Макроэкономические показатели фиксируют рекордный рост товарооборота между Россией и Китаем год от года, напоминает Иван Починщиков, управляющий партнер IPG Россия. В 2023 году торговый оборот между странами достиг $240,11 млрд. (прирост в 26,3% по отношению к 2022): китайский экспорт в Россию увеличился на 46,9% и достиг примерно $110,97 млрд., а экспорт из России в Китай вырос на 12,7%, достигнув $129,13 млрд. «Такие данные приводит Главное таможенное управление РФ, – поясняет г-н Починщиков. – Очевидно, что отток зарубежных компаний из недружественных стран открыл перспективы для китайских инвестиций в различных направлениях: газохимия, нефтепереработка, машиностроение, сельское хозяйство, IT, недвижимость, транспортная инфраструктура. Но приход этих игроков в стратегически важные для России отрасли начался ещё до событий 2022 года. С 2014-2015 гг. Китай участвует в одном из крупнейших инвестиционных проектов России – «Ямал СПГ», в котором 20% акций принадлежат китайской корпорации CNPC, 9,9% – «Фонду Шёлкового пути». В 2015 году китайская компания Sinopec приобрела 10% холдинга СИБУР, годом позднее «Фонд Шелкового пути» также приобрел 10% СИБУРа. Цель сделки – крупный инвестпроект «Запсибнефтехим» в Тобольске».
Аналогичная ситуация – с китайскими инвестициями в недвижимости, перечисляет эксперт: в Санкт-Петербурге ещё с 2004 года Шанхайской индустриально-инвестиционной группой реализуется проект КОТ «Балтийская жемчужина»; в Москве в 2010-м стартовал проект бизнес-парка «Гринвуд» инвестиционной группой Чэньтун, в 2017-м инвестиционный фонд Fosun купил здание Военторга, в декабре 2021 года Huawei выкупил деловой центр «Кантемировский» в Санкт-Петербурге.
Прямая речь
Аналогичная ситуация – с китайскими инвестициями в недвижимости, перечисляет эксперт: в Санкт-Петербурге ещё с 2004 года Шанхайской индустриально-инвестиционной группой реализуется проект КОТ «Балтийская жемчужина»; в Москве в 2010-м стартовал проект бизнес-парка «Гринвуд» инвестиционной группой Чэньтун, в 2017-м инвестиционный фонд Fosun купил здание Военторга, в декабре 2021 года Huawei выкупил деловой центр «Кантемировский» в Санкт-Петербурге.
Прямая речь
Василий Григорьев, директор отдела исследований рынка CORE.XP:
- Активность китайских компаний в аренде или покупке площадей коммерческой недвижимости пока остаётся минимальной. В сделках офисной недвижимости их доля за 2022-2023 гг. в среднем составила чуть менее 1% от годового объёма спроса. Из крупных сделок можно отметить аренду более 4 тыс. кв. м компанией Chery офиса в БЦ «Метрополис» в I кв. 2023 г., далее в том же году компания расширилась ещё на 3 тыс. кв. м.
В сегменте торговых центров – выход на российский рынок двух китайских брендов: Anta Sports и Li-Ning – 5% от общего числа брендов, вышедших в 2022-2023 гг.
На складском рынке стоит отметить крупную арендную сделку компании Haier в PNK Парк Домодедово – 61 тыс. кв. м.
Источник: CRE
Мандариновый урожай
Китайский экономический экспансионизм называется мировым феноменом во многих отраслях, включая инвестиции, девелопмент, технологии, ретейл и логистику, констатирует Станислав Бибик, партнер NF Group. Однако, несмотря на активность китайских игроков на мировых рынках, их присутствие в России остается относительно скромным, поддерживает эксперт. Впрочем, по данным за 2022-2023 гг., доля всех иностранных инвестиций в коммерческую недвижимость России составила лишь 2,4%. «Пока влияние инвесторов из Китая на рынок коммерческой недвижимости РФ носит ограниченный характер, но в долгосрочной перспективе это может измениться – особенно в секторах, где китайские компании активны», – полагает г-н Бибик. Китайское присутствие растёт, скорее, на фоне интереса российских потребителей к товарам и услугам из Поднебесной, а также принципиальной готовности китайских игроков развиваться, добавляет Алексей Ефимов, генеральный директор IBC Real Estate. В контексте девелопмента же высокой активности нет, соглашается он с коллегами: это достаточно капиталоёмкий бизнес с довольно высокими рисками, продолжительным циклом и длительным сроком окупаемости.
В итоге эксперт выделяет лишь несколько китайских кейсов. «В 2022 году китайский деловой центр Парк Хуамин открыл в Москве новую пятизвёздочную гостиницу Soluxe Hotel Moscow на улице Вильгельма Пика – первый в России отель китайской гостиничной сети Soluxe, – перечисляет г-н Ефимов. – В перспективе, на фоне ухода с российского рынка многих международных гостиничных операторов, а также роста турпотока в условиях ограничений на выездной туризм и восстанавливающегося спроса, в том числе, среди китайских туристов, именно сегмент гостиничной недвижимости обладает хорошим потенциалом для китайских интересантов». «Историю китайских отелей в Москве логично отсчитывать с 1950-х и открытия на площади Маяковского (Триумфальной) гостиницы «Пекин», как символа недолгой дружбы между Советским Союзом и Китаем, установившими дипломатические отношения в 1949 году, – предлагает Михаил Аркинд, основатель Hotel Art Consulting. - Интересно, что в XXI веке первый китайский отель в европейской части бывшего Советского Союза открылся не в Москве, а в столице Беларуси — минский «Пекин», находящийся под управлением BTG-Jianguo Hotels and Resorts в этом году отмечает десятилетие. В Москве же на данный момент действительно реализован всего один стропроцентно китайский проект — пятизвёздочный Soluxe Hotel Moscow, о котором весь мир узнал, когда отель принимал Си Цзиньпина в марте 2023 года, спустя полгода после открытия. Ведущие мировые СМИ тогда особо акцентировали внимание на том, что председатель КНР и его многочисленная свита разместились не в одном из ближайших к Кремлю отелей, традиционных для государственных визитов, но именно в новом форпосте китайского бизнеса на северо-востоке Москвы».
Источник: пресс-служба сети ресторанов «CVC китайская кухня»
Под флагом Soluxe гостиница открылась после ухода с российского рынка InterContinental Group, напоминает г-н Аркинд. «И можно с уверенностью сказать, что только выиграла от запуска под китайским брендом — продукт Soluxe изначально позиционируется как гораздо более статусный, чем это могло быть в портфолио IHG под вывеской Crowne Plaza, – убеждён эксперт. – Но, если рассматривать исключительно «материковые» китайские бренды, то мы увидим, что у них вообще всё не так хорошо с международной экспансией, как, например, у флагманов luxury-сегмента, имеющих гонконгские корни, таких, как Mandarin Oriental, Peninsula и Shangri-La. В этом же контексте можно вспомнить и индийские Oberoi и Taj, а ещё — тайские Anantara. Китайскому брендовому люксу до сопоставимых масштабов глобального присутствия расти ещё очень долго. Вопрос в том, стоит ли перед китайскими отельерами в принципе задача экспорта собственных брендов или в приоритете инвесторов из Поднебесной так и останется фокус на инвестиции в существующие проекты разных регионов».
До введения полномасштабных санкций, скорее, можно было ожидать прихода на российский рынок одного из азиатских брендов, хорошо знакомых нашим же путешественникам, ведь китайские отельные бренды им практически неизвестны, добавляет Михаил Аркинд. Российские туристы в Китае обыкновенно выбирают отели из знакомых глобальных сетей, чем из местных. Сами китайцы — тоже большие фанаты брендов, и исключительно международных. По данным рейтинга Hurun Report-2023, в топе-10 любимых китайцами отельных luxury-брендов нет и намёка на патриотизм; вся десятка — международные сети. Тройка лидеров вполне ожидаема: Four Seasons, Ritz-Carlton и Peninsula родом из Гонконга. В топе-10 брендов люксовых бизнес-отелей того же рейтинга — девять мировых флагманов отельного рынка, и только седьмое место занимает местный Wanda. «Уже исходя из этого, расчёт на приход в Россию китайских отельеров под своих же туристов — в корне неправильный, — считает Михаил Аркинд. — Здесь нам, скорее, нужно переживать о том, что богатый китаец просто выберет другое направление для поездки, увидев, что в Москве, оказывается, больше нет отеля с дорогой его сердцу вывеской Ritz-Carlton. А вывеска Four Seasons – как бы есть, но на сайте бренда – вот незадача — отелей в России больше не значится. Если в России и стоит ожидать экспансии китайского гостеприимства, то, вероятнее всего, мы увидим в топовых локациях (Петербург, Сочи) новые отели бренда Soluxe, набирающего силу за счет флагманского объекта в Москве».
Источник: CRE
Солнце ещё высоко
Зато с 2021 года на московском рынке фиксируются стабильно высокие показатели спроса со стороны китайских компаний к сегменту офисной недвижимости – за данный период были реализованы свыше 22,5 тыс. кв. м офисных площадей, сообщает Алексей Ефимов. В прошлом году с участием китайских компаний состоялся ряд арендных сделок, крупнейшими среди которых стали упомянутая выше аренда автомобилестроительной компанией Chery 4,4 тыс. кв. м офисов в БЦ «Метрополис» (здание 2) и аренда производственной компанией TRANSSION 1,3 тыс. кв. м офисов в БЦ «Северное сияние».
Источник: IBC Real Estate
Кроме того, китайские инвесторы рассматривают российский рынок коммерческой недвижимости с целью покупки/девелопмента активов.
Но в итоге на офисном рынке Москвы крупнейшими инвестиционными проектами китайских девелоперов так и остаются бизнес-парк GREENWOOD, офисная площадь которого составляет 88,5 тыс. кв. м и деловой центр «Парк Хуамин», площадь офисов которого равна 20,4 тыс. кв. м, резюмирует г-н Ефимов.
Прямая речь
Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум»:
- Прежде всего, наш рынок переориентировался на китайские технологии: строительную технику, лифты, системы «умного дома», зарядки для электрокаров.
Один из крупнейших российских застройщиков – ГК «Самолет» – принял решение о закупке в Китае роботов, которые призваны ускорить и упростить процесс возведения домов.
А вот партнерство с китайским девелопментом, напротив, замедлилось, число амбициозных совместных проектов сократилось. Это связано с кризисом в строительной отрасли КНР. Ликвидация одного из ведущих китайских девелоперов Evergrande ведет к замедлению темпов роста кредитования застройщиков Китая, а также грозит стране репутационными рисками перед инвесторами.
Тем не менее, в рамках работы российско-китайской подкомиссии по строительству и городскому развитию на регулярной основе проводится обмен опытом между экспертами двух стран по широкому кругу профильных вопросов, создана площадка для экспертного взаимодействия в области строительства и реконструкции тоннелей, проводятся семинары по стандартам и системам профессиональной квалификации инженеров и архитекторов.
Источник: CRE
К «бумящему» сегменту складской недвижимости в последние несколько лет китайские игроки также проявляли достаточно умеренный интерес, сообщает Алексей Ефимов. Так, в 2023 году один из крупнейших китайских производителей сантехники G.Lauf решил разместиться в новой очереди Industrial City Коледино на площади 3 тыс. кв. м. Кроме того, китайский фулфилмент оператор TFS Global арендовал дополнительные 15 тыс. кв. м в индустриальном парке «Южные врата», расширив объем площадей до 21 тыс. кв. м. А производитель техники Haier закрыл одну из крупнейших сделок в 2023 году, подписав сделку BTS-аренды на 60 тыс. кв. м в складском комплексе «PNK Парк Домодедово». Ранее компания в основном использовала 3PL услуги. «В прежние годы интерес со стороны китайских игроков был достаточно умеренным (Cainiao Aliexpress, Huawei, Dongfeng Motor Corporation, Baizheng), но 2023 год всё-таки подтвердил растущую активность со стороны китайских компаний», – резюмирует г-н Ефимов.
Прямая речь
Ольга Благовещенская, юрист по оформлению недвижимости и земельных правоотношений, основатель и генеральный директор «МФЦУ Ольги Благовещенской», сопредседатель Конфедерации городов-комьюнити, автор и ведущая профильного YouTube-канала:
- В российских регионах, граничащих с Китаем, работают строительные бригады из Поднебесной, которые возводят объекты ИЖС, склады и другие постройки. Они обычно гарантируют заказчикам качество, оптимальные сроки, от одного месяца, использование нового оборудования.
Другая важная тенденция – постепенная замена строительных материалов европейского производства на азиатские, в частности,китайские, аналоги. Инфляция распространяется на все виды товаров, в том числе и на строительные материалы. Зарубежные становятся намного дороже, и не только из-за курса евро и доллара, но и из-за сложностей с логистикой, вызванных санкциями. В первую очередь дорожают европейские материалы. Для оптимизации стоимости строительства и восполнения продукции европейского производства происходит планомерная замена европейских комплектующих на эквивалентные, производства Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ну и ещё назову интересным трендом китайские модульные и контейнерные дома, одно- и многоэтажные недорогие конструкции под жилье, офисы и отели. Их сейчас привозят к нам готовыми из Китая, делают гостиничные комплексы или просто живут в них как в своих собственных домах. Срок службы такого модульного дома составляет от 5 до 20 лет, в зависимости от количества передислокаций.
Источник: CRE
А на сердце тайна
Два года в принципе слишком небольшой срок для того, чтобы китайские компании приняли решение о какой-либо сделке, парирует Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management. «Можно провести десятки переговоров с китайцами, и, казалось бы, не сдвинуться с мёртвой точки: всё дело в менталитете, который сильно отличается от европейского, – поясняет эксперт. – Из новых крупных проектов с участием китайской стороны, информация о которых появлялась в последнее время, можно было бы вспомнить обсуждение возможности строительства тоннеля через Керченский пролив; об этом написала The Washington Post. Но никакого официального подтверждения этой информации до сих пор не было. При этом, если верить информации журналистов, компания CRCC, которая должна была реализовывать проект, вообще просила держать информацию в тайне. И вот этот нюанс говорит многое о желании китайских компаний работать в России».
Даже сейчас китайские игроки при принятии решения о выходе ориентируются на те же факторы, что и европейские или американские инвесторы, уточняет Ольга Шарыгина. «Бизнес для них на первом месте, – продолжает эксперт. – То есть, скажем, в случае с автопромом – китайским производителям было выгодно заполнить освободившуюся нишу после ухода европейских и американских производителей. Но, в случае с капитальными инвестициями, рисков существенно больше – в том числе, и тех, что касаются вторичных санкций. В итоге если китайские бизнесмены и начинают какие-то новые проекты на российском рынке недвижимости, то, скорее всего, предпочитают держать эту информацию в тайне».
Источник: CRE
Прямая речь
Александр Стариков, партнёр архитектурного бюро Syntaxis:
- За последние годы Китай сделал гигантский рывок в развитии всех отраслей экономики, науки и бизнеса. Причем, речь идёт не только о количественных показателях, но и о качественных.
По факту, сейчас КНР во многом является второй экономикой мира, а где-то уже претендует на вполне обоснованное лидерство. Кроме того, как страна с развитой системой международного управления финансами и инвестициями Китай предпочитает осуществлять экспансию на внешние рынки при помощи капитала. Эта страна обладает достаточными ресурсами, чтобы нанимать местный персонал, менеджеров, заключать партнёрские взаимоотношения с локальными структурами на выгодных для себя условиях. Такая стратегия непрямого управления при помощи финансов и сложных систем договоров помогает быстрее адаптироваться к различным особенностям тех или иных рынков. Это позволяет ускорить многие процессы, избежать лишнего посредничества, более эффективно действовать в условиях незнакомого законодательства.
В контексте архитектурной работы и девеломента, например, данный подход означает более быстрый и корректный подбор персонала с нужными компетенциями и лицензиями, удобное проектирование, ускорение строительного цикла, а значит – и возврата инвестиций. И, по сути, все делается руками тех, кто разбирается в рыночной обстановке страны или города-контрагента. Восточный бизнес лишь задает вектор, и следит за соблюдением необходимых показателей. Подобное поведение могут позволить себе лишь страны с очень высокой степенью развития инвестиционных институтов и возможностями капиталовложений.
С другой стороны китайское государство и бизнес активно привлекают лучших и самых талантливых специалистов со всего мира для реализации строительных проектов самого разного толка: от чисто утилитарных типологий, до поражающих воображение чудес инжирного искусства и передовой архитектуры. Темпы экономического, социального и технологического развития этой страны вкупе с международными амбициями не могли не привести к появлению десятков потрясающих воображение работ от самых известных мастеров современности. У Китая есть и желание, и финансовые возможности на реализацию таких проектов, привлечение армии экспатов. В Пекине, Шанхае и Макао количество запоминающихся зданий настолько велико, что даже просто магазины книжной сети Zhongshuge-Dujiangyan могут претендовать на статус вау-кейсов, не говоря о более крупных объектах.
Резюмируя: стратегия КНР на рынке недвижимости и строительства заключается в том, что вне своих границ они в большей степени действуют при помощи финансовых инструментов и механизмов партнёрства с локальными игроками. Внутри же, напротив, стремятся привлечь лучшие кадры, технологии и ресурсы для развития собственного рынка, городов, воспитания сильных местных талантов. Не думаю, что в ближайшее время мы увидим множество новых брендов, проектов и китайской эстетики в России, а вот больше инвестиций, схем партнерства и коллабораций, вполне.
Источник: CRE
Поедем и помчимся
По данным «Открытие авто», в 2023 году в России открылось рекордное количество автосалонов китайских брендов – более 300 точек, всего на территории России открыто более 900 шоу-румов. «Лидер – группа Chery с брендами Exeed и Omoda, к которым мы уже привыкли, – сообщает Иван Починщиков. – А вот новичков придётся изучать: только согласно данным Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», за 2023 год на рынке России появились девятнадцать китайских автобрендов. Та же Chery вывела на рынок несколько суббрендов: Jaecoo, Jetour и Kaiyi, концерн Dongfeng запустил три суббренда: BAIC, VOYAH и Forthing; также на дорогах России появились автомобили Livan (совместный суббренд Geely и Lifan), электромобили Ora (входит в концерн Great Wall Motors), Skywell, SWM (совместный проект Shineray Group и Brilliance Auto Group), Honqgi (входит в FAW Group), LiXiang, Haima (проект FAW Haima и Hainan Holdings), Jetta (совместный проект Volkswagen Group и FAW), Wey (концерн Great Wall Motor), Aito (совместный проект Huawei и Chery), Rising (суббренд концерна SAIC представила компания AGR Automotive Group), Venucia (совместный проект концернов Dongfeng и Nissan). По сложившейся практике, китайские автодилеры продают машины российским салонам, но ещё в 2023 году прошла новость, что китайский автодилер Meilin Auto самостоятельно вышел на российский автомобильный рынок, и планирует напрямую ввозить дорогие электромобили из Китая по параллельному импорту. Открытие шоу-рума в Москве намечено на лето 2024 года». «Столько китайских автомобилей, столько новых марок их автопрома, о которых мы ранее и не догадывались, и слыхом не слыхивали, – соглашается Андрей Алёшкин, партнёр, исполнительный директор, NAI Belarus. – Geely Holding Group, конечно, в фаворитах. И, если раньше мы следили по новостям, как компания поглощала, например, Lotus Cars, Volvo Cars, то теперь сами активно пользуемся продукцией автопрома группы под различными брендами».
Достаточно посмотреть на городские улицы, а также на данные Автостата, согласно которым наибольший объем продаж легковых автомобилей после Lada сегодня в России приходится именно на китайские марки, поддерживает Артем Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России. Схожая ситуация – на рынке коммерческого транспорта. Согласно статистике Минпромторга, в прошлом году объем продаж грузовиков таких брендов, как SITRAK, SHACMAN и FAW, составил почти 40% от общего объема, причем доля первой марки достигла 20%, обогнав при этом КАМАЗ с 16%. «В FM Logistic мы тоже пополнили корпоративный флот китайскими марками, как в грузовом, так и в легковом сегментах, – продолжает эксперт. – На выбор повлиял комплексный анализ множества факторов, включающих доступность, технические характеристики, стоимость покупки и эксплуатации автомобилей. Также во многих отраслях происходит ощутимое замещение китайскими брендами оборудования в сфере ИТ. Причины те же – сложности при приобретении продукции западных производителей и ее завышенная стоимость.
Источник: CRE
В остальном, конечно, пока преждевременно говорить о полном переходе на «все китайское». Большинство видов складского оборудования, например, имеет достаточно длинный срок амортизации, и экземпляры привычных брендов всё еще успешно выполняют свои функции, а конкуренцию им начинает составлять, в том числе, производимое в России оборудование».
Пока же на днях президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов пожаловался на «крайне агрессивную ценовую экспансию со стороны импортируемых автомобилей китайских брендов». По его словам, они «не заинтересованы и не видят стимула в локализации производства в России».
Прямая речь
Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners:
- Возможно, всё и будет вокруг китайское, но что-то мне подсказывает: достигаться это будет не совсем теми способами, на которые рассчитывают оптимисты.
Если оставить в стороне культурные особенности и традиции, то китайские друзья никогда и не скрывали свои приоритеты: производство и максимально глубокая переработка сырья должны осуществляться в Китае, на экспорт – только готовая продукция. В результате такой подход обеспечивает концентрацию прибыли, занятости, налогов, технологий именно в Китае. В этой экономической модели России отведена довольно скромная роль – рынок сбыта 4-5% совокупного товарного экспорта КНР.
В девелопменте говорить о каких-то чрезвычайных успехах тоже не приходится, если оставить в стороне чисто политические проекты, то у меня на слуху только «Балтийская жемчужина» и деловой чайна-таун на пересечении МКАД и Ленинградского шоссе. Видимо, также сказываются различия в культурных особенностях, деловых традициях. Ну и, несмотря на «дружбу», – до сих пор сохраняющийся официальный статус КНР как «миграционно-опасной» нации.
Источник: CRE
Китайская грамота
Гораздо слабее и осторожнее – проникновение на российский рынок других китайских ритейлеров, констатирует Иван Починщиков. «На 2024 год планируется открытие молодежного бренда Semir и детского Balabala (владельцем является компания Zhejiang Semir Garment Company Limited), – перечисляет эксперт. – Конечно, в 2022-2023 гг мы видели несколько открытие офлайн-магазинов, например, бренд одежды Li-Ning. Впрочем, слабое проникновение в оффлайн-сегмент торговли было предсказуемо, поскольку в Поднебесной очень развита культура e-commerce. Очевидно, что в итоге китайские бренды, в первую очередь, интересуются российскими маркетплейсами, которые предоставили им все возможности для выхода. В сентябре 2022 года Ozon, например, запустил партнёрскую доставку товаров из Китая, в декабре 2023-го Wildberries начал работать с производителями и продавцами из Китая. И уже в январе этого года на последней площадке было зарегистрировано более 100 китайских продавцов».
В Авито корреспонденту CRE также сообщили, что спрос российского бизнеса на деловые услуги по работе с посредниками и партнёрами в Китае вырос в 1,5 раза. Больше всего он увеличился в Саратове (в 3,2 раза), Волгограде (+195%), Барнауле (+170%) и Сочи (+161%). При этом, по абсолютным показателям в услугах специалистов из Китая больше всего заинтересованы бизнесмены из Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара.
В свою очередь, интерес к деловым переводам с китайского языка в период с марта 2023-го по март 2024-го вырос на 75%.
Спрос же на услуги грузоперевозок из Китая увеличился на 20%. Среди крупных городов, потребность в крупногабаритной доставке товаров из Китая за последний год сильнее всего выросла у бизнесменов Ростова-на-Дону (+212%), Омска (+174%) и Нижнего Новгорода (+164%). В Москве и в Санкт-Петербурге спрос на такие услуги увеличился на 9% и 34% соответственно с марта 2023-го.
Источник: CRE
Ярмарка тщетности
«В 2022 году были большие ожидания скорейшего выхода китайских, турецких брендов – на замену ушедшим западным игрокам, – вспоминает Ирина Чернавина, эксперт по недвижимости. – Переговоры, начавшиеся еще 2022 году, показали, что китайские марки представлять свою продукцию на российском рынке готовы, но только через дистрибьюторов. То есть – рассматривают нас пока как рынок сбыта. А вот тратить ресурсы на выход в новую страну, открытие магазинов, обучение персонала, продвижение, и главное – адаптацию товара для российских покупателей, не были готовы как в 2022 году, так и сейчас. Их можно понять. У этих марок сформирован продукт для 1,4 миллиарда человек со своими лекалами, трендами и сезонностью, и вкладываться в переработку всего, чтобы одеть 140 миллионов, выглядит не так заманчиво. Ну и напомню, как в своё время выходили на российский рынок многие западные бренды. Они ведь, как и китайцы, работали через франчайзинг, и только после того, как дистрибьюторы сформировали сеть по всей стране, завоевали лояльность покупателей, которая отражалась в хороших ТО, западные игроки, забрав франшизу у партнёров, зашли сюда сами. Первый магазин Zara тоже был открыт по франшизе, которую получил на Москву «Стокманн». Поэтому здесь вопрос: кому из российских компаний интересно взять такую франшизу, представлять китайские бренды, но главное – готовы ли они за свой счёт продвигать чужой бренд. Тем более, сейчас, когда настолько качественно выросли российские марки. Быть может, пришло время, чтобы жители других стран мечтали, чтобы к ним вышли российские бренды?». «Но и сказать, что присутствие Китая, его компаний и товаров низкое, тоже будет неверным, – размышляет Андрей Алёшкин. – Оцените основную массовую телефонию, зайдите в супермаркеты бытовой техники и электроники: made in China – сплошь и рядом. Конечно, раньше Китай был мировой швейной фабрикой, да и теперь не совсем утратил этот статус. Но вот назовите хоть один популярный в народе китайский по происхождению бренд («Абибас» в расчет брать не будем)? И вот в этом как раз большая разница в стратегии, скажем, c Турцией, которая тоже мощная мировая швейная фабрика, но при этом покоряет рынки и вполне раскрученными, узнаваемыми и популярными брендами. Почему не идёт по этому пути Китай? Соглашусь, что отчасти из-за огромного внутреннего рынка, на который априори и заточены локальные бренды».
В свою очередь, в Белоруссии китайский бизнес на различных уровнях представлен давно и широко, а большинство проектов имеет историю более, чем завязанную на последние два года. Так, компания «Мидеа-Горизонт» работает с 2007 года, производит свыше 1 млн. СВЧ-печей и водонагревателей ежегодно, перечисляет Андрей Алёшкин. В 2023 году началась модернизация производства, готовится цех площадью до 25 тыс. кв. м для производства новых линеек встраиваемой кухонной техники, включая премиальный сегмент; планируемые объёмы – свыше 3 млн. единиц в год.
Источник: CRE
Завод «БелДжи», выпускающий автомобили, работает с 2013 года. Мощности позволяют выпускать до 120 тыс. автомобилей ежегодно. Пока самый большой годовой объем производства составил около 30 тыс., так что есть куда расширяться. «Ну и что касается инвестиций: самый масштабный проект – конечно, индустриальный парк «Великий камень», реализуемый в Минской области на площади свыше 11 тыс. га, – напоминает эксперт. – В июне этого года исполнится 10 лет с начала строительства объектов и инфраструктуры на территории парка. Основным инвестором и партнёром с китайской стороны выступает «Китайская корпорация инжиниринга CAMC (CAMCE)». Сейчас здесь зарегистрировано свыше 130 компаний-резидентов; 50 компаний реально работают и выпускают продукцию, создано более 3 тыс. рабочих мест. И дальше объёмы будут только нарастать, поскольку до 2030 года планируется развитие производственной и логистической инфраструктуры, а также общественной и жилой функции. В целом, проект будет развиваться до 2062 года. Ну и нельзя не сказать о «народном» бизнесе: за последние два года существенно поменялось «лицо» минского общепита. Лидерами по новым открытиям стали кафе восточной кухни, а среди них – объекты, предлагающие как раз китайскую. Они садились всюду: и в помещениях бывших корпусов заводоуправлений, и в помещениях в центре, где до этого были респектабельные рестораны, но, пот тем или иным причинам, приказавшие долго жить. Словом, Китай и китайское в нашей жизни –сплошь и рядом и без него, похоже, уже никак не обойтись».
Прямая речь
Юрий Аксенов, партнёр, Orchards:
- Если ориентироваться на данные таможни КНР, то Китай экспортировал в Россию в 2023 году товаров на 110 млрд. долларов: в основном речь идет о поставках готовой продукции – легковых автомобилей, строительной техники, бытовой электроники. Для сравнения: за тот же период совокупный китайский экспорт в США и страны ЕС составил свыше 1 трлн. долларов. Приведенные цифры говорят сами за себя: пока что рынки «коллективного запада» для Китая выглядят куда привлекательнее российского, особенно на фоне сообщений о замедлении роста китайской экономики.
Что касается импорта из России в Китай, то свыше 70% приходится на природные ресурсы: нефть и газ (при этом сведения о цене и размере дисконта не раскрываются), в то время, как поставки той же продукции российских металлургов снизились в 3-4 раза.
В общем, пока что Китай демонстрирует сдержанную позицию. Да, он активно заполняет сегменты потребительского рынка, освободившиеся после ухода «западных» брендов, как это произошло с автопромом, но отнюдь не стремится локализовывать производство или предоставлять доступ к перспективным технологиям. Характерные примеры 2023 года – 22-е место Китая по прямым инвестициям в российскую экономику (2,5 млрд. долларов, из них около половины – инвестиции в недвижимость) и отказ КНР от дальнейшей работы с Россией по совместному проекту широкофюзеляжного самолета. Осторожность КНР обусловлена как множащимися санкционными рисками, так и относительно небольшим размером российского рынка в сравнении с США, ЕС или АСЕАН.
Однако и перспективы инвестиционной экспансии Китая в качестве «старшего партнера» тоже вызывают определенные опасения: используемые, например, КНР схемы финансирования проектов в странах Африки под высокий процент с обеспечением в виде залога активов и будущих поступлений от экспорта товаров зачастую рассматриваются как «долговая ловушка».
Источник: М.Видео
Единственная победа Китая в 2022-2023 гг. на российском рынке – в поставках автомобилей, как легально, так и по серым схемам, поддерживает Дмитрий Томилин, генеральный директор компании «Этерна», эксперт в области управления торговой недвижимостью. «Тут они сильны, и уже присутствуют во всех региональных центрах, – соглашается он с коллегами. – Кстати, в Китае часто первые этажи моллов заняты шоу-румами с автомобильными брендами. И первое, что мы со временем увидим у себя – именно такую картину: китайские автомобили на первых этажах большинства наших ТЦ. Единичные примеры уже есть, и вот этот тренд куда более реальный и заметный, чем бутик с одеждой китайской марки. В остальном же просто перечислю: открылся магазин китайского производителя спортивной одежды, обуви и аксессуаров ANTA; в первом полугодии 2024 ожидают открытий и развития структуры бизнесмена Вячеслава Шикулова – партнера международных марок Samsonite, Guess и Boggi; планируются открытия магазинов Semir и Balabala в топовых торгово-развлекательных центрах Москвы (предварительно в “Авиапарке”, “Меге”). Эти бренды входят в портфель китайской компании Zhejiang Semir Garment Company Limited, крупнейших производителей одежды в Китае. Но в Москве площадь Semir не будет превышать 300 кв .м, Balabala – 150-200 кв. м. В «Петровском пассаже» уже состоялась презентация коллекции Eleventy; этот китайский бренд работает в сегменте модной люксовой одежды и открылся на месте бутика Prada в двухэтажном пространстве на площади почти 500 кв. метров в ГУМе. Напомню, что также китайской группе принадлежат немецкий бренд женской одежды премиум-класса Laurel и люксовая итальянская марка Eleventy (открылись в ТЦ «Петровский пассаж» и ГУМе). Группа Ellassay (эксклюзивным дистрибьютором которой на территории РФ является Bosco), в течение 2024 года откроет в РФ 15 бутиков люксовых брендов одежды (не менее пяти магазинов на каждый бренд – Ellassay, Laurel и Eleventy)».
Прямая речь
Александр Перемятов, президент Magic Group, создатель SLAVA concept:
- Мы как раз не говорили, что «всё будет китайским». Мы говорили, что китайские игроки очень аккуратно и осторожно взвешивают перспективы выхода на наш рынок. И, если посмотреть на географический вариант экспансии, то для Китая приоритетным действительно является внутренний рынок, а далее – расширение именно по брендам в сторону платежеспособных рынков Тихоокеанского региона и арабского. Россия – увы, точно не в первых рядах.
Но, зная долгосрочную стратегию Китая, можно провести параллель с выходами в бывшие страны СНГ. Если взять ТЦ в Киргизии, скажем, то там количество китайских брендов, особенно в сегменте спорт-кэжуал, очень велико. Фактически идёт обкатка среднего между китайским и российским потребителем, и после этого уже будет точно планироваться выход на российский рынок.
Пока временной лаг есть у не китайских претендентов на площади в РФ. Но, как только Китай выйдет, их ритейл может задавить любую концепцию. Возьмем аналогичный пример – что делает Китай сейчас на рынке электромобилей? Одна из корпораций BYD устраивает массовый ценовой демпинг для того, чтобы занять весь рынок, точнее, забронировать его под себя. То же самое может случиться с любым ритейлом. Инструментами станут и ценовой демпинг, и большие инвестиции на вход, которые вытеснят других претендентов. Больше всего тут, конечно, рискуют наши монобренды: «Снежная королева», «Глория Джинс», «Леди и джентльмены», Мелон Фэшн Групп – потому что эти компании занимают самые большие площади, и первыми же окажутся на пути китайских конкурентов.
Источник: CRE
Выставочный зал
Зато китайские игроки, как никогда, заметны на различных отраслевых российских выставках. «Участие не просто увеличилось, оно утроилось по сравнению с допандемическим периодом, – рассказывает Анна Гончарова, коммерческий директор Gefera Media. – На международных выставках экспозиции из Китая демонстрируются в формате национальных павильонов. Такая стратегия позволяет участникам из КНР не только эффективно презентовать товары и услуги на международной арене, но и компенсировать значительную часть расходов. В некоторых случаях, особенно в специализированных отраслях, китайские национальные павильоны могут занимать значительное положение на выставке, что говорит о взаимной выгоде и интересе как со стороны участников, так и посетителей. Конечно, в контексте текущей экономической ситуации в России возникает насущная потребность в поиске и привлечении новых партнеров и поставщиков, способных заместить ушедшие с рынка компании. В этой связи, Китай представляет собой особо привлекательное направление для сотрудничества. Страна обладает широким спектром технологий, продукции и услуг в самых разнообразных отраслях, от производства до высоких технологий, что делает ее отличным партнером для российского бизнеса в стремлении к укреплению и развитию отечественной экономики. В частности, мы видим большой спрос на участие в автомобильных проектах и индустрии производства одежды».
Конкретно для выставочного бизнеса китайское присутствие, очевидно, выигрышно тем, что даёт возможность представить более диверсифицированную экспозицию, помогая посетителям напрямую выйти на проверенных китайских производителей и поставщиков и найти альтернативные решения, необходимые в переходный момент, уточняет эксперт. «Мы, например, являемся эксклюзивным оператором китайских национальных проектов – выставки потребительских товаров China Commodity Fair и выставки промышленного оборудования China Machinery Fair, которые в этом году, наконец, после смягчения ковидных ограничений в Китае, прошли в полноценном очном формате и вернулись к своим допандемическим показателям, – продолжает г-жа Гончарова. – В 2024 году мы также ждем увеличения по этим направлениям, поскольку получили хорошую обратную связь от китайских партнеров — здесь традиционно наиболее представленными продуктовыми группами выступают товары для дома, бытовая техника и электроника; а со стороны промышленности – зафиксировали интерес к сельскохозяйственным интеллектуальным решениям и упаковочному оборудованию».
Прямая речь
Ангелина Цой, соучредитель сети ресторанов «CVC китайская кухня»:
- В России стали появляться очень качественные и красивые электромобили. Несколько лет назад я была на стажировке в Китае, и уже тогда поразил размер китайского автопрома: они приглашали в разработчики новых автомоделей крутых инженеров из Южной Кореи, Германии, Японии, отправляли учиться своих студентов в лучшие мировые технические вузы, и сейчас, в хорошем смысле, пожинают плоды и занимаются уже экспансией мировых рынков.
В свою очередь, к нам (у нас – несколько аутентичных китайских ресторанов в Москве, а китайцы очень консервативны в еде), стали приходить больше китайских бизнесменов и «офисников», работающих в столице.
Источник: М.Видео
«Представленность китайских брендов в России просто взлетела – это можно отследить даже по экспозициям Международной выставки оборудования и технологий для хлебопекарного и кондитерского рынков, которая прошла с 19 по 22 марта в Москве, – соглашается Юлия Митяева, директор выставки Modern Bakery/Confex. – Хотя, если вспомнить экспозиционную часть прошлых сезонов, то всю 29-летнюю историю Modern Bakery широко были представлены именно европейские марки – из Италии, Германии и других стран. Китайские же присутствовали в весьма скромном количестве – одна-две компании, и, главным образом, это были мировые лидеры по производству дрожжей и других продуктов ферментации, один из которых – китайский игрок с производственными мощностями в России Angel Yeast Co., Ltd. Сегодня же мы видим реально десятки компаний из Китая, которые заходят на российский рынок – причем, не столько с отдельными продуктами, но и с готовыми решениями для целых производственных циклов и экосистем. Другое дело, что рынок производства хлебобулочных и кондитерских изделий устроен так, что в один момент интегрировать целиком новую линию проблематично: слишком много технологических нюансов, настраиваемых годами».
В итоге пока российские профильные бизнесы остаются на ранее закупленном европейском оборудовании. При этом, работая в тесной связке с дистрибьюторами производственных мощностей, они постепенно испытывают и новое для себя китайское, оценивают и дают обратную связь. «Пересесть на китайский автомобиль всё же легче, чем полностью перейти на китайское оборудование и сырьё в таком сложном производстве, где все должно быть выверено: ингредиенты, температурный режим, продолжительность каждого из этапов приготовления, – поясняет Юлия Митяева. – Замена одного звена в этой огромной производственной цепи может пустить под откос тонны продукции».
Ключевым сдерживающим фактором для всех китайских игроков в ближайшее время останутся антироссийские санкции, резюмирует Иван Починщиков. Эксперт, впрочем, очень рассчитывает на то, что ситуация с китайским бизнес-присутствием в России всё-таки начнёт меняться, в первую очередь – за счет развития на территории РФ производственного сектора Китая.