Что ждет винодельческую отрасль России?

В России сложилась ситуация, когда коньячной отрасли брошены вызовы, но и предоставлены возможности, позволяющие российскому коньяку составить достойную конкуренцию импорту.
1423
Изображение взято из источника: Союзконьяк
22 апреля 2022 г. в Москве в рамках Международной конференции «Новое законодательство и нормативные изменения в области виноделия России. Программа Национальный Коньячный Код в системе единого мониторинга качества и прослеживаемости винодельческой продукции» состоялась пресс-конференция с участием ведущих специалистов отрасли, которые обсудили законодательное регулирование рынка винодельческой продукции, новые меры поддержки и открывающиеся возможности на фоне современной ситуации, узнаваемость отечественных брендов, гастрономический туризм и многие другие вопросы.

На встрече присутствовали: Андрей Реут, первый заместитель директора Фонда Росконгресс; Андрей Кислов, Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию; Леонид Попович, председатель технического комитета ТК № 162 «Виноградарство и виноделие»; Александр Колеснов, руководитель Лаборатории фундаментальных и прикладных исследований качества и технологий пищевых продуктов Российского университета дружбы народов (РУДН), д.т.н., к.б.н.; Дмитрий Чернев, председатель российского СОЮЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КОНЬЯКА (СОЮЗКОНЬЯК); Георгий Аветисян, руководитель Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов Республики Армения.

Андрей Кислов отметил роль государства в поддержке отрасли. «Меры поддержки субъектов отрасли, определенные формы поддержки, в том числе предоставление субсидий, должны способствовать развитию виноградарства в России и через 3–5 лет дать значительное повышение объемов сбора технического винограда. В этой связи от производителей коньяков ожидается активная позиция по развитию собственных виноградников. Работа должна быть начата уже в наступающем сезоне, чтобы дать необходимый результат через несколько лет», — сказал сенатор.

Необходимо обновить и привести в соответствие с действующим законодательством в области виноделия весь пакет национальных и межгосударственных стандартов на винодельческую продукцию и методы ее контроля. При этом, указал Кислов, особая роль отводится современным, инновационным методам исследований.

Дмитрий Чернев рассказал, что текущая ситуация ставит перед отраслью серьезные вызовы, связанные с изменением российского законодательства и меняющейся обстановкой на международных алкогольных рынках. Но у отрасли есть перспективы. В первую очередь нужно отметить, что на законодательном уровне делается очень многое для развития современного производства коньяков. Речь идет о введении нормативного регулирования винодельческой отрасли, которая устанавливает основные принципы государственной политики в области виноградарства и виноделия и меры по ее реализации. В рамках реализации этой политики необходимо провести работы по созданию, формированию и функционированию национальной базы данных для будущей системы мониторинга качества и прослеживаемости винодельческой продукции, элементом которой, в частности, будет являться программа «Национальный Коньячный Код» коньячной отрасли России. Это позволит значительно сократить уровень фальсификации и контрафакта винодельческой продукции, повысить ее качество.

Эксперты много говорили об общей модели работы, которая может быть применима как отдельно для коньячной отрасли, так и ко всей винодельческой отрасли России в целом. Они отметили, что в части решения задач по контролю качества винодельческой продукции универсальными и эффективными являются методы анализа, имеющие широкую международную апробацию и признание, которые зафиксированы в ГОСТ Р 59570-2021.

Дмитрий Чернев рассказал: «Одно из основных преимуществ данного стандарта для производителей заключается в полной прозрачности и объективности контрольно-надзорных мер, которые будут осуществляться по единому для всех заинтересованных сторон алгоритму, а результаты мониторинга будут представлять практический интерес как в коммерческой деятельности предприятий, так и в работе государственных органов».

Участники обсудили перспективы развития коньячной отрасли в свете изменения законодательства и изменившихся рыночных условий в мире. Многие эксперты сошлись во мнении, что без посадки собственных виноградников невозможно дальнейшее развитие. Сегодня общая площадь виноградников России составляет 96,8 тыс. га. Это стало результатом активной работы последних восьми лет, позволивших увеличить площадь посадки на 41 тыс. га. И тем не менее, в России по-прежнему не хватает сырьевой базы для производства коньячной продукции, поэтому необходимо обратить внимание именно на расширение площадей виноградников технических сортов. Производство коньяка — это бизнес с отложенным возвратом инвестиций, поэтому многие производители на начальном этапе нуждаются в государственной поддержке и дотациях, которые позволили бы производителям сейчас заложить хорошую сырьевую базу, чтобы через несколько лет создать необходимый объем продукции высокого качества.

«Основная доля собранного винограда используется для производства винодельческой продукции, включая вина всех категорий, коньяки, дистилляты и др. Россия по производству винодельческой продукции в натуральном выражении, по данным Международной межправительственной организации по виноградарству и виноделию OIV, входит в первую десятку ведущих стран мира, хотя есть реальные возможности для его увеличения, в том числе и для экспорта. Вместо этого мы закупаем дистилляты из 17 стран, в число которых входят Узбекистан, Молдавия, Аргентина, Южная Африка и Испания», — сказал Леонид Попович.

Представитель делегации из Армении представил ситуацию с виноградарством и виноделием в стране. «Чтобы работать с крупными сетями, необходимо гарантировать большой объем продукции при соблюдении высокого уровня качества напитка. Армения многие годы занимает лидирующие позиции и является крупнейшим экспортером коньяка в Россию», — рассказал Георгий Аветисян. Также он довольно подробно описал ситуацию с виноградарством и виноделием в контексте сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации, объемы экспорта и перспективы его наращивания и повышения качества продукции. «В настоящее время разворачивается довольно интенсивное сотрудничество с лабораторией фундаментальных и прикладных исследований качества и технологии пищевых продуктов РУДН. Научный потенциал и технические наработки указанной лаборатории в дальнейшем будут активно использоваться в деле переподготовки кадров и создания изотопного банка Республики Армения», - отметил Аветисян.

Одной из актуальных тем стал гастрономический туризм. В России гастротуры пока не настолько развиты, как, например, в Италии, хотя 81% отдыхающих россиян с удовольствием пробуют новую кухню, а 62% туристов после гастротуров добавляют в свой привычный рацион новые продукты. На вопрос, почему в России недостаточно развито это направление, ответил Леонид Попович: «К сожалению, в России действительно почти нет туров с дегустацией коньяков, хотя в стране есть несколько крупных, очень сильных производителей, которые бы могли устраивать подобные встречи для популяризации своей продукции. Если мы говорим о небольших производителях коньяка, которые предлагают рынку очень качественные напитки, то здесь возникает проблема — высокая цена продукции, из-за которой ее не хотят покупать потребители. То есть многие россияне предпочтут взять известный массовый французский коньяк, чем неизвестный наш. Нашим производителям необходимо популяризировать отечественную продукцию и стараться делать ее доступной для потребителя, не снижая при этом качества».

Подводя итог, эксперты сошлись во мнении, что нынешняя ситуация благотворно скажется на развитии отрасли и позволит производителям занять освободившуюся нишу на рынке.
 



Поделиться

Материалы по теме

Источник: Simple
Открытие

Москва выбирает вино

Сеть SimpleWine за два месяца открыла семь новых винотек в Москве. Таким образом сейчас сеть насчитывает 49 торговых точек.
23.11
86608

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre