Спасибо за доставку

Зависимость торговой и складской недвижимости, ритейла и e-commerce от ситуации с логистикой остаётся максимальной. Однако полтора года спустя игроки относятся к ней спокойнее: «кривыми» маршрутами в Россию пока по-прежнему можно привезти всё. Эксперты CRE продолжают размышлять о том, как старая-новая логистика переформатирует рынки.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE Retail.

2574
Изображение взято из источника: CRE
Первую часть статьи можно прочитать ЗДЕСЬ

Ситуация в геополитике и экономике уже оказывает критическое влияние на торговые центры и ритейл, констатирует Дмитрий Белоус, руководитель коммерческого отдела  ГК «Ориентир». «На сегментах сказались сложности с параллельным импортом и логистикой: 2022 год эксперты признали худшим годом для розницы в России, – напоминает он. – Товарооборот снизился на 4,3% в продовольственном сегменте, и на 14,3 – в непродовольственном. Максимальное сокращение объёмов продаж произошло в сегменте бытовой техники и электроники, мебели (30–40%), и в сегменте одежды и обуви (более 20%). Также снизились и темпы прироста торговых площадей. Мы уверены, что в 2023 году тренд падения продолжится, в том числе, конечно, за счет прироста  e-commerce и перехода покупателей в онлайн. Однако у рынка есть все шансы и возможности для перезагрузки: формирование обновленного пула торговых центров и изменение стратегии ритейла – единственный выход». «Изменения, безусловно, есть, но не столь глобальные, как можно было ожидать, – парирует Светлана Кузьмина, директор департамента торговой недвижимости Accent Capital. –Ушедшие fashion-бренды сегодня пытаются заместить или крупные российские бренды или так называемые «обновленцы», открывающиеся под новыми названиями. Да, к сожалению, полноценно заменить западных игроков пока не удаётся ни тем, ни другим. Российские марки пока не дотягивают до больших форматов Inditex или H&M, а «заместители» предлагают слишком скудный ассортимент товаров худшего качества и по более высоким ценам, и непонятно, будет ли что-то меняться. В косметических же сетях, серьезно пострадавших от отсутствия западной продукции, ситуация несколько иная: они активно продвигают свои СТМ или вводят в ассортимент косметику корейских производителей. Но площади не сокращают, в надежде на возврат западных игроков после нормализации ситуации».

Нет сокращения площадей и в секторе бытовой техники, добавляет эксперт: там также сменились производители, и покупатели хотят увидеть и «пощупать», что они покупают, а значит, крупные оффлайн-магазины снова актуальны. Более того, компании и интернет-магазины, которые раньше делали ставку на пункты выдачи, сегодня или уходят с рынка, или задумываются о переходе на полноформатные магазины бытовой техники, подчёркивает г-жа Кузьмина. «Конечно, есть примеры изменения в ассортиментной матрице предлагаемых товаров: часть продукции, которая закупалась в Европе, стала закупаться в Китае, – поддерживает Евгений Кузьмин, генеральный директор Ricci | Blackstone.  – Это наиболее очевидно как раз в сегменте бытовой техники, особенно элитной и оригинальной: она стала поставляться по «серым» схемам, выросла в цене, а её доля сократилась. Однако менять полностью ассортимент торговой точки – это очень сложный бизнес-процесс, и в итоге у всех, скорее, происходит замещение источников товара. В сегменте fashion, например, растёт доля сшитой одежды в РФ, растут заказы из Китая».


Источник: CRE
 
Прямая речь
Екатерина Ньюман, генеральный директор Q1 Group:
- Логистические сложности напрямую влияют на изменения не только в ассортименте торговых центров, но и на процессы строительства магазинов. Сегодня большинство отделочных материалов поставляются по новым каналам: в строительстве преобладают позиции от российских производителей, а также из Китая и Турции. Инженерное оборудование вместо европейских стран теперь выбирается в основном тоже китайского или корейского производства. Но стоит учитывать, что даже из дружественных стран срок поставки может достигать 2,5 месяцев – и это необходимо закладывать при прогнозировании сроков строительства проекта.

Европейские материалы и оборудование для магазинов сегодня значительно менее популярны, чем прежде, не только по причине стоимости и сложной логистики, но и ввиду отсутствия гарантий производителей и возможности быстрого заказа запчастей при необходимости. Поэтому проекты перестроились и переориентировались на закупку позиций на доступных для России рынках. В России сегодня производятся и закупаются комплектующие в электрике, фальшполы, краски и световые решения. В напольных покрытиях пока ощутима нехватка качественных локальных товаров: здесь заказчики ориентируются на ОАЭ, Турцию и Китай. Мебельные решения в России выбираются преимущественно с локализованных производств, где прежде работали иностранные компании.

При этом российские бренды продолжают активную экспансию на московском рынке, занимая площади прежних иностранных арендаторов и адаптируя интерьеры магазинов под себя. Сегодня мы работаем над такими проектами для Gloria Jeans, Superstep, «Интермода»: эти арендаторы, как и ряд других, формируют спрос на строительство магазинов в ТЦ.

Источник: CRE


Всё зависло

По оценкам Data Insight, в 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России вырос на 38% по сравнению с 2021-м, и составил 5,7 трлн рублей. Несмотря на небольшое снижение темпов развития, потенциал e-commerce в стране оценивается экспертами как высочайший. Как минимум, потому, что интернет-продажам ещё предстоит охватить города с населением менее 300 тысяч человек, которые пока практически не вовлечены в рынок из-за отсутствия эффективной логистики.

Именно электронной торговле будет нужно и всё больше быстрых и комплексных логистических решений. По данным Delko, в апреле-мае 2023 года количество заказов от клиентов e-commerce увеличилось на 42% год к году. Развитие интернет-торговли остаётся главным драйвером, оказывающим наибольшее влияние на изменения рынка ритейла, соглашается Константин Фомиченко, партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group. «Интернет-ретейлеры и маркетплейсы активно развиваются в регионах: они строят и открывают новые склады в городах-миллионниках, – продолжает г-н Фомиченко.  – На региональных рынках в итоге появляются игроки, которые могут осуществлять быструю доставку товаров: день в день или на следующий день. В итоге работа маркетплейсов в регионах оказывает намного большее влияние на изменение структуры бизнеса классических ритейлеров, чем перемены логистических маршрутов в связи с закрытием западных коридоров».

Бизнес-модель «маркетплейс» будет всё более активно развиваться, хотя это и ведёт к снижению товарного качества для покупателя, поддерживает Вячеслав Белобжецкий, кандидат экономических наук, эксперт МГО «ОПОРЫ РОССИИ». Как следствие, будет «бумить» и рынок складской недвижимости в узловых точках цепей поставок на юге, востоке и юго-востоке России, а также услуги фулфилмента, которые тоже требуют качественных складских площадей и качественного же складского оборудования. Однако высокий рост онлайн-продаж демонстрируют не только маркетплейсы, но и другие игроки – DIY-ритейлеры (Всеинструменты.ру, Петрович и пр.), дистрибьюторы бытовой техники и электроники (DNS), фармацевтической продукции (Е-Аптека, Apteka.ru), перечисляет Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate. «Перестройка логистических цепочек и переориентация на восток (Китай, Казахстан, Узбекистан), безусловно, повлияли на ситуацию на рынке складов, – резюмирует Анастасия Корневич, директор департамента управления складской недвижимостью Accent Capital. – Уже сегодня, например, мы видим рекордно-низкую вакансию складских площадей и резкий рост арендных ставок, как в Москве, так и в регионах. Учитывая, что общее предложение в регионах почти в два раза ниже, чем в Москве и МО: 14,8 против 23 млн кв. м (по данным NF), я уверена, что активность в строительстве складов built-to-suit, которая уже заметна, будет продолжать расти, особенно в регионах»  
 
Прямая речь
Александр Манунин, директор компании Parametr:
-  Безусловно, мы наблюдаем сложности в логистике, которые в конечном итоге стимулируют рост спроса на склады: компаниям нужны большие площади для того, чтобы держать большие объемы товарных запасов для обеспечения бесперебойности поставок.   Согласно данным консультантов, объем сделок в первом квартале 2023 года более чем в два раза превысил аналогичный период 2022 года, и приблизился к рекордным показателям первого квартала 2021 года. Кроме того, мы наблюдаем изменение географии складского рынка, в том числе, переориентацию спроса с северо-западного направления на восточное при сохранении популярности юга и юго-востока.

Затем – сложности логистики в совокупности с санкционными ограничениями, уходом международных компаний влияют на развитие импортозамещения. С точки зрения индустриально-складского сегмента это способствует динамичному развитию формата light industrial, специально созданного для размещения любых видов легких производств. Только с начала этого года мы видим двукратный рост объема спроса на формат, при этом более половины обращений формируют конечные производители, которые расширяют производство, выходят в новый регион или переезжают из старых промзон, которые попадают под редевелопмент в рамках программы КРТ.
Источник: CRE

 
Китайская стена

Пока же железнодорожные станции Московской области и всей центральной России забиты пустыми контейнерами, в которых доставляются китайские товары: из Китая импортируется в контейнерах гораздо больше грузов, чем экспортируется в обратном направлении, поясняют эксперты. В Китай из России едет в основном сырье, и его привозят не в контейнерах, а в полувагонах или цистернах. По оценкам главного таможенного управления КНР, экспорт из Китая в Россию уже в январе-мае 2023 г. вырос почти на 76% в годовом выражении до $42,95 млрд, в то время как импорт из России – увеличился за то же время на 20,4% до $50,85 млрд. Ситуацию с контейнерами игроки оценивают как почти критическую, а логистические операторы давно начали предлагать большие скидки за вывоз контейнеров в направлении Китая, поэтому доставка в том направлении сильно дешевеет. «Доставка из Китая в РФ так и будет расти, а вот обратный поток – история сомнительная, – вздыхает Вячеслав Белобжецкий. – Несомненно, существуют товары, которые интересны на китайском рынке. Но их не настолько много, как хотелось бы. Скорее, это попытка работать на китайском рынке доставки; возможно, другим игрокам это тоже будет интересно. Плюс – это позволяет работать по принципу контроля всей цепи поставок, что увеличивает ценность такой логистики для заказчика. Возможно, схема распространится и на другие страны: Вьетнам, Индия, Турция, Иран и т.д.». «Вызов, брошенный логистическому рынку России, стал временем возможностей для всех отечественных проектов, – убеждён Дмитрий Белоус. – Так, ТК Fesco открыла регулярные сервисы на Вьетнам и Турцию, в работе которых используются российские суда, что позволяет совершать интермодальные перевозки. Кроме того, в связи с тем, что белорусские производители мяса получили ограничения по доступу в порты Прибалтики и Украины, их объемы также переключились на интермодальные схемы через Москву, далее – во Владивосток, затем – в порты Китая и Вьетнама, а по истечении некоторого времени были запущены уже прямые поезда из Минска. Интересен и проект самого западного региона России – Калининграда. Речь идет об импортном грузе из Китая через Владивосток в направлении Калининграда, а также российской рыбы с Дальнего Востока – в Калининград. И в ближайшее время мы увидим бурный рост решений, направленных на оптимизацию логистики».


Источник: CRE

Екатерина Ногай соглашается: на рынке уже сейчас реализуется множество проектов, направленных на ликвидацию узких мест и развитие новых направлений поставок (восточное, южное). В частности, активно строится трасса М-12, реализуется проект «БАМ-2» по реконструкции и расширению мощностей Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Продолжают расширяться инфраструктурные мощности дальневосточных портов для увеличения экспортного грузопотока. Помимо этого, внимание к Дальнему Востоку усилили крупные ритейлеры: Ozon и Wildberries открывают сортировочные центры; впервые на дальневосточный рынок вышла X5 Retail Group.
 
Прямая речь
Андрей Алёшкин, партнёр, исполнительный директор NAI Belarus:
- Логистика, направленная на обслуживание ритейла, крупных маркетплейсов, останется одним из основных драйверов по девелопменту складского сектора в России, особенно, вблизи мегаполисов.

Вероятно, российские девелоперы и инвесторы реально возьмутся и за реализацию отдельных проектов современной складской логистики в государствах СНГ, ЕАЭС. Разговоры на эту тему ведутся уже несколько месяцев, однако пока до практики не доходило. Но, поскольку новые логистические пути стали реальностью, которая не изменится в короткий период, современные склады нужны уже сейчас, есть шансы на активность бизнеса в этом направлении.

Ну а решить действительно можно любой вопрос, неважно, путем «белого» или «серого» импорта. И даже, если допустить, например, что таможенные службы ЕС будут очень тщательно следить, чтобы, условно, европейский товар, предназначенный по документам для компании из Казахстана, попадал туда физически, а не останавливался на территории РФ или РБ с последующим «расползанием» по этим рынкам, то он и, в самом деле, проследует весь этот путь через Россию в Казахстан, и потом вернется обратно, но – уже  существенно подорожавшим. Или вообще пройдет путь через Турцию и Кавказ в Армению или опять же Казахстан, а потом – в РФ. Так что да, всё просто требует больше времени и всё становится дороже, но всё будет на рынке, если на этот товар есть спрос. И, конечно, есть ещё варианты альтернативных товаров/брендов из дружественных стран, есть собственное производство и бизнес, активно включающийся в импортозамещение.
Источник: CRE

 
Открытый заказ

Пока же СДЭК в конце мая объявил об открытии представительства в Китае и расширил логистические мощности в Турции – всё это облегчит работу селлеров там, считают в компании. О схожих проектах заявили другие профильные и не очень игроки. Как сообщили корреспонденту CRE в Авито, площадка также «работает со службами доставки, которые ищут оптимальные решения существующих логистических проблем». «А Яндекс Маркет и Ozon работают над созданием собственных цепочек поставок из Китая, – добавляет Евгений Кузьмин.  – Фактически, они берут на себя функцию, которую ещё недавно выполняли байеры».

Кроме того, ведущие маркетплейсы активно выходят на рынки бывших республик СССР, запуская масштабные проекты и открывая логистические центры. Всё это, по мнению экспертов, призвано решить, в первую очередь, проблемы с обеспечением ставших недоступными или труднодоступными товарами российских клиентов. Так, у  Ozon уже есть своя логистическая инфраструктура в Беларуси, Казахстане и Киргизии. В перспективе площадка планирует развивать логистическую инфраструктуру в Армении, в том числе, собственную службу доставки и сеть пунктов приема и выдачи заказов.  Недавно маркетплейс уже запустил там продажи со средним сроком доставки около семи дней. «Ряд проектов, например, на международном коридоре «Север-Юг» только начинает свое развитие – модернизируются узкие места на территории, как нашей страны, так и государств-партнеров (Азербайджана, Туркменистана, Казахстана), – перечисляет Екатерина Ногай. – Три крупнейшие сделки со складской недвижимостью в регионах России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) заключены на границе с Казахстаном. Несмотря на то, что многие компании двигаются на восток и в приграничные зоны (с Казахстаном, Азербайджаном), усиление логистики происходит с трудом: свободных качественных складских площадей в регионах практически не остается, что вынуждает компании заключать сделки BTS и строить новые мощности «под себя».

В Казахстане уже сейчас – настоящий строительный бум, но качественные складские помещения по-прежнему в остром дефиците, поддерживает Татьяна Яухман, директор «АЛИДИ Продвижение». Тренд, по её словам, сохранится и в 2024 году: товарооборот по схемам параллельного импорта будет только расти.

Прямая речь
Алексей Сапон, директор по операциям и развитию Ozon в СНГ:
- Ozon продолжает развиваться на международной арене, чтобы открывать для жителей соседних стран новые возможности удобного онлайн-шоппинга. Большое преимущество маркетплейсов – в широком ассортименте: выбор товаров на виртуальной витрине значительно шире, чем в обычном розничном магазине. Мы хотим укрепить нашу инфраструктуру в Армении, чтобы даже жители самых её отдаленных уголков могли заказывать онлайн.
Источник: CRE

 
Рядом постоят

Логистика на годы останется доминирующим фактором для рынка торговой недвижимости, ритейла и e-commerce, резюмируют собеседники CRE. «Рост интернет-торговли и электронной коммерции потребует развития эффективных логистических систем доставки товаров прямо к потребителю, – перечисляет Евгений Кузьмин. – Ритейлеры должны находить способы сокращения времени доставки, улучшения работы её служб и обработки возвратов товаров. Это может потребовать изменений в организации складских помещений и применения новых технологий, таких как автоматизированные системы сортировки и роботы для обработки товаров. Затем – начнётся оптимизация логистических сетей: ритейлеры и компании в сфере недвижимости будут стремиться оптимизировать расположение складов, дистрибуционных центров и розничных точек с тем, чтобы сократить время доставки товаров и повысить эффективность логистических операций».

Последнее может привести к изменению потребности в торговых площадях и напрямую влиять на спрос на коммерческую недвижимость. Эксперт выделяет и тренд на устойчивую логистику: спрос на «зелёные» практики будет расти даже на кризисном рынке. В частности, игроки будут искать способы сокращения выбросов углерода, эффективного использования транспорта и внедрения в логистические процессы «устойчивых» технологий.



иГРОКИ РЫНКА

Q1 Group

Ньюман Екатерина

Строительство

Q1 Group

NF Group

Фомиченко Константин

Консалтинг и брокеридж

NF Group

ACCENT CAPITAL

Корневич Анастасия

Инвестиции

ACCENT CAPITAL

Parametr

Манунин Александр

Девелопмент

ГК "ПИК"

NAI Belarus

Алешкин Андрей

Консалтинг и брокеридж

NAI Belarus

ACCENT CAPITAL

Кузьмина Светлана

Девелопмент

ГК "Ориентир"

Поделиться

91588

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

подпишись НА эксклюзивные новости cre