MIPIM-2010: оптимизм под вопросом

Оживление в этом году на MIPIM явно было – общий настрой участников был скорее оптимистичным. Они видят на рынке первые признаки восстановления. Игроки, приехавшие на выставку, активно встречались – на стендах, мероприятиях, конференциях, тусовках, яхтах, специально арендованных кафе…

5529
Автор: CRE
Однако приведет ли это общение и декларируемый оптимизм к реальным сделкам – большой вопрос. Девелоперы не спешат начинать новые проекты и расставаться с действующими. Причина – в низком спросе и неустраивающих ставках капитализации. Преодолеть первую причину удалось пока лишь в секторе жилой недвижимости. На Лазурном Берегу эксперты сошлись во мнении, что вслед за жилой недвижимостью восстановятся и другие сегменты.

Российские участники выставки в этом году демонстрировали завидную стабильность по количеству стендов и числу приехавших. На выставке, по словам Фабриса Рози, представителя компании Reed Midem, в этом году, как и в прошлом, было представлено 19 российских стендов, однако их общая площадь превышает прошлогодние показатели. Россиян в этом году – около 1500 человек. Общее количество посетителей выставки увеличилось по сравнению с прошлым годом на 4-5% и составило более 18 000 человек. «Мы рады этим результатам, гордимся ими в эти сложные времена. Это хороший знак. Это значит, что российская экономика движется и собирается восстанавливаться так быстро, как возможно», - комментирует цифры г-н Рози.

Стабильность и оптимизм демонстрируют и традиционные участники выставки – правительство Москвы, Санкт-Петербурга, администрация Краснодарского края и Министерство экономического развития Российской Федерации. Открывая объединенную экспозицию города Москвы, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы Владимир Ресин отметил, что в течение 15 лет город Москва неизменно является участником главной инвестиционной выставки. «Несмотря на то что финансово-экономический кризис внес свои корректировки в планы правительства Москвы, бизнес в городе продолжает развиваться, российские и иностранные инвесторы занимают устойчивые позиции в экономике столицы России... Лозунг экспозиции «Новые горизонты развития» лучшим образом отражает наши намерения и практические действия», - отметил г-н Ресин.

В этом году непременно привлечь инвестиции рассчитывали главы 18 регионов Российской Федерации. Открывая стенд Минэкономразвития РФ, Сергей Круглик, заместитель министра регионального развития РФ, отметил, что «инвестиционный рынок в России начинает восстанавливаться, поэтому сегодня достаточно много регионов приехали для того, чтобы разговаривать уже с системными операторами по созданию гостиничных комплексов, причем в таких регионах, как Хабаровск, Ульяновск и других».
Переговоры на стендах с гостиничными операторами действительно велись. Но в основном на стендах в качестве предложения для потенциальных инвесторов выставлялись масштабные инфраструктурные проекты. Например, по словам мэра города Ульяновска Сергея Ермакова, инвестиции городу нужны для строительства крупного транспортно-логистического центра в Ульяновске и мощного лечебного центра в городе Димитровграде.

А Джамбулат Хатуов, первый вице-губернатор Краснодарского края, считает, что наработанный опыт и репутация позволит краю найти инвесторов, которые будут участвовать как в реализации олимпийских программ, которые обозначены в дополнение к федеральному финансированию, так и для реализации программ, связанных со строительством жилья экономкласса.
Стенды девелоперов, которые выставляли проекты коммерческой недвижимости, на выставке тоже были. Например, компания «Интеко» представляла помимо жилых проектов и проектов комплексного освоения территорий проект, реализуемый компанией в соответствии с концепцией «Интеко_парки» в Москве – офисно-гостиничный комплекс «НьюТон_парк». Также на стенде компании были представлены уже функционирующие и открывающиеся в 2010 году, а также строящиеся в настоящее время гостиничные комплексы: отель в офисно-гостиничном комплексе «НьюТон_парк» (Россия), бизнес-отель в Петергофе (Россия), апарт-отель Quisisana Palace в Карловых Варах (Чешская республика) и отель Grand Tirolia Golf & Ski Resort в Китцбюле (Австрия). Кроме того, на выставке была презентована созданная в рамках данного проекта компания-оператор Inteco Hotel Management, осуществляющая управление гостиничными комплексами в России и Европе.

В докризисные годы девелоперы везли на выставку MIPIM проекты в надежде найти финансирование. Сегодня реальных проектов на выставке крайне мало, и дело даже не в том, что девелоперы совсем потеряли веру в привлечение денег. Девелоперы сами не хотят рисковать с новыми стройками. Причина – слабый спрос. «Основной риск, который сегодня есть у девелопера – это даже не отсутствие привлекающихся денег, деньги можно найти, а это спрос, - уверен Андрей Баринский, генеральный директор ГК Forum Properties. - Спрос очень диверсифицирован, очень много вакантных площадей на рынке, и просчитать проект с хорошей долей вероятности очень сложно. Я бы сказал, что сегодня имеет смысл только продолжать существующие проекты, например, строить следующие очереди, что мы и делаем в случае с "Авророй"».

Те же, кто выставлял в этом году на выставке конкретные проекты, искал совсем не денег. «В этом году достаточно мало девелоперов представлено на выставке, - полагает Олег Коновалов, генеральный директор Espro Management. - Кризис пришел около двух лет назад, и новые проекты, которые должны были начаться два года назад и быть выставлены сейчас, не готовы, они заморожены. Мы традиционно участвуем в этой выставке со стендом, представляем некоторые из своих проектов. В принципе, обычно на этой выставке ищут финансирование, мы же ищем партнеров-девелоперов, имеющих опыт в развитии ритейла, поскольку один из наших новых проектов имеет достаточно крупную торговую составляющую и нам нужны эксперты из этой области».

Многим экспертам рынка очевидно, что в ближайшие годы основной спрос будет сосредоточен в жилой недвижимости. Соответственно, этот сегмент рынка будет наиболее интересен как девелоперам, так и инвесторам. «Я думаю, что в ближайший год из функциональных ниш наибольшим спросом будет пользоваться жилье. Прежде всего жилье экономкласса, потому что тот спрос, который формировался на протяжении последних 20-30 лет, не удовлетворен. Кризис просто несколько отодвинул этот спрос на более дальний промежуток времени. Этот спрос станет платежеспособным прежде всего за счет размораживания финансовых рынков и непосредственно рынка ипотеки», - отметил Александр Ольховский, вице-президент, управляющий директор банка ВТБ.

Участники рынка видят сегодня на российском рынке первые признаки восстановления. Но это сдержанный оптимизм. «Россия пришла в кризис годом позже Европы. На европейских рынках уже полгода видны положительные сигналы восстановления. Первые позитивные ощущения появляются и в отношении российского рынка с начала этого года. Интерес инвесторов вернется, но он будет носить более точечный характер», - считает Шарль Будэ, управляющий директор Jones Lang LaSalle, Россия и СНГ.

Инвесторы верят в потенциал рынка, но пока предпочитают присматриваться. «Как многие институциональные инвесторы, мы сейчас находимся в периоде ожидания, мониторинга тех возможностей, которые предлагает рынок недвижимости России, - говорит Рустем Гареев, старший вице-президент Heitman, Россия и Украина. - Сегодня многие инвесторы в большинстве своем переключили свое внимание на страны Западной Европы. Тем не менее фундаментально мы считаем, что российский рынок был и остается очень привлекательным, мы в него верим и, соответственно, мониторим его возможности. С учетом кризиса пришлось внести поправки в отношении географии, куда мы инвестируем. Если до кризиса мы смотрели практически на всю Россию, то сейчас это в основном Москва и Санкт-Петербург».

Рынок привык жить в новых условиях. В этом году даже инвесторы, хоть и не смотрят на рынок в розовых очках, но позитивны в своих ожиданиях. «Я чувствую оптимистический настрой, у меня сегодня утром была пара хороших встреч. Кажется, люди небезосновательно настроены оптимистично. Если судить по планам, которые люди имеют, все достаточно позитивно. Не знаю, будут ли в ближайшем времени транзакции, но люди многое планируют, а это всегда хороших показатель», - говорит Эммануил Блуин, управляющий партнер Esterel Capital.
На Лазурном Берегу верится, что игроки рынка справились с шоком и готовы искать возможности, играя по новым правилам.
Автор: Екатерина Крылова



журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre