Для кого мы строим?

Каким будет потребитель разных форматов недвижимости через 10 лет? Как будут выглядеть офисы, склады, ТЦ в 2034 году? - Чтобы дать ответы на эти вопросы и бросить свежий взгляд на привычную повестку, нужно было изменить формат, состав спикеров, подход к самой подготовке. В Москве состоялось мероприятие Who are we building for/Для кого мы строим. 
830
Изображение взято из источника: CRE
6 июня, в отеле Swissôtel Krasnye Holmy Moscow состоялась конференция Who are we building for/Для кого мы строим. Сказать, что это конференция наверное можно, но сам по себе формат скорее соответствует слову семинар. Рассадка по залу с импровизированными партами, расходящимися концентрическими кругами от сцены - это первая отсылка к студенческим годам и лекторию. Второй отсылкой стало начало мероприятия - лекция футуролога. 



Владимир Кишинец К.ф.н., координатор "Ассоциации футурологов", рассказал, о своем предмете. Стоит отметить, что по словам Владимира, футурология - это наука о человеке, и она по определению не может быть точной. Потребность в футурологии, как части прогнозирования, возникает в определенные исторические моменты: во время масштабных потрясений и в преддверии серьезных технологических прорывов. По словам эксперта, в целом, человечество движется к бессмертию/ значительному продлению жизни, что неизбежно приведет к сокращению рождаемости. Из более близких прогнозов, искусственный интеллект полностью захватит киноиндустрию и заменит "капризных кинозвезд", а строящиеся павильоны можно будет использовать, например, как складские помещения.



Сразу после лекции по футурологии началась первая сессия, также посвященная людям. В обсуждении портрета потребителя будущего приняли участие антропологи, урбанисты, культурологи. Модератором выступила Инна Крылова, руководитель департамента спецпроектов, ГК "Голутвинская слобода", директор "Школа наследия", куратор "Экспертный совет по промышленному наследию", историк, культуролог.

Антропология актуальна как никогда, поскольку мир быстро меняется, считает Михаил Алексеевский, руководитель "Центра городской антропологии", КБ Стрелка. Основным трендом эксперт называет шеринг, по его словам, новое поколение предпочитает отказ от владения вещами, и кроме привычного шеринга самокатов и автомобилей, нас ждет шеринг одежды. 

Луиза Улановская, преподаватель программ МВА в РАНХиГС, ФУ и ВШБ ВШЭ, основатель Lanska group, отмечает, что поколение "зэт" голодно до живого общения, поэтому офисы должны быть гибкими и трансформируемыми, а также включать достаточное количество общественных пространств. Еще один тренд - это ЗОЖ и природа, при этом природа должна быть "удобной" - не с комарами и клещами в палатке, а с ухоженными дорожками, беседками в шаговой доступности. Большая проблема сейчас - это нежелание молодежи работать в секторе реальной экономики, выбор креативных направлений. И это проблема, решения которой пока нет.

Уделять большее внимание городской среде предлагает Кирилл Пузанов К.г.н., руководитель "Высшей школы урбанистики" ВШЭ. Онлайн-ритейл уже определяет облик района. Так, торговые центры становятся шоурумами, а настоящими центрами притяжения для жителей становятся ПВЗ. Район должен быть удобным, как для горожан, так и для курьеров, для которых нужно предусматривать места, в том числе, в офисных центрах. Для бизнес-центров центральная локация уже не является важной, - считает Кирилл.

Анна Носова Архитектор, градостроитель, специалист в области территориального развития, основатель ООО "Простор", призывает правильно использовать существующие объекты - создавать синергию среди арендаторов, давать возможность для самообучения. Набирает обороты тренд на появление нишевых сообществ, и предсказать, какие именно появятся, сложно.

Экологический тренд никуда не исчезает, - говорит Иван Бугаев основатель и арт-директор Bugaev Parks&Gardens. А это значит, что ландшафтный дизайн в проектах будет не менее востребован, чем внутренняя организация офисных и торговых пространств. В мечтах девелоперов ландшафт должен зарабатывать, но это не очень-то возможно, поэтому приходится идти на компромиссы. 

В завершение сессии, Инна предложила спикерами блиц-опрос: в двух словах описать потребителя поколения "зэт":

- проактивный и социально ответственный;
- более требовательный;
- неравнодушный, готовый менять среду вокруг себя;
- рациональный, но эмоциональный, цифровизированный, но ценящий офлайн;
- эмоциональный и эмпатичный.

Молодежь в зале не со всем согласна. Например, глобальные проблемы волнуют их по остаточному принципу - когда нет своих финансовых и бытовых проблем.



На этом первая сессия подошла к концу, а после перерыва стартовала вторая, в которой собрались практики строительства офисных, складских и торговых объектов. Модератором выступила Наталья Иголкина, директор по маркетингу Raven Russia.



Александр Никишов, управляющий директор ХСА, говорит, что проекты light industrial должны быть инфраструктурными, а пространства - трансформируемыми, чтобы способствовать возникновению у людей новых идей. Старые заводские помещения не способствуют этому. Кроме спортивной и социальной инфраструктуры, проекты должны включать и цифровую.

Говоря об офисах, Сергей Баранов, директор по коммерческой недвижимости AFI Development, напоминает, что офисная недвижимость очень разнообразна, и можно называть офисы А-класса, построенные десять лет назад, неактуальными, но не стоит забывать, что большое количество людей до сих пор работает в совсем старых объектах так называемого "ржавого пояса". Проекты КРТ будут рождать самые разнообразные офисы в самых разных локациях.

Алена Умбетхалиева, руководитель направления аренды и концепции коммерческой недвижимости PIONEER, напоминает, что время - это главный ресурс. Поэтому компания делает упор на многофункциональность проектов - создание возможности жить, работать и отдыхать в одной локации. 

Близость к центру все еще важна для офисов, - считает Евгения Борзова, руководитель управления коммерческой недвижимости FORMA. Здесь играет роль доступность сложившейся инфраструктуры, достопримечательностей, культурных объектов. Несмотря на тренды шеринговой экономики, 80% офисов девелопера покупаются под собственные нужды. Кстати, преобладает покупка "для себя" и в проектах ХСА.

Максим Карбасникофф, директор по управлению недвижимостью ADG Group, настаивает на социальной функции торговых центров. Нужно работать на комьюнити, местную аудиторию, чтобы объекты становились центрами притяжения.

Спикеры сессии отмечают, что нужно развивать новые форматы: доходные дома, апарт-отели и даже капсульные отели для животных.

Стоит отметить, что в этой сессии много времени уделялось мнению молодого поколения. Так что же нужно в офисах поколению "зэт"? Во-первых, близость к центру все еще актуальна, во-вторых, нужны возможность выйти на воздух и найти тихое место, в-третьих, доступ к гастрономическим проектам. А вот современная архитектура из стекла и бетона молодежь не привлекает. Вопрос шеринга - тоже спорный: если есть возможность купить свою машину, то это предпочтительнее шеринга. С чем эксперты и молодежь согласны, так это с необходимостью в проектах зеленого благоустройства.



На этом мероприятие завершилось. Выяснили ли мы, для кого мы строим, и какими будут объекты коммерческой недвижимости будущего? И да, и нет. Экологичность и гибкость - определенно в тренде, а шеринг и децентрализация - не факт, время - главный ресурс, но это не означает, что жить и работать в одном месте - удобно. И все же не стоит забывать, что люди разные даже в одном поколении, а поколение "зэт" - не будет единственным ни сейчас, ни через 10-20 лет. Сейчас на рынок выходит много разных проектов офисного и складского сегментов, перестраиваться и реновироваться будут многие ТЦ. Предложение становится все более разнообразным и ориентированным на разные тренды, что позволит удовлетворить самый широкий круг потребителей.

Генеральный партнер: Raven Russia
Отраслевой партнер: Industrial City
Партнер: Commonwealth Partnership, FORMA, Bugaev Parks&Gardens

Коментарии (0)


Поделиться

95137

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: В номере всесторонне рассмотрены самые горячие темы нынешнего лета. И самая «жаркая» из них, безусловно, - завершение программы льготной ипотеки. Стоит ли ждать на рынке коммерческой недвижимости «варягов» из жилого сектора или же те останутся при своем интересе? Не менее обсуждаема и тема новой классификации офисной недвижимости. В Москве она стала фактом, а регионы ждут...

подпишись НА эксклюзивные новости cre