Битва из Москвы

Московские девелоперы коммерческой и жилой недвижимости продолжают смотреть в сторону регионов во всех сегментах – от офисов, складов, торговых центров, отелей, апартаментов, МФК до ритейла и ресторанного бизнеса. Однако по-настоящему громких выходов по-прежнему очень немного. Среди причин называются не только и не столько сегодняшние дорогие деньги, но сохраняющиеся для «чужаков» административные и другие барьеры. При этом «родные», региональные девелоперы коммерческую недвижимость и смешанные форматы строят не только мало, но – зачастую устаревающие ещё на стадии котлована. Эксперты CRE обсуждают, так ли уж велика пропасть между условными «столичными» и «провинциальными» компетенциями, и в какие регионы стоит выходить, несмотря ни на что.

Текст: Евгений Арсенин
 
#региональныйдевелопмент
#инвестиции
#региональныеинвестиции
#инвестициивкоммерческуюнедвижимость
#creинвестиции
#кудавложиться
#кудапойтистроить
#стритритейл
#офисы
#торговаянедвижимость
#апартаменты
#склады
#индустриягостеприимства
#земля
#промышленныепарки
#lightindustrial
1836
Битва из Москвы
Изображение взято из источника: CRE

Эксперты публикации:
 

Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development
Жанна Махова, директор по продукту MR Group
Елена Тарасова, коммерческий директор Plus Development
Юлия Шмидт, генеральный директор сети отелей Vertical
Светлана Бардина, директор департамента продаж жилой недвижимости ГК «Сумма элементов»
Резеда Садритдинова, коммерческий директор «Ритейл Парк 1»
Константин Анисимов, директор по маркетингу Fashion House Group
Борис Мезенцев, операционный директор, MD Facility Management
Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и партнёры».
Денис Литвинов, управляющий партнер Land Law Firm
Владимир Лящук, заместитель директора отдела исследований рынка CORE.XP
Иван Починщиков, управляющий партнер IPG Россия
Евгений Саурин, руководитель проектов департамента стратегического консалтинга IBC Real Estate
Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер IBC Global
Марина Толстошеева, эксперт в области управления недвижимостью и развития бизнеса
Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis
Сергей Труханов,  руководитель архитектурного бюро T+T Architects
Катерина Истомина, директор по развитию KASKAD Недвижимость

 

В торговой недвижимости, например, исторически почти все крупные объекты в регионах построены/принадлежат условным москвичам, и для некоторых сегментов ситуация с активностью неместных интересантов определённо не нова, указывает Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и партнеры». В частности, за пределы Москвы и Петербурга не первый год пытаются идти застройщики «бумящих» в обеих столицах апарт-отелей и коворкингов. «Да, громких выходов на региональные рынки по-прежнему немного, но главная причина, препятствующая инвестициям – высокая стоимость капитала: сейчас деньги действительно дороги, что затрудняет финансирование новых проектов, – считает Константин Анисимов, директор по маркетингу Fashion House Group. – Высокие процентные ставки и ограниченный доступ к кредитам усложняют реализацию крупных девелоперских проектов, особенно в регионах, где окупаемость может быть дольше, чем в Москве. На втором месте – реально высокие административные барьеры: для «чужаков» сохраняются определенные трудности при входе, есть сложности с получением разрешений и согласований».

С одной стороны, трендом последних лет на строительном рынке являются сокращение градостроительных процедур и общее повышение прозрачности взаимоотношений между публичными субъектами и застройщиками, делится Денис Литвинов, управляющий партнер Land Law Firm. С другой – очевидным остаётся тот факт, что вход иногородних застройщиков в крупнейшие города России (всё начинается, в первую очередь, с Москвы и Санкт-Петербурга) без негласного разрешения, полученного на самом высоком уровне руководства города, невозможен. «Да, в регионах к девелоперам-«москвичам» могут относиться не слишком хорошо, – поддерживает Юлия Шмидт, генеральный директор сети отелей Vertical. – Это связано зачастую с тем, что местные игроки считают: мы сами обладаем ничуть не меньшей экспертизой, чем москвичи и петербуржцы. Впрочем, по нашему опыту, они крайне заинтересованы в новых технологиях и современных продуктах, если, снова же, видят в них выгоду. И в случае с региональным бизнесом, особенно крупным и с вероятностью множества рисков, лучше, конечно, выходить в новый регион с местным партнером. Так делаем и мы, реализуя проекты девелопмента гостиниц в регионах».

 
Как получить полный доступ к публикации?

Поделиться



журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre