MIPIM-2010: оптимизм под вопросом

Оживление в этом году на MIPIM явно было – общий настрой участников был скорее оптимистичным. Они видят на рынке первые признаки восстановления. Игроки, приехавшие на выставку, активно встречались – на стендах, мероприятиях, конференциях, тусовках, яхтах, специально арендованных кафе…

5547
Автор: CRE
Однако приведет ли это общение и декларируемый оптимизм к реальным сделкам – большой вопрос. Девелоперы не спешат начинать новые проекты и расставаться с действующими. Причина – в низком спросе и неустраивающих ставках капитализации. Преодолеть первую причину удалось пока лишь в секторе жилой недвижимости. На Лазурном Берегу эксперты сошлись во мнении, что вслед за жилой недвижимостью восстановятся и другие сегменты.

Российские участники выставки в этом году демонстрировали завидную стабильность по количеству стендов и числу приехавших. На выставке, по словам Фабриса Рози, представителя компании Reed Midem, в этом году, как и в прошлом, было представлено 19 российских стендов, однако их общая площадь превышает прошлогодние показатели. Россиян в этом году – около 1500 человек. Общее количество посетителей выставки увеличилось по сравнению с прошлым годом на 4-5% и составило более 18 000 человек. «Мы рады этим результатам, гордимся ими в эти сложные времена. Это хороший знак. Это значит, что российская экономика движется и собирается восстанавливаться так быстро, как возможно», - комментирует цифры г-н Рози.

Стабильность и оптимизм демонстрируют и традиционные участники выставки – правительство Москвы, Санкт-Петербурга, администрация Краснодарского края и Министерство экономического развития Российской Федерации. Открывая объединенную экспозицию города Москвы, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы Владимир Ресин отметил, что в течение 15 лет город Москва неизменно является участником главной инвестиционной выставки. «Несмотря на то что финансово-экономический кризис внес свои корректировки в планы правительства Москвы, бизнес в городе продолжает развиваться, российские и иностранные инвесторы занимают устойчивые позиции в экономике столицы России... Лозунг экспозиции «Новые горизонты развития» лучшим образом отражает наши намерения и практические действия», - отметил г-н Ресин.

В этом году непременно привлечь инвестиции рассчитывали главы 18 регионов Российской Федерации. Открывая стенд Минэкономразвития РФ, Сергей Круглик, заместитель министра регионального развития РФ, отметил, что «инвестиционный рынок в России начинает восстанавливаться, поэтому сегодня достаточно много регионов приехали для того, чтобы разговаривать уже с системными операторами по созданию гостиничных комплексов, причем в таких регионах, как Хабаровск, Ульяновск и других».
Переговоры на стендах с гостиничными операторами действительно велись. Но в основном на стендах в качестве предложения для потенциальных инвесторов выставлялись масштабные инфраструктурные проекты. Например, по словам мэра города Ульяновска Сергея Ермакова, инвестиции городу нужны для строительства крупного транспортно-логистического центра в Ульяновске и мощного лечебного центра в городе Димитровграде.

А Джамбулат Хатуов, первый вице-губернатор Краснодарского края, считает, что наработанный опыт и репутация позволит краю найти инвесторов, которые будут участвовать как в реализации олимпийских программ, которые обозначены в дополнение к федеральному финансированию, так и для реализации программ, связанных со строительством жилья экономкласса.
Стенды девелоперов, которые выставляли проекты коммерческой недвижимости, на выставке тоже были. Например, компания «Интеко» представляла помимо жилых проектов и проектов комплексного освоения территорий проект, реализуемый компанией в соответствии с концепцией «Интеко_парки» в Москве – офисно-гостиничный комплекс «НьюТон_парк». Также на стенде компании были представлены уже функционирующие и открывающиеся в 2010 году, а также строящиеся в настоящее время гостиничные комплексы: отель в офисно-гостиничном комплексе «НьюТон_парк» (Россия), бизнес-отель в Петергофе (Россия), апарт-отель Quisisana Palace в Карловых Варах (Чешская республика) и отель Grand Tirolia Golf & Ski Resort в Китцбюле (Австрия). Кроме того, на выставке была презентована созданная в рамках данного проекта компания-оператор Inteco Hotel Management, осуществляющая управление гостиничными комплексами в России и Европе.

В докризисные годы девелоперы везли на выставку MIPIM проекты в надежде найти финансирование. Сегодня реальных проектов на выставке крайне мало, и дело даже не в том, что девелоперы совсем потеряли веру в привлечение денег. Девелоперы сами не хотят рисковать с новыми стройками. Причина – слабый спрос. «Основной риск, который сегодня есть у девелопера – это даже не отсутствие привлекающихся денег, деньги можно найти, а это спрос, - уверен Андрей Баринский, генеральный директор ГК Forum Properties. - Спрос очень диверсифицирован, очень много вакантных площадей на рынке, и просчитать проект с хорошей долей вероятности очень сложно. Я бы сказал, что сегодня имеет смысл только продолжать существующие проекты, например, строить следующие очереди, что мы и делаем в случае с "Авророй"».

Те же, кто выставлял в этом году на выставке конкретные проекты, искал совсем не денег. «В этом году достаточно мало девелоперов представлено на выставке, - полагает Олег Коновалов, генеральный директор Espro Management. - Кризис пришел около двух лет назад, и новые проекты, которые должны были начаться два года назад и быть выставлены сейчас, не готовы, они заморожены. Мы традиционно участвуем в этой выставке со стендом, представляем некоторые из своих проектов. В принципе, обычно на этой выставке ищут финансирование, мы же ищем партнеров-девелоперов, имеющих опыт в развитии ритейла, поскольку один из наших новых проектов имеет достаточно крупную торговую составляющую и нам нужны эксперты из этой области».

Многим экспертам рынка очевидно, что в ближайшие годы основной спрос будет сосредоточен в жилой недвижимости. Соответственно, этот сегмент рынка будет наиболее интересен как девелоперам, так и инвесторам. «Я думаю, что в ближайший год из функциональных ниш наибольшим спросом будет пользоваться жилье. Прежде всего жилье экономкласса, потому что тот спрос, который формировался на протяжении последних 20-30 лет, не удовлетворен. Кризис просто несколько отодвинул этот спрос на более дальний промежуток времени. Этот спрос станет платежеспособным прежде всего за счет размораживания финансовых рынков и непосредственно рынка ипотеки», - отметил Александр Ольховский, вице-президент, управляющий директор банка ВТБ.

Участники рынка видят сегодня на российском рынке первые признаки восстановления. Но это сдержанный оптимизм. «Россия пришла в кризис годом позже Европы. На европейских рынках уже полгода видны положительные сигналы восстановления. Первые позитивные ощущения появляются и в отношении российского рынка с начала этого года. Интерес инвесторов вернется, но он будет носить более точечный характер», - считает Шарль Будэ, управляющий директор Jones Lang LaSalle, Россия и СНГ.

Инвесторы верят в потенциал рынка, но пока предпочитают присматриваться. «Как многие институциональные инвесторы, мы сейчас находимся в периоде ожидания, мониторинга тех возможностей, которые предлагает рынок недвижимости России, - говорит Рустем Гареев, старший вице-президент Heitman, Россия и Украина. - Сегодня многие инвесторы в большинстве своем переключили свое внимание на страны Западной Европы. Тем не менее фундаментально мы считаем, что российский рынок был и остается очень привлекательным, мы в него верим и, соответственно, мониторим его возможности. С учетом кризиса пришлось внести поправки в отношении географии, куда мы инвестируем. Если до кризиса мы смотрели практически на всю Россию, то сейчас это в основном Москва и Санкт-Петербург».

Рынок привык жить в новых условиях. В этом году даже инвесторы, хоть и не смотрят на рынок в розовых очках, но позитивны в своих ожиданиях. «Я чувствую оптимистический настрой, у меня сегодня утром была пара хороших встреч. Кажется, люди небезосновательно настроены оптимистично. Если судить по планам, которые люди имеют, все достаточно позитивно. Не знаю, будут ли в ближайшем времени транзакции, но люди многое планируют, а это всегда хороших показатель», - говорит Эммануил Блуин, управляющий партнер Esterel Capital.
На Лазурном Берегу верится, что игроки рынка справились с шоком и готовы искать возможности, играя по новым правилам.
Автор: Екатерина Крылова



журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: stroi.mos.ru
Аукцион

Москва предлагает крупные лоты в САО

Город выставил на торги три коммерческих помещения в Бескудниковском районе.
 
29.11
Источник: cre
Открытие

Avdeev Crystal расширяет сеть бутиков в Москве

До конца года компания Avdeev Crystal откроет два магазина в самых люксовых ТЦ Москвы. Таким образом, торговая сеть бренда вырастет на 40%. Сейчас в Москве работает 5 бутиков Avdeev Crystal.
29.11
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

В Оренбург привезли Idol

Первый в городе магазин премиального бренда Melon Fashion Group занял 350 кв. м в ТРЦ «Мармелад».
28.11
Источник: CRE
События

Retail & Development Brunch 2024: Любовь и боль

Рынок торговой недвижимости и ритейла с успехом прошел возможно самый сложный период в своей истории. Однако вызовы остаются. Меняется же эмоциональный окрас этого слова: вызовы сегодня - это уже не столько про боль управляющих компаний от ухода якорных арендаторов и потери трафика, сколько про любовь к своему клиенту, своему продукту, про внимание к деталям и создание новых концепций. На ежегодном мероприятии Retail & Development Brunch эксперты рынка обсудили основные тренды в ритейле и торговой недвижимости на текущий момент.
28.11
Источник: Пресс-служба Aspace
Проект

Aspace масштабируется

Aspace анонсирует запуск двух проектов в формате BTS.

27.11
Источник: cre.ru
Сделка

Selgros все продал

Selgros продал свой российский бизнес группе «Ароса».
 
29.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre