Открытие магазина в формате street retail: за и против

Среди многообразия предложения торговой недвижимости концептуально можно выделить два типа: торгово-розничные помещения, расположенные на первых этажах зданий с обособленным входом (street retail), и помещения в галерее торгового центра.
6230
Как правило, решение торгового оператора об открытии магазина в том или ином формате обусловлено его стратегией развития. Некоторые сети рассматривают только торгово-розничные помещения («Даниэль»), другие (Marks&Spencer и H&M) – предпочитают торговые центры. Однако в основном операторы нацелены на повышение доходности торговых точек и при появлении выгодных арендных условий могут рассматривать варианты, отличные от первоначальных планов. Кроме того, компании стараются охватить максимально широкий круг потребителей, разрабатывая в этих целях новые форматы магазинов. К примеру, «Старик Хоттабыч» намерен развивать в торговых центрах сеть «мини-магазинов», вдвое уступающих по площади традиционным. Carlo Pazolini в торговых галереях открывается в меньшем формате (250 - 300 кв.м), чем в помещениях street retail (до 1 000 кв.м).

На протяжении последних пятнадцати лет в Москве велось активное строительство торговых центров, тогда как сегмент street retail развивался значительно менее активно и на сегодняшний день представлен в основном помещениями, построенными в советский период. Таким образом, одним из существенных недостатков данного сегмента является ограниченность предложения и его невысокое качество: нередко помещения располагаются на нескольких этажах, обладают недостаточной электрической мощностью, слабой звукоизоляцией и вентиляцией и т.д. Таким образом, зачастую конструктивные и технические параметры помещений не удовлетворяют современным требованиям торговых операторов, что влечет за собой дополнительные затраты на их модернизацию. Кроме того, в случае необходимости перепланировки арендатор вынужден проходить длительные согласовательные процедуры. Еще одним недостатком открытия магазина в формате street retail является сложность общения с собственником, который зачастую не является профессиональным девелопером, в отличие от специализированных УК в торговых центрах.

Стоит отметить, что в сегменте street retail представлены в основном помещения площадью 100-300 кв.м, что покрывает спрос со стороны лишь ограниченного количества арендаторов, в то время как большинству необходим более широкий спектр предложения площадей. К тому же, арендные ставки на центральных улицах города выше, чем в успешных торговых центрах при сопоставимых покупательских потоках. Так, если в торговом центре секцию площадью 200 кв.м можно арендовать по ставке 1 500 – 2 500 $/кв.м в год, то на улицах в пределах Садового кольца подобное помещение может обойтись в 1 500 – 7 000 $/кв.м в год.

Тем не менее, помещения формата street retail обладают рядом преимуществ. В первую очередь, это рекламные возможности обеспечиваемые витринами магазинов. Так, новые игроки на рынке стараются открывать свои магазины на основных торговых улицах, чтобы обеспечить узнаваемость своего бренда. К примеру, первый магазин Zara был открыт на Тверской, и только после этого компания начала развивать свой бренд в торговых центрах.

Также немаловажным преимуществом открытия магазина в формате street retail является его «близость к покупателю». В основном уличная торговля нацелена на импульсивные покупки, что дает возможность привлечения максимально разнообразной аудитории. Хотя стоит отметить, что в Москве есть примеры улиц, рассчитанных на целевое посещение, которые благодаря синергетическому эффекту от близости магазинов одного профиля привлекают высокий покупательский поток (например, Нахимовский проспект, на котором расположены магазины товаров для дома или Камергерский переулок и Пятницкая улица, где сконцентрированы кафе и рестораны).

Традиционно, основную долю спроса на торгово-розничные помещения столицы формируют заведения общественного питания, одежные операторы (в том числе класса люкс), продуктовые сети, банки.

Банковские отделения в основном расположены на основных торговых улицах/магистралях города в местах с оживленным транспортным и пешеходным трафиком. Зачастую поблизости сосредоточено одновременно от 5 до 10 отделений разных банков. В то же время нельзя не отметить наблюдавшуюся в последнее время тенденцию к открытию операционных офисов банков в спальных районах города.

Другими операторами формирующими инфраструктуру района, которые выбирают торгово-розничные помещения, являются заведения общественного питания, аптеки, салоны красоты, небольшие продуктовые сети (преимущественно в формате «магазин у дома»). Тогда как крупные продуктовые гипермаркеты («Ашан», «О’КЕЙ», Перекресток, «Наш гипермаркет») в Москве преимущественно арендуют помещения в торговых центрах, что отличается от европейской практики, где одной из последних тенденций является выход крупных продуктовых сетей в street retail.

Что касается одежных операторов, то многие популярные международные марки (к примеру, группы Inditex) на основных торговых улицах столицы открывают лишь флагманские магазины. Выбор в пользу торговых центров в значительной мере обусловлен низкими ставками, которые им предоставляют собственники как «якорям», генерирующим поток посетителей.

Торговые марки класса «люкс» традиционно предпочитают помещения street retail. Во-первых, это обусловлено их имиджевой политикой представления на рынке. Во-вторых, торговые центры, ориентированные на покупателей товаров высокого класса, стали появляться в столице относительно недавно, и на сегодняшний день в Москве функционирует лишь несколько подобных объектов: ТЦ «Времена Года», ЦУМ, ГУМ, «Крокус Сити Молл» и т.д.

Таким образом, ограниченное предложение и техническое несовершенство помещений значительно усложняют процесс открытия магазина в формате street retail. Однако возможность создания «витрины бизнеса», способствующей повышению узнаваемости бренда окупает эти недостатки. В конечном итоге арендатор принимает решение об открытии магазина в формате street retail исходя из собственных интересов в каждом конкретном случае.

Ольга Ясько, региональный директор по аналитике и исследованиям Knight Frank

Екатерина Подлесных, руководитель отдела торговых помещений департамента торговой недвижимости Knight Frank


журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02
Источник: Coldy
Проект

Coldy может построить 320 тыс. кв. м на Дмитровской

Компания выкупает у Сбербанка 5,6 га под деловым кварталом Mirland Plaza. Если эта территория войдет в программу КРТ, девелопер сможет реализовать там крупный комплекс с жильем и офисами.
17.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre