Аналитики компании провели исследование рынка торговой недвижимости и выявили ряд основных трендов:
1. В центре города увеличилось количество пустующих помещений формата стрит-ритейл. Это связано с разрывом в уровне завышенных ожиданий собственников помещений и возможностей арендаторов.
2. Интерес ритейлеров сместился от стратегии активного развития и количественного роста к прагматичному зарабатыванию денег с каждой розничной точки.
3. Время затрат на имидж у ритейлеров прошло. Многие операторы, ранее занимавшие помещения премиального сегмента на ключевых торговых коридорах Москвы, сворачивают «имиджевые» точки и уходят в торговые центры либо в сегмент стрит-ритейл в спальниках.
За 3 квартал 2011 года совокупный объем качественных торговых площадей Москвы увеличился на 12 000 кв. м. Прирост общего объема торговых площадей за 3 кв. 2011 г. оказался рекордно низким – менее 1%. За 3 квартал 2011 года в Москве и Московской области, отмечен рекордно низкий объем ввода в эскплуатацию торговых площадей.
Сетевые ритейлеры продолжили развитие, сосредотовчив интерес по большей части в Московской области. Это связано с дефицитом качественных торговых площадей в Москве и относительно низким уровнем конкуренции на рынке Московской области. Города-спутники и крупные спальные районы становятся крупными центрами притяжения для сетевой розницы, и в них идет активный процесс вытеснения локальных магазинов и ресторанов с рынка.
Активно развивается новый формат арендаторов, размещающихся в рамках комплексной застройки. Многие из них планируют развивать два и более розничных предприятия. Это так называемая социальная розница: беби- клубы, стоматологические и косметические клиники, интернет-кафе, зоотовары, а также продуктовые магазины шаговой доступности (по продаже продукции из мяса и птицы, минипекарни и пр).
По мнению экспертов ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, за исследуемый период изменения ставок аренды по якорным арендаторам в торговых центрах не произошло. Однако наметилась тенденция по увеличению арендных ставок при плановой замене арендаторов в успешных торговых центрах даже в условиях нестабильности финансовых рынков.
По словам Ольги Збруевой, руководителя департамента по работе с клиентами ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate,уровень вакантных площадей в успешных торговых центрах приближается к нулю, в других торговых объектах продолжает стремительно снижаться. Как результат, ставки аренды на качественные торговые площади плавно поднимаются
Наиболее востребованными объектами с долей вакантных площадей от 0 до 2% являются успешные концептуальные торговые центры, к примеру, ТРЦ «Европейский», ТРЦ «Метрополис», ТЦ «Атриум» и другие.