Александр Никишов, управляющий директор ХСА,
Станислав Бибик, партнёр NF Group,
Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners,
Ирина Жарова-Райт, президент AREA,
Андрей Захаров, основатель ООО «Новактив»,
Алексей Чумалов, генеральный директор Kalinka Russia,
Денис Литвинов, управляющий партнер Land Law Firm,
Леонид Волох, соучредитель Lynks | Maris,
Наталья Фролова, генеральный директор УК City&Malls,
Игорь Талалов, руководитель группы инвестиционного анализа Accent Capital,
Олег Тадтаев, старший инвестиционный менеджер Metrika Investments,
Андрей Алёшкин, партнёр, исполнительный директор NAI Belarus,
Арина Довженко, партнёр, руководитель практики «Недвижимость и строительство» адвокатского бюро Nordic Star,
Елена Михайлова, руководитель направления маркетинговых исследований и аналитики PARUS Asset Management,
Марина Толстошеева, эксперт в сфере коммерческой недвижимости и управления активами,
Ирина Чернавина, независимый эксперт по коммерческой недвижимости и ритейлу,
Андрей Завьялов, эксперт по праву, недвижимости и ритейлу.
Игроки всех уровней, даже крупные, стали вести себя значительно аккуратнее ввиду низкого уровня доходности коммерческой недвижимости относительно альтернативных инструментов, констатирует Олег Тадтаев, старший инвестиционный менеджер Metrika Investments. Сделок по приобретению объектов не для собственных нужд, а для инвестирования и сдачи в аренду теперь на рынке практически нет, поясняет он. В свою очередь, с учётом высокой стоимости заёмного финансирования и отсутствия интереса крупных интересантов, девелоперы переориентировались на продажу объектов в розницу. И хотя на рынке сохраняется, в частности, высокий дефицит предложения высококлассных офисов в зданиях, управляемых единым собственником, уже к середине 2024-го эксперты заговорили о «перегреве» этого сегмента. «Но, конечно, остаётся ещё значительная часть неочевидных нишевых продуктов, которые не успели приобрести статус перегретых, – убеждён Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners. – Скажем, морально и физически изношенные студенческие общежития – лет пятнадцать назад IKEA очень серьёзно рассматривала идею создания сети современных и доступных коммерческих кампусов для студентов как нового направления развития своего бизнеса. Или тактично называемые senior houses – проекты для круглосуточного или дневного пребывания пожилых резидентов, нуждающихся в общении или уходе; бизнес-идея, которую в Польше, например, в итоге возвели практически в искусство. Используя дороговизну этого сектора услуг в соседней Германии, поляки запустили целую индустрию проживания и ухода для тысяч немецких пенсионеров, предлагая привычный для немцев качественный сервис за сравнительно более скромные деньги. И подобных нишевых решений можно привести десятки, однако все они требуют, конечно, творческого подхода, нешаблонных решений и немного пассионарности».
Арина Довженко, партнёр, руководитель практики «Недвижимость и строительство» адвокатского бюро Nordic Star, относит к перспективным и недооценённым инвесторами, прежде всего, гостиничный сегмент. «Интерес усилился и ввиду кризиса жилищной отрасли, и на фоне прихода в страну новых гостиничных игроков, – указывает г-жа Довженко. – Это подкрепляется безусловным спросом со стороны потребителя в силу бурного развития внутреннего туризма и недостаточности мест комфортного размещения во многих регионах. Вариант съёма квартир "посуточно" не закрывает спрос ввиду отсутствия гостиничного сервиса, важного для определенных категорий туристов. В общем, на Сахалине, на Кавказе, на Алтае, в Приморье и во многих других регионах России есть потенциал для развития гостиниц различного уровня "звёздности". «Спрос на качественную рекреационную недвижимость остаётся высочайшим, – поддерживает Денис Литвинов, управляющий партнёр Land Law Firm. – Внутренний туристический и санаторный рынок продолжает развиваться, нужны гостиницы, санатории, глэмпинги. Перспективы роста также имеет сопутствующая оздоровительная недвижимость – курорты, дома отдыха, частные клиники».
Именно недостаток средств размещения тормозит качественное развитие индустрии гостеприимства, и особенно это касается новых направлений, которые до этого не были интересны как туристические ни инвесторам, ни конечным пользователям.