бизнеса и недвижимости.