Интернет с выходом в магазин

«Связной» запустил розничный проект Enter. Новый магазин сочетает универсальный ассортимент и мультиканальные продажи — через интернет, обычную розницу, терминальную, каталожную и телефонную торговлю.

5217

Источник: Эксперт
Автор: Напалкова Анастасия

Наши конкуренты — это IKEA, OBI, “Детский мир”, “М.Видео”, “Спортмастер”, “585”…» — перечисляет Сергей Румянцев, генеральный директор только что открывшегося многоканального магазина Enter. Ассортимент магазина, состоящий из 24 тыс. наименований — от ювелирных украшений, форм для выпечки и автошампуней до лыж, дрелей и мебели, — планируется пополнять на 100 товарных позиций в неделю, доведя их число до 50 тыс. Здесь будет продаваться все, кроме книг, автомобилей, косметики и парфюмерии. К 2015 году компания рассчитывает построить крупнейший в стране универсальный непродуктовый магазин с оборотом 7 млрд долларов.

Планы у Enter более чем амбициозные, считают аналитики: планируемый оборот магазина — это около 5% оборота тех категорий, в которых он собирается присутствовать (150 млрд долларов). Скажем, у Ozon.ru, крупнейшего российского непродовольственного интернет-магазина, через 3–5 лет этот показатель составит 1 млрд долларов. За то же время главный конкурент Enter в категории бытовой техники и электроники «М.Видео», уже имея около 3 млрд долларов, достигнет оборотов, сопоставимых с теми, что планирует стартап.

К 2015 году сеть «Связной», финансирующая проект, планирует вложить в него 300 млн долларов. Ожидается, что конкурентными преимуществами Enter станут хороший сервис и новая для России модель бизнеса — присутствие в разных каналах продаж. Интернет-магазин будет сочетаться с магазинами-складами, продажами через терминальные и бумажные каталоги, а также по телефону.

Интернета вам мало

«По-моему, кровать маловата. Давай побольше. А этот шкаф не помещается» — на экране сменяются изображения мебели в 3D. Менеджеры Enter демонстрируют работу терминала, на котором можно построить виртуальный проект интерьера: подобрать мебель, обои, покрытие для пола и прочее. Тут же выбранные товары можно заказать. А если товар входит в число 11 тыс. наименований, представленных на складе при магазине, его тут же принесут покупателю.

Интернет-магазин решил не ограничиваться онлайн-продажами, но предложить покупателям и другие способы выбора и покупки товаров. Это отражает тенденцию рынка: теперь люди пользуются большим количеством каналов продаж для одной покупки (см. график), поэтому ограничиваться каким-то одним продавцу не выгодно. Так, в магазине Argos, британском прототипе Enter, интернет заработал лишь 26% выручки.

«Перед полкой с телевизорами клиент стоит, уткнувшись в смартфон: читает отзывы, сравнивает цены. Сталкивались с такой картиной?» — описывают свои наблюдения в аналитическом агентстве CONplementation. О пересечении каналов продаж сейчас говорят много. В Европе, по прогнозам, к 2014 году интернет будет участвовать более чем в половине покупок. Все больше покупателей приходит в розничные магазины исключительно за тем, чтобы пощупать товар, получить консультацию, а покупку сделать в интернет-магазине, где цены обычно ниже на 10–20% и предлагается доставка на дом, что для многих удобно.

Однако присутствует и обратная тенденция, которую отражает приведенный агентством пример. Люди выбирают товар в интернете, а расплатиться и получить покупку приходят в обычный магазин. Поэтому рынок интернет-торговли хотя и растет на 15 и более процентов в год, занимает пока лишь 1,5% розничного оборота. Покупатель использует разные каналы продаж — одни для выбора, другие для покупки, в зависимости от ситуации. Нельзя не принимать во внимание и то, что для многих шопинг — это развлечение. «У меня есть телевизор, но я все равно хожу в кино», — говорит Максим Ноготков, основатель и основной бенефициар «Связного». Этими особенностями спроса и решили воспользоваться в Enter.

Компания планирует открыть к 2015 году 1 тыс. розничных точек площадью от 500 до 1000 кв. м, лишь треть которой займет торговый зал, остальное — склад. В зале будет представлено 3 тыс. наименований товара. Магазин — это и пункт выдачи товара покупателю, и место для консультаций, и место знакомства с брендом. «Открытие пункта выдачи или розничного магазина способно моментально поднять продажи интернет-магазина с нуля до требуемого уровня», — уверен Михаил Уколов, гендиректор интернет-магазина «Ютинет.ру». Причем Enter пошел даже дальше, чем Ozon.ru, который тоже развивает пункты выдачи товара и планирует нарастить их число с нынешней 1 тыс. до 4 тыс. к 2013 году. В отличие от Ozon.ru, открывающего пункты выдачи товара в неприметных и недорогих местах, Enter открыл первые два магазина в Москве у метро «Белорусская» и «Киевская», то есть в местах с высокой проходимостью.

Но сочетанием интернета и обычной розницы модель Enter не исчерпывается. В магазинах сети бесплатно раздают очень толстые, более 1 тыс. страниц, каталоги. «Отличная подставка под горячее», — шутит Василий Мостицкий, директор по маркетингу. Магазин будет стремиться поместить в каталог максимум товаров — в отличие, например, от Ozon.ru, включающего в каталог только спецпредложения и сезонные товары. Есть у компании и мобильное приложение. «Например, вы увидели в гостях вилочки — можете достать смартфон и тут же купить такие же», — говорит Сергей Румянцев. Разрабатываются и приложения для покупки товаров в социальных сетях.

Идея в том, чтобы покупку в Enter можно было совершить в любом месте в любое время любым удобным способом. Это отражается и на оплате труда персонала в розничных точках: она зависит не от личных продаж, как в большинстве офлайновой розницы, а от продаж всего региона. Похожую схему вводит «М.Видео».

Особое внимание в Enter уделяют сервису. В колл-центре Enter, например, отсутствует «дерево» с выслушиванием автоответчика, предлагающего последовательно нажимать различные цифры, чтобы получить нужный ответ, — покупателя сразу связывают с оператором. А доставив покупателю мебель или спорттовары, установив бытовую технику, сервисная служба Enter затем помоет за собой пол.

«Я бы никогда не стал делать ничего вроде Aldi (немецкий продуктовый дискаунтер. — “Эксперт”) — с выкладкой на паллетах. Для меня это неорганично и неинтересно. Мы любим делать красиво», — говорит Максим Ноготков. Однако эта красота сказывается на ценах. Максим Фалдин, совладелец торговой интернет-платформы «Викимарт», отмечает, что многие товары на Enter стоят процентов на 10–20 дороже, чем в других интернет-магазинах. В Enter в этим не спорят и обещают, что их товары будут дешевле только, чем в офлайн-ритейле. И вообще, магазин собирается работать по большей части со средним сегментом, 50–60% наименований, на высокий отведут 15–20%, на низкий 25–30%. Вопрос в том, найдет ли предложение спрос.

В малые города — малой кровью

Особенно востребованным интернет-магазин с широким ассортиментом может оказаться в регионах. Enter уже готовится к открытию магазинов в Рязани, Липецке, Твери, Белгороде, Орле, Ногинске и Сергиевом Посаде. Практика показывает, что, хотя многие интернет-магазины — а их в стране более 20 тыс. — предлагают региональную доставку, условия их работы не устраивают покупателей. Товар идет долго, а его возврат или замена — тем более. Поэтому более половины интернет-торговли приходится на Москву и Санкт-Петербург.

В то же время опыт Ozon.ru показывает, что на непродовольственный ассортимент спрос за пределами столиц есть. Так, в 2009 году на региональные продажи приходилось 29% выручки, а в 2010-м уже 38%. На днях Ozon даже открыл второй региональный хаб — в Уральском регионе, где за последний год продажи резко выросли. Поэтому Enter выстраивает региональную логистику так же, как и Ozon, то есть склад и сеть распределительных центров. Сейчас у Enter 80% доставки работает на аутсорсинге, но планируется, что соотношение будет обратным.

Спрос в регионах объясняется тем, что интернет-магазин хорошая альтернатива обычной рознице. Ведь последняя должна балансировать между широким ассортиментом и более низким, чем в Москве, спросом. К тому же открывать обычный магазин затратно, 70–80% приходится на аренду и оплату труда. А Enter может прийти в регион меньшей кровью: в их розничных точках меньше персонала и товарных запасов, зато обслуживать они способны не только пришедших в магазин людей, но и интернет-покупателей.

Другое дело, что дорогие товары, востребованные москвичами, в регионах могут не пойти. Привлекать покупателей тогда придется ассортиментом, недоступным в глубинке. Спрос на мебель, например, показывает, что покупатели в городах, где нет магазина IKEA, готовы доплачивать до 20% от стоимости товара. Но доля таких продаж все-таки мала, и средний чек в IKEA, по оценкам, не превышает 5 тыс. рублей, а Enter, судя по всему, закладывает более высокую планку.

Заявленные Enter планы по выручке ряду экспертов кажутся завышенными. «А вы не перепутали доллары и рубли?» — решили уточнить в одном крупном интернет-магазине, услышав о 7 млрд долларов. В «М.Видео» заявили, что на высококонкурентном рынке бытовой техники и электроники нарастить свое присутствие с нуля до 5% за три года очень трудно. Рыночная доля самого лидера рынка, по итогам 2010 года, составила 12%. Инвестиции же в развитие Enter не так велики и сопоставимы с маркетинговыми бюджетами крупнейших игроков. Впрочем, Алексей Иовлев, генеральный директор корпорации СБР, развивающей сеть магазинов товаров для дома и ремонта «Метрика», склонен доверять прогнозу Enter. «У акционеров есть опыт быстрого успешного роста сети “Связной”. В среднесрочной перспективе проект может перешагнуть оборот в миллиард долларов без труда. А через пять лет их обороты вполне могут измеряться несколькими миллиардами», — считает он.      



журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre