Эксперты: Половину складов построят «под клиента»

Темп роста объемов складов, потребляемых ритейлом, сегодня составляет 20-30% в год. 
5466

Согласно исследованиям компании CBRE, в 2013 г. именно потребитель современной складской недвижимости диктует изменения тенденций в этом сегменте на рынке Москвы и Московской области.

Наибольшую активность в потреблении складских площадей демонстрируют специализированные сетевые ритейлеры. Темп роста объемов складов, потребляемых ритейлом, сегодня составляет 20-30% в год. Ритейлеры занимают 17% предложения. Исторически основной географией размещения складских площадей ритейла являются юг, восток и юго-восток.Подавляющее большинство площадей ритейл занимает на правах аренды. По прогнозам экспертом, ожидается рост спроса на складские площади и со стороны on-line ритейлеров. В 2012 г. этот сегмент рынка поглотил 10% новых складов, в результате чего общий объем складов занимаемых online ритейлом составляет 6% от всех складских помещений московского региона.

Логистические операторы также по-прежнему остаются в состоянии системного наращивания объемов складских площадей. Ежегодно этот сегмент поглощает порядка 15-20% нового предложения складских помещений. Логистические операторы преимущественно ориентируются на главные транспортные потоки. Таким образом, их склады главным образом располагаются на юге или на севере.

В исследовании отмечается, что иностранные компании довольно редко становятся собственниками складских площадей: в общем объеме площадей их доля не превышает 10%.

Причин здесь несколько. Во-первых, приобретение крупного объекта недвижимости всегда сопряжено с отвлечением капитала, что для иностранных компаний не всегда приемлемо. Во-вторых, если бизнес будет не столь успешен, как планировалось, проще выйти с арендных площадей, чем с собственных.

Собственность становится оправданной, если ее наличие снижает прочие риски: например, в секторе 3pl и для профессиональных логистов площади в собственности становятся рациональным решением при значительных долгосрочных инвестициях, например, при автоматизации склада.

С другой стороны, для девелоперов строительство под заказчика может быть эффективнее строительства типового склада, поскольку уже на этапе проектирования можно удалить ненужные для клиента опции и добавить то, что ему действительно необходимо. При этом переделывать готовый спекулятивный объект под BTS всегда дороже. Также, BTS обычно снижает финансовые риски девелопера. Вместе с тем сделка BTS длится гораздо дольше по времени и, как правило, сложнее по исполнению.

Как отмечается в отчете CBRE, cредний размер аренды складских площадей зависит от типа бизнеса. Максимальный «средний размер» имеют склады FMCG, которым для организации логистики требуются крупные распределительные центры. Здесь типовой блок достигает 34 тыс. кв. м. по сравнению со средним размером по рынку в 16 тыс. кв. м.

Последние результаты также говорят о наметившемся тренде приобретения складских площадей «с запасом». Аналогичная ситуация наблюдалась в 2007 году. Эта тенденция легко объяснима, так как свободные площади, с одной стороны, являются резервом в случае расширения собственного бизнеса и страхуют от потенциального дефицита складов, а с другой - позволяют извлекать дополнительную прибыль из растущего складского рынка. Предложения по субаренде нередко на 7-10% выше ставки прямой аренды, однако, позволяют в короткие сроки найти арендаторам небольшие площади от 1 - 2,5 тыс. кв. м.

Согласно полученным результатам отчета CBRE, средний размер арендных ставок в Московском регионе может зависеть от нескольких параметров: местоположения, типа склада, типа площадей и размера арендуемой площади. Так сухой склад класса В на МКАД может предлагаться по $250 кв. м / год (базовая ставка). При этом объекты класса А в 30 км от МКАД предлагаются по $135 кв. м / год. Для площадей менее 2 000 кв. м ставка почти на 25% выше, чем на аналогичные по качеству помещения, сдаваемые крупными блоками.

Ланс Пилант, директор отдела складской и промышленной недвижимости CBRE в России: «2013 год, как и предыдущий год, показал интересные изменения как в структуре спроса компаний–арендаторов, так и в структуре сделок, которые заключаются в складских комплексах класса А в Московском регионе.

Ритейлеры (включая операторов торговых сетей и операторов on-line-торговли), логистические компании и компании сектора товаров массового потребления увеличили свою долю в общем объеме спроса на современные складские площади до 75%.

Доля компаний-производителей в общем объеме спроса, наоборот снизилась в московском регионе до 20%, что можно объяснить снижением объёмов производства в регионе и большой концентрацией девелопмента торговых площадей. Это со своей стороны объясняется высокой концентрацией покупателей в российской столице.

Структура сделок с такими арендаторами также изменяется. Модель сделок build-to-suit (BTS - строительство под конкретного, конечного пользователя), становится более распространенной, чем традиционные сделки долгосрочной аренды. Некоторые девелоперы сегодня стремятся быть более гибкими в своем предложении. В своих объектах для новых арендаторов они предлагают как модель продажи помещений BTS, так и площади для долгосрочной аренды. Такие девелоперы, как Radius Group и PNK Group являются лучшим тому примером.

Мы ожидаем, что в 2013 г. около 50% сделок в Московском регионе будет закрыто по модели BTS. Для сравнения в 2012 г., сделки BTS составляли лишь 35% в общем объеме сделок».

 



Материалы по теме

Исследования рынка

Складская недвижимость Москвы за I квартал 2012 года

Строительство большого количества объектов было завершено в течение I кв. Более чем 200 000 кв. м складских площадей выведено на рынок за этот период.
26.04
Исследования рынка

Складская недвижимость идет на рекорд

Показатели рынка складской недвижимости Московского региона продолжают демонстрировать положительную динамику, несмотря на негативные тенденции в мировой экономике. Спрос остается на высоком уровне, что выражается в сохранении высоких темпов поглощения складских площадей, сообщается в аналитическом отчете, подготовленном экспертами S.A. Ricci.
14.10

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre