Среди основных трендов фудтех-рынка последних месяцев – коллаборации (например, с локальными производителями в рамках внедрения их продуктов под собственной торговой маркой); M&A-сделки, когда локальные компании входят в состав федеральных игроков, или происходят сделки между двумя крупными игроками – как случае с продажей бизнеса Delivery Club «Яндексу»; а также выход на доступные сейчас международные рынки, перечисляет Евгений Титаренко, партнер Bright Rich | CORFAC International. «Та же «Яндекс.Еда» недавно заявила о запуске в Армении, – продолжает он. – В разрезе складской недвижимости для игроков фудтеха, если мы говорим о доставке не из ресторана или супермаркета, как никогда актуален формат дарксторов и дарк-китчен в густонаселенных районах городов для оперативности доставки».
Онлайн-продажи остаются одним из вечных двигателей продуктового сегмента; ретейлеры проходят через редбрендинг и добавляют новые услуги и сервисы онлайн и оффлайн, что делает их более привлекательными, соглашается Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia. По итогам последних шести месяцев в компании говорят о структурных изменениях в продуктовом секторе. В частности, сокращении торговых площадей для более эффективного использования цифровой среды и появления новых возможностей для оффлайн: открытие кафе, пекарен, вендингов и зон для сборов онлайн-заказов внутри магазинов. Все крупные магазины, включая оптовые гипермаркеты Metro, Selgros, «Окей», «Лента», Globus и другие, стали активно сотрудничать с инновационными службами доставок фудтеха (например «СберМаркетом»), и развивать собственные приложения и промо. «Сервисы доставки, работающие в стране, пострадали от проблем с логистикой меньше всего, но появилась сложность с их продвижением в связи с запретом на использование некоторых социальных сетей и трудностями в проведении рекламных кампаний, это снижает активность по привлечению новой аудитории, – добавляет Евгения Хакбердиева. – За последние два года потребитель стал более требователен к четырем главным факторам – цене, скорости, удобству и ассортименту. Эти критерии остаются драйверами для обновления ретейлеров, старающимися завоевать доверие и лояльность аудитории. Каждый сетевой игрок сейчас нацелен улучшить клиентский сервис, расширить зону доставки и ассортимент магазинов, сделать цены доставок более конкурентными».
Фото: CRE
Жёсткая посадка
Рынок гиперлокальной доставки всегда был достаточно гибким, поддерживает Дмитрий Сидоренков, начальник управления внешних связей Межрегиональной ассоциации курьерских служб. В последнее время компании стараются ориентироваться на «боли» потребителей: к примеру, формат «АШАН Авто» позиционируется как услуга для тех, «кто ценит время, заботится о личном комфорте и своих близких», добавляет эксперт. На фоне же повышения интереса к формату жестких дискаунтеров, сервис «Самокат» объявил о намерении запустить новый формат доставки продуктов большими упаковками. Отрасли доставки и фудтеха по состоянию на середину сентября не были существенно затронуты и санкциями, поскольку большинство российских игроков этого рынка используют отечественные разработки.
Не повлияли санкции, по словам г-на Сидоренкова, и на оборудование для дарксторов, который продолжит развиваться благодаря высокой лояльности клиентов к «быстрой» доставке. Сектор складской логистики поддерживается со стороны государства, напоминает эксперт. 9 мая 2022 года было опубликовано постановление Правительства №839, которым была введена таможенная льгота при ввозе технологического оборудования, в том числе, для складской логистики.
Однако учитывая, что в последние несколько месяцев некоторые сервисы доставки продуктов и готовой еды были вынуждены поднимать цены на услуги, увеличивать минимальный размер стоимости заказа и устанавливать стоимость доставки, интерес к ним, в большей степени, проявляют теперь «более платёжеспособные» клиенты. Кроме того, на фоне очередной волны релокации целых офисов и событий последних дней, у сервисов доставки может возникнуть дефицит покупателей, полагают собеседники CRE.
Фото: CRE
Не мелкие лавочники
Пока же «Яндекс.Лавка» запускает в Москве, в районах с высокой плотностью населения, крупные дарксторы площадью до 500 квадртаных метров. Большие объекты нужны игроку, в том числе, для увеличения ассортимента товаров из категории «супермаркет» для экспресс-доставки до 6000 наименований; появления новых категорий и пр. Основное влияние фудтеха на складской рынок фокусируется сейчас именно на городской логистике, резюмирует Егор Дорофеев, международный партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Commonwealth Partnership (CMWP). Их главный формат – как раз дарксторы – небольшие склады от 100 до 2,5 тыс. метров, в которых собирают товары для формирования онлайн-заказов и дальнейшей передачи в доставку. В одной только Москве работает уже несколько сотен дарксторов. «Покупателям удобно заказывать все в одном месте, – поясняет Максим Сухиненко, управляющий доставкой, ВкусВилл. – Настоящим открытием стало объединение заказов: если покупатель забыл нужный продукт, он может оформить еще один заказ и наша умная система объединит его с первым – в итоге все будет доставлено одним же курьером и в одно время. Мы сами продолжаем развивать собственные дарксторы, сегодня открыт 121 “темный магазин”. Формат действительно открыл для нас новые возможности: их площади в среднем от 800 до 2000 кв. метров, и там можно разместить намного больший ассортимент, чем в наших магазинах. Помимо пекарен, мясных и рыбных витрин, аптек, товаров от мировых брендов на их территории развиваются такие проекты как Сгоряча (дарккитчен, доставка свежеприготовленных блюд). В сентябре среднее количество заказов выросло до 213 тысяч в день, и более 80% из них пришлись именно на дарксторы».
Учитывая, что развитие дарксторов в Москве пришло к формату множества небольших помещений (по 500 квадратных метров), выбор у потенциальных арендаторов сейчас весьма широкий, подчёркивает Василий Григорьев, директор отдела исследований рынка CORE.XP. Дарксторы сейчас – это в основном помещения свободного назначения в промзонах, а ставки аренды могут быть самыми разными от 10 000 руб. за кв. в год и существенно выше, уточняет он. Самым большим вызовом, с которым сталкивается арендатор таких площадок – качество здания и транспортная и пешая доступность для курьеров. «И, если говорить именно о дарксторах, то на рынке есть высокий запрос на помещения свободного в пределах города, – резюмирует г-н Григорьев. – Если же говорить о более крупных форматах складской недвижимости, то это – возможный запрос игроков на мультитемпературные склады, откуда продукты будут отправляться в эти дарксторы».
Правда, в случае с традиционными складскими форматами, расположенными преимущественно за городом, размеры запрашиваемых фудтехом площадей пока значительно уступают потребностям их «старших братьев» – крупных игроков e-commerce, констатирует Егор Дорофеев. Площадь распределительных центров для снабжения дарксторов, расположенных за городом, в среднем составляет 15-25 тыс. кв. метров; одного или двух РЦ на мегаполис для даркстора достаточно, добавляет он.
Онлайн-продажи остаются одним из вечных двигателей продуктового сегмента; ретейлеры проходят через редбрендинг и добавляют новые услуги и сервисы онлайн и оффлайн, что делает их более привлекательными, соглашается Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia. По итогам последних шести месяцев в компании говорят о структурных изменениях в продуктовом секторе. В частности, сокращении торговых площадей для более эффективного использования цифровой среды и появления новых возможностей для оффлайн: открытие кафе, пекарен, вендингов и зон для сборов онлайн-заказов внутри магазинов. Все крупные магазины, включая оптовые гипермаркеты Metro, Selgros, «Окей», «Лента», Globus и другие, стали активно сотрудничать с инновационными службами доставок фудтеха (например «СберМаркетом»), и развивать собственные приложения и промо. «Сервисы доставки, работающие в стране, пострадали от проблем с логистикой меньше всего, но появилась сложность с их продвижением в связи с запретом на использование некоторых социальных сетей и трудностями в проведении рекламных кампаний, это снижает активность по привлечению новой аудитории, – добавляет Евгения Хакбердиева. – За последние два года потребитель стал более требователен к четырем главным факторам – цене, скорости, удобству и ассортименту. Эти критерии остаются драйверами для обновления ретейлеров, старающимися завоевать доверие и лояльность аудитории. Каждый сетевой игрок сейчас нацелен улучшить клиентский сервис, расширить зону доставки и ассортимент магазинов, сделать цены доставок более конкурентными».
Фото: CRE
Жёсткая посадка
Рынок гиперлокальной доставки всегда был достаточно гибким, поддерживает Дмитрий Сидоренков, начальник управления внешних связей Межрегиональной ассоциации курьерских служб. В последнее время компании стараются ориентироваться на «боли» потребителей: к примеру, формат «АШАН Авто» позиционируется как услуга для тех, «кто ценит время, заботится о личном комфорте и своих близких», добавляет эксперт. На фоне же повышения интереса к формату жестких дискаунтеров, сервис «Самокат» объявил о намерении запустить новый формат доставки продуктов большими упаковками. Отрасли доставки и фудтеха по состоянию на середину сентября не были существенно затронуты и санкциями, поскольку большинство российских игроков этого рынка используют отечественные разработки.
Не повлияли санкции, по словам г-на Сидоренкова, и на оборудование для дарксторов, который продолжит развиваться благодаря высокой лояльности клиентов к «быстрой» доставке. Сектор складской логистики поддерживается со стороны государства, напоминает эксперт. 9 мая 2022 года было опубликовано постановление Правительства №839, которым была введена таможенная льгота при ввозе технологического оборудования, в том числе, для складской логистики.
Однако учитывая, что в последние несколько месяцев некоторые сервисы доставки продуктов и готовой еды были вынуждены поднимать цены на услуги, увеличивать минимальный размер стоимости заказа и устанавливать стоимость доставки, интерес к ним, в большей степени, проявляют теперь «более платёжеспособные» клиенты. Кроме того, на фоне очередной волны релокации целых офисов и событий последних дней, у сервисов доставки может возникнуть дефицит покупателей, полагают собеседники CRE.
Фото: CRE
Не мелкие лавочники
Пока же «Яндекс.Лавка» запускает в Москве, в районах с высокой плотностью населения, крупные дарксторы площадью до 500 квадртаных метров. Большие объекты нужны игроку, в том числе, для увеличения ассортимента товаров из категории «супермаркет» для экспресс-доставки до 6000 наименований; появления новых категорий и пр. Основное влияние фудтеха на складской рынок фокусируется сейчас именно на городской логистике, резюмирует Егор Дорофеев, международный партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Commonwealth Partnership (CMWP). Их главный формат – как раз дарксторы – небольшие склады от 100 до 2,5 тыс. метров, в которых собирают товары для формирования онлайн-заказов и дальнейшей передачи в доставку. В одной только Москве работает уже несколько сотен дарксторов. «Покупателям удобно заказывать все в одном месте, – поясняет Максим Сухиненко, управляющий доставкой, ВкусВилл. – Настоящим открытием стало объединение заказов: если покупатель забыл нужный продукт, он может оформить еще один заказ и наша умная система объединит его с первым – в итоге все будет доставлено одним же курьером и в одно время. Мы сами продолжаем развивать собственные дарксторы, сегодня открыт 121 “темный магазин”. Формат действительно открыл для нас новые возможности: их площади в среднем от 800 до 2000 кв. метров, и там можно разместить намного больший ассортимент, чем в наших магазинах. Помимо пекарен, мясных и рыбных витрин, аптек, товаров от мировых брендов на их территории развиваются такие проекты как Сгоряча (дарккитчен, доставка свежеприготовленных блюд). В сентябре среднее количество заказов выросло до 213 тысяч в день, и более 80% из них пришлись именно на дарксторы».
Учитывая, что развитие дарксторов в Москве пришло к формату множества небольших помещений (по 500 квадратных метров), выбор у потенциальных арендаторов сейчас весьма широкий, подчёркивает Василий Григорьев, директор отдела исследований рынка CORE.XP. Дарксторы сейчас – это в основном помещения свободного назначения в промзонах, а ставки аренды могут быть самыми разными от 10 000 руб. за кв. в год и существенно выше, уточняет он. Самым большим вызовом, с которым сталкивается арендатор таких площадок – качество здания и транспортная и пешая доступность для курьеров. «И, если говорить именно о дарксторах, то на рынке есть высокий запрос на помещения свободного в пределах города, – резюмирует г-н Григорьев. – Если же говорить о более крупных форматах складской недвижимости, то это – возможный запрос игроков на мультитемпературные склады, откуда продукты будут отправляться в эти дарксторы».
Правда, в случае с традиционными складскими форматами, расположенными преимущественно за городом, размеры запрашиваемых фудтехом площадей пока значительно уступают потребностям их «старших братьев» – крупных игроков e-commerce, констатирует Егор Дорофеев. Площадь распределительных центров для снабжения дарксторов, расположенных за городом, в среднем составляет 15-25 тыс. кв. метров; одного или двух РЦ на мегаполис для даркстора достаточно, добавляет он.