По словам Никиты Дейнеги, советника, руководителя практики налогового и административного права Maxima Legal, практика взимания НДС по принципу «страны назначения» является общим правилом (исключение составляет торговля в ЕАЭС). Поэтому, внесение соответствующих изменений и их реализация не должны столкнуться с какими-либо существенными сложностями. Текущая же редакция Налогового кодекса РФ (до изменений) предполагает, что НДС в описанной ситуации (при продаже товаров через электронные торговые площадки внутри ЕАЭС) взимается по принципу «страны отправления», то есть по месту нахождения продавца. Данная ситуация не характерна для взимания НДС в международной торговле, подчёркивает эксперт: основным принципом, напротив, остаётся как раз принцип «страны назначения», в соответствии с которым взимание НДС осуществляется со всех товаров, которые ввозятся в страну для конечного потребления, вне зависимости от места их производства; при эскорте (вывозе) товаров, НДС, как правило, не взимается (применяется «нулевая» ставка).
Взимание налога на добавленную стоимость по принципу «страны назначения» с одновременным предоставлением права на применение налоговой ставки «ноль процентов» к экспортным операциям решает несколько задач, полагает Никита Дейнега. Во-первых, поддержание экспорта и усиление конкурентоспособности товаров, экспортируемых из России. Затем – уход от двойного налогообложения операции в стране происхождения и в стране назначения. И, наконец, реализация экономико-правовой природы НДС как налога на потребление, поскольку потребление экспортируемых товаров происходит именно в стране назначения. Поскольку в других странах-членах ЕАЭС (Казахстане и Белоруссии) с 2022 года налог в описанной ситуации взимается также по принципу «страны назначения», действующая редакция налогового закона препятствует решению: налог при экспорте товаров из РФ в ЕАЭС взимается дважды, что существенно повышает издержки экспортеров и снижает конкурентоспособность отечественных товаров. «Предложенная схема потенциально должна снизить цены при реализации товаров конечным покупателям, и повысить привлекательность российских товаров на смежных рынках, – прогнозирует г-н Дейнега. – Вместе с тем, снижение налоговых издержек экспортеров лишь создает условия для уменьшения продажных цен, но не предопределяет решение продавцов: производить такое уменьшение или нет. И, если производить, то полностью исключать данный расход из стоимости или, в некоторой степени, сохранить, повысив собственную маржу». «Здесь просто стоит принять во внимание два очевидных факта: Россия является одной из лидирующих стран в развитии диджитал-услуг, – указывает Наринэ Беглярова, управляющий партнёр Sona Private consulting. – И то, что в сложившийся ситуации для России интернет-торговля обретает всё большую значимость. Перспективным направлением видится формирование единого рынка электронной торговли в ЕАЭС как более точного и упрощённого механизма для всех игроков, который будет устанавливать общие правила и нормы контроля торговли, регулировать споры. Проект находится в активной разработке, решается одна из ключевых проблем вопроса – защита хранения данных участников торговли».
Прямая речь
Взимание налога на добавленную стоимость по принципу «страны назначения» с одновременным предоставлением права на применение налоговой ставки «ноль процентов» к экспортным операциям решает несколько задач, полагает Никита Дейнега. Во-первых, поддержание экспорта и усиление конкурентоспособности товаров, экспортируемых из России. Затем – уход от двойного налогообложения операции в стране происхождения и в стране назначения. И, наконец, реализация экономико-правовой природы НДС как налога на потребление, поскольку потребление экспортируемых товаров происходит именно в стране назначения. Поскольку в других странах-членах ЕАЭС (Казахстане и Белоруссии) с 2022 года налог в описанной ситуации взимается также по принципу «страны назначения», действующая редакция налогового закона препятствует решению: налог при экспорте товаров из РФ в ЕАЭС взимается дважды, что существенно повышает издержки экспортеров и снижает конкурентоспособность отечественных товаров. «Предложенная схема потенциально должна снизить цены при реализации товаров конечным покупателям, и повысить привлекательность российских товаров на смежных рынках, – прогнозирует г-н Дейнега. – Вместе с тем, снижение налоговых издержек экспортеров лишь создает условия для уменьшения продажных цен, но не предопределяет решение продавцов: производить такое уменьшение или нет. И, если производить, то полностью исключать данный расход из стоимости или, в некоторой степени, сохранить, повысив собственную маржу». «Здесь просто стоит принять во внимание два очевидных факта: Россия является одной из лидирующих стран в развитии диджитал-услуг, – указывает Наринэ Беглярова, управляющий партнёр Sona Private consulting. – И то, что в сложившийся ситуации для России интернет-торговля обретает всё большую значимость. Перспективным направлением видится формирование единого рынка электронной торговли в ЕАЭС как более точного и упрощённого механизма для всех игроков, который будет устанавливать общие правила и нормы контроля торговли, регулировать споры. Проект находится в активной разработке, решается одна из ключевых проблем вопроса – защита хранения данных участников торговли».
Прямая речь
Юрий Аксенов, партнер Orchards:
- Двойное налогообложение вредит и бизнесу за счет роста издержек и снижения конкурентоспособности, и конечному потребителю, на которого эти издержки переносятся. В связи с этим инициативу Минфина можно только приветствовать. Главное, чтобы при воплощении этого нововведения на практике у налогоплательщика не возникало сложностей с подтверждением права на льготу и рисков быть привлеченным к налоговой ответственности из-за пробелов в нормативном регулировании или каких-либо проблем с обменом данными о поставках товаров внутри ЕАЭС.

Равенство и братство
По итогам 2022 года, товарооборот со странами СНГ вырос на шесть с лишним процентов, превысив $100 млрд, сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В свою очередь, экспорт из стран ЕС в Россию, по данным Евростата, за первые три месяца 2023 года снизился на 37,2% до 11,5 млрд евро. Страны G7 пока отказались вводить почти полный запрет экспорта в Россию: вместо этого было принято решение расширить список санкционных товаров, сообщает Bloomberg. «Тотальное эмбарго» поставило бы в затруднительное положение некоторых членов G7, а согласие требовалось получить от всех стран Евросоюза.
Однако торговля со странами Европы, США, Канадой и Австралией продолжит падать, убеждены эксперты, в том числе – по мере принятия очередных санкционных пакетов. «Конечно, решение о выводе из-под двойного налогообложения является последовательным и логичным в свете дальнейшего развития цепочек параллельного импорта и роста популярности интернет-торговли, – соглашается Дмитрий Костомахин, директор отдела управления торговой недвижимостью CORE.XP. – На выходе должен получиться прозрачный и понятный механизм налогообложения товаров, реализуемых в ЕАЭС, снижение конечной стоимости продукции, расширение ассортимента. Однако не думаю, что после отмены двойного налогообложения покупатель увидит заметное снижение цен на всю поставляемую по каналам параллельного импорта продукцию. Скорее всего, разница будет отыгрываться точечно – в виде тематических акций и сезонных скидок».

Источник: CRE
С учетом отсутствия жёсткой конкуренции на рынке, на начальном этапе клиенты нововведения не заметят, соглашается Александр Бражко, координатор федерального проекта #За честные продукты! Но предложение Минфина позволит, по его словам, создать равные налоговые условия для операторов электронных площадок, зарегистрированных в России и других странах ЕАЭС. Компании из Казахстана и Белоруссии потеряют «конкурентное преимущество» в виде ставки НДС. Российские же потребители смогут покупать товары на отечественных площадках уже без необходимости дважды оплачивать налог на добавленную стоимость. В итоге цены на площадках всё-таки выровняются: российские операторы смогут незначительно их снизить, а участники из других стран – поднять. Ценовая конкуренция продолжит усиливаться по мере роста предложения. «Единый рынок привлекателен для крупных международных игроков, – констатирует Александр Бражко. – С учетом санкционного давления в отношении России, Белоруссии, необходимо принимать меры по «выращиванию» экономических субъектов, способных решать задачи не только на национальных рынках, но и конкурировать на международных. Создание условий для повышения темпа роста ВВП стран-участников ЕАЭС, реальных доходов населения позволит привлечь новых инвесторов, в том числе, иностранных. Предложенный Минфином законопроект устраняет налоговую проблему. Правительству России вообще необходимо решать принципиальные вопросы по защите экономических интересов отечественных компаний».
Прямая речь
Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners:
- Внешне это решение выглядит как фактическая гармонизация российского налогообложения с подходами, принятыми в других странах ЕАЭС: Казахстане, Армении и др. Мера действительно позволяет избавиться от двойного обложения НДС одних и тех же товаров в стране экспортёра и стране импортёра. В конечном итоге, схема должна повлиять на цены на такие товары, импортируемые из стран ЕАЭС, в сторону их снижения для конечного потребителя. В общем, выглядит как разумное и логическое решение в такой политизированной сфере, как таможенное регулирование.
Дружба дружбой
С дружественными странами по итогам прошлого года было связано не менее 45% экспорта и импорта: это Китай, Турция, Индия, Казахстан, Белоруссия; 10% – страны Африки, Азии и пр. Например, товарооборот между Россией и Кубой, по итогам 2022 года, вырос в 3 раза, до $452 млн., а по итогам четырех месяцев 2023 года увеличился в 9 раз, до $137,6 млн г.г. Товарооборот между Россией и Грузией за первые четыре месяца 2023 года превысил $ 840 млн, что на 51 % больше показателя аналогичного периода 2022-го. В итоге, не менее 55% товарооборота ориентировано теперь на условный восток и другие дружественные страны, а до февраля 2022-го 55% экспорта-импорта связывались с западными игроками. «Мы это уже проходили: Казахстан, а затем и Беларусь, ещё в прошлом году ввели взимание НДС по «стране назначения», – вспоминает, в свою очередь, Андрей Алёшкин, партнёр, исполнительный директор NAI Belarus. - По логике, схожий механизм должен был заработать и раньше. Здесь условно можно провести параллели, как какая-то белорусская компания заказывает партию товаров – например, стандартный контейнер одежды, с целью реализации в России. Контейнер пересекает границу Беларуси и не задерживается, а следует транзитом куда-либо на Урал, там товар распределяется по розничным точкам, и НДС, соответственно, уплачивается по «стране назначения». Пример, возможно, и не совсем корректный, работа маркетплейсов, очевидно, отличается от оптовой торговли, но конкретно к данному вопросу – суть ведь та же. Поэтому больше удивляет, почему механизм не был разработан и принят одновременно всеми государствами-участниками ЕАЭС в рамках единого рынка, а каждая страна вводила его самостоятельно и в разные периоды».
В итоге конечный российский потребитель, пользуясь услугами интернет-магазинов стран-участниц ЕАЭС, должен, как минимум, не проиграть, соглашается эксперт с коллегами. «Безусловно, решение о выводе параллельного импорта из-под двойного налогообложения в условиях, когда цены на брендовые товары стали в два раза выше, чем еще год назад, окажется выигрышным для покупателей, – поддерживает Константин Анисимов, директор по маркетингу Fashion House Group. –Думаю, бренды смогут снизить цены на новые коллекции для покупателя процентов на десять. От этого выиграют и арендаторы, ритейлеры, и клиенты, можно прогнозировать увеличение потребительской уверенности и активности. Но, конечно, вполне возможна и ситуация, когда марки решат не снижать цены, а, напротив, захотят повысить маржинальность».
Источник: CRE
Параллельный импорт должен расширяться и дальше, а для этого необходимо введение всё новых послаблений для бизнеса, считает г-н Анисимов. «Но, возможно, кто-то в ЕАЭС и не совсем заинтересован, чтобы отказаться от двойного налогообложения, – размышляет Андрей Алёшкин. – Это ведь тоже определенные доходы в казну государств. И – немалые, если учитывать, какими темпами растет интернет-торговля».
Интернет-розница вообще чуть ли не единственное направление, которое сохраняется открытым и несогласованным, напоминает эксперт. Возможно, на него в своё время просто не обратили внимания: когда активно велась работа по унификации налогового законодательства в ЕАЭС, доля интернет-торговли с трудом дотягивала до 1% от РТО. Но теперь, когда она составляет не менее 8-10%, игнорировать нельзя.
Игрокам межгосударственной интернет-торговли вообще станет намного проще работать на рынках стран-соседей, когда, кроме согласования налоговой политики, произойдет полная унификация, вплоть до единых ставок налогов, того же НДС, убеждён Андрей Алёшкин. «Другое дело, если страны-инициаторы санкций будут давить на власти и бизнес стран-участников ЕАЭС с тем, чтобы сократить параллельный импорт в РФ при их посредничестве, – резюмирует он. – В том числе, и через интернет-торговлю. Но условный «ширпотреб» будет последним в этом списке, ужесточать контроль сначала будут совершенно за другими группами товаров».