Осторожно, двери закрываются: как в России изменяется уровень открытости бизнеса

С начала пандемии коронавируса, а затем – СВО, российский бизнес всё больше закрывался не только и не столько в части сделок, стратегических планов и моделей работы, но по умолчанию становясь осторожнее в любых оценках, комментариях и прогнозах. «Февральское потепление» в геополитике и настроениях отрасли немного изменили риторику отдельных игроков, однако рынок коммерческой недвижимости и смежные сегменты ещё долго будут одними из самых закрытых, убеждены собеседники CRE.

Текст: Иван Майоров

 
#инвестиции
#инвестициивкоммерческуюнедвижимость
#creинвестиции
#кудавложиться
#строительство
#девелопмент
#офисы
#торговаянедвижимость
#склады
#складыилогистика
#земля
#управлениенедвижимостью
#консалтинг
#гостиницы
#апартаменты
#зпиф
611
Осторожно, двери закрываются: как в России изменяется уровень открытости бизнеса
Изображение взято из источника: CRE
Эксперты публикации:

Алексей Новиков, управляющий партнёр NF GROUP,

Сергей Рябокобылко, управляющий партнёр CMWP,

Леонид Волох, соучредитель Lynks | Maris,

Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners,

Гарольд Власов, управляющий директор 3PL-оператора NC Logistic,

Андрей Садо, управляющий партнёр Penny Lane Realty,

Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Moscow,
 
Сергей Черноусов, коммерческий директор «Бизнес Клаб»,

Оксана Моисеева, заместитель коммерческого директора ГК «А101» по коммерческой недвижимости,

Анастасия Архипова, президент АРКН, директор по маркетингу и коммуникациям O1 Properties.


Ключевая ставка ЦБ, по прогнозам крупнейших банков начала 2024 года, должна была составить к декабрю-2024 12-13%, но в итоге достигла 21%, напоминает Алексей Новиков, управляющий партнер NF GROUP. «Это полностью дезориентировало многих инвесторов, и очень серьёзно повлияло на рынок, — полагает он. — В итоге осторожность в прогнозах или их отсутствие — прежде всего, результат неопределённости, политической и экономической».

Впрочем, российский рынок коммерческой недвижимости никогда не отличался открытостью, а в последние годы тенденция к закрытости лишь усилилась, указывает Леонид Волох, соучредитель Lynks | Maris. «И, если субъективно оценить степень закрытости разных сегментов рынка по пятибалльной шкале (где пять – максимальная, а один – минимальная), то наиболее закрытыми остаются инвесторы, юристы, аудиторы и консалтинговые компании, – перечисляет эксперт. – Многие инвесторы, например, исторически предпочитали работать через не слишком прозрачные структуры, и не раскрывать публично данные о сделках. Юридический блок же закрыт традиционно, и с учётом сегодняшних реалий закрытость лишь усилилась; даже публичные комментарии юристы дают с высочайшей осторожностью. Аудиторские компании, по понятным причинам, тоже крайне осторожны в комментариях и раскрытии данных. Ну а консалтинговые часто испытывают давление со стороны клиентов в вопросах раскрытия информации, поэтому и их аналитические отчеты публикуются, как правило, теперь без деталей или в усеченном виде. Оцениваю закрытость этих сегментов в 1–2 балла».

Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Moscow, также считает, что за последние пять лет наиболее закрытыми в отрасли стали инвесторы и девелоперы. «Это связано не только с ограничениями в публичном поле, но и с внутренней осторожностью в принятии решений, – размышляет г-н Петров. – Они минимизируют риски, избегая публичных обсуждений стратегий и планов. Ну и российские компании традиционно не стремятся к обратной связи от общества, даже если на нём зарабатывают. PR в широком смысле часто воспринимается как неочевидная выгода, особенно для частных игроков, где нет необходимости влиять на курс акций. Лишнее внимание к слабым местам, без ресурсов для их исправления, может быть вредным.

Снижение открытости создаёт барьеры для развития рынка: затрудняет обмен опытом, внедрение инноваций и усложняет прогнозирование трендов. Однако это также стимулирует бизнесы к более тщательному анализу рисков и поиску нестандартных решений».

 
Как получить полный доступ к публикации?

Поделиться



журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Накопленные физическими лицами деньги в условиях высокой ключевой ставки нужны всем, однако к коммерческой недвижимости потенциальные непрофильные интересанты по-прежнему относятся с осторожностью. Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче, а портфели для коллективных инвесторов постоянно пополняются новыми линейками и классами активов: light industrial...

подпишись НА эксклюзивные новости cre